Лучший педагог года

Отчет по теме самообразования «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Оксана Сивова
Отчет по теме самообразования «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Отчет по теме самообразования

Введение

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими особенностями детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире.

Актуальность

Через экспериментирование, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Всевозможные опыты и эксперименты предоставляют ему возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А чем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться. Тем самым, лучше подготовится к школе. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребёнка – склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача педагогов.

Публикация «Отчет по теме самообразования „Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования“» размещена в разделах

Учитывая практическую значимость экспериментирования для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи.

Цель: изучить литературу по теме самообразования; создать оптимальные условия для познавательного развития через экспериментирование старших дошкольников, как основу интеллектуального, творческого развития детей.

Задачи: изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей; разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В процессе работы применялись современные технологии:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология

технология «ТРИЗ»

Разработан план работы по теме самообразования :

I этап Теоретический

В него вошли изучение специальной литературы, знакомством с индивидуальными интересами и склонностями детей, их любимым занятием в свободное время. Определение целей и задач по теме. Накопление теоретического и практического материала. И создание личной творческой педагогической лаборатории.

Разработан перспективный план на 2020-2023 год, конспекты образовательной деятельности, картотека «Опыты и эксперименты».

2020-2021 год

Сентябрь

Экскурсия в лабораторию.

Цель: уточнить кто такие ученые, познакомить со способом познания мира - эксперименте.

Дети знакомятся с оборудованием лаборатории: лупа, микроскоп, весы, песочные часы, пипетки, магниты; узнали. что работать необходимо только в спецодежде.

Октябрь

«Фокусы с магнитом»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Дети работают с магнитами, выясняют его свойства

Ноябрь

«Наряды куклы Тани»

Цель: познакомить детей с разными видами тканей, обратить

внимание на отдельные свойства тканей.

Работа с микроскопом и лупами, определяют, какая ткань впитывает воду, и делят ткани на группы, рассматривают ткань. зарисовывают волокна ткани.

Декабрь

«Беседа о снеге»

Цель: помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Закрепляют знания о свойствах твердых и жидких предметах, используют метод маленьких человечков ТРИЗ.

Январь

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Цель: уточнить представления о свойствах льда.

Просмотр видео-презентации «Чудеса природы», «Айсберги»; уточняют представление о свойствах льда, делают выводы, айсберги опасны для судоходства.

Февраль

Квест-игра «Путешествие капельки»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о свойствах и бережном отношении воды.

Работа с моделями «Маленькие человечки» ТРИЗ, просмотр мультфильма «Капитошка», игра «Объясни знак»; дети совместно с родителями наклеивали знаки на подъездах, чтобы жители дома бережно относились к в воде и водным ресурсам на планете.

В заключении наклеивают заранее приготовленные знаки «Кому нужна вода».

Март

«Коллекционер бумаги»

Цель: расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. Определяли предметы по признакам материала. По ходу занятия выяснили назначение каждого вида бумаги, описали свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

Апрель

Экологический квест «Земля - наш дом родной»

Цель: углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Выяснили, что существует праздник «День Земли», уточнили правила поведения в лесу, посадили лучок, очистили воду для полива, играли в игру Май

«Мусор убирай - природе помогай».

«Как фильтровать воду»

Определили, какой фильтр лучше очищает воду, работа в тетрадях.

Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»; О. В. Дыбина, «Ребенок и окружающий мир»; О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей».

2021-2022 год

Сентябрь

Экскурсия в лабораторию.

Цель: уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза».

Дети знакомятся с оборудованием лаборатории: лупа, микроскоп, весы, песочные часы, пипетки, магниты; узнали. что работать необходимо только в спецодежде.

Октябрь

Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки.

Ноябрь

Что такое масса

Цель: выявить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы.

Декабрь

Почему не тонут корабли?

Цель: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

Январь

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Цель: уточнить представления о свойствах льда.

Просмотр видеопрезентации «Чудеса природы», «Айсберги»; уточняют представление о свойствах льда, делают выводы, айсберги опасны для судоходства.

Февраль

Квест-игра «Путешествие капельки»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о свойствах и бережном отношении воды.

Работа е моделями «Маленькие человечки» ТРИЗ, просмотр мультфильма «Капитошка», игра «Объясни знак»; дети совместно с родителями наклеивали знаки на подъездах, чтобы жители дома бережно относились к в воде и водным ресурсам на планете. В заключении наклеивают заранее приготовленные знаки «Кому нужна вода».

Март

Испытание магнита

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом.

Апрель

Почему в космос летают на ракете?

Цель: уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя.

Май

Экологический квест «Земля - наш дом родной»

Цель: углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Выяснили, что существует праздник «День Земли», уточнили правила поведения в лесу, посадили лучок, очистили воду для полива, играли в игру «Мусор убирай - природе помогай».

Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»; О. В. Дыбина, «Ребенок и окружающий мир»; О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для

2022-2023 год

Сентябрь

Какая бывает вода?

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды.

Дети знакомятся с оборудованием лаборатории: лупа, микроскоп, весы, песочные часы, пипетки, магниты; узнали. что работать необходимо только в спецодежде.

Октябрь

Мы дышим воздухом.

Цель: расширить представление детей о воздухе.

Ноябрь

Свеча в банке.

Декабрь

Солнце дарит нам тепло и свет.

Цель: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света.

Январь

Чем можно измерить длину?

Цель: расширить представления о мерах длины.

Февраль

Квест-игра «Путешествие капельки»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о свойствах и бережном отношении воды.

Работа е моделями «Маленькие человечки» ТРИЗ, просмотр мультфильма «Капитошка», игра «Объясни знак»; дети совместно с родителями наклеивали знаки на подъездах, чтобы жители дома бережно относились к в воде и водным ресурсам на планете. В заключении наклеивают заранее приготовленные знаки «Кому нужна вода».

Март

О «дрожалке» и «пищалке»

Цель: познакомить детей с понятием «звук».

Апрель

Почему в космос летают на ракете?

Цель: уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя.

Май

Экологический квест «Земля - наш дом родной»

Цель: углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Выяснили, что существует праздник «День Земли», уточнили правила поведения в лесу, посадили лучок, очистили воду для полива, играли в игру «Мусор убирай - природе помогай».

Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»; О. В. Дыбина, «Ребенок и окружающий мир»; О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для

Оформление развивающей предметно-пространственной среды.

Лэпбук «Земля – наш дом»

Песочные часы 8 шт (от 1 до 10 минут)

Весы учебные с гирями

Компас

Микроскопы

Обучающая игра «Экология и мы»

Коллекция познавательных книг

Буклет с алгоритмом выполнения экспериментов

Магниты

Мох

Образцы стекла, пластмассы, металла

Образцы бумаги

Воронки, пипетки

Мерные ложки и стаканчики

Секундомер

Кинический песок

Стеклянные колбы

Коробочка «Запахи»

Коктейльные трубочки

Воздушные шары

Лупы

Разнообразная ткань

Контейнеры для изготовления льдинок

Стеклянные баночки разной формы и размера

Одноразовые стаканчики

Бумажные салфетки, полотенца

Гуашь

Материал для работы в огороде

Работа с родителями

Анкетирование «Детское экспериментирование семье», «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Консультация для родителей «Детское экспериментирование в домашних условиях», Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты, «Соблюдение правил безопасности», «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Памятки и рекомендации «Как вместе с ребенком экспериментировать и проводить опыты в домашних условиях», «Что нельзя и что нужно?», «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок», «Проведите с детьми дома простые опыты», «Как помочь маленькому почемучке?»

Картотека «Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Выставка «Идеи простых поделок»

Участие в экологическом детском фестивале «Экодетство», представление костюма из бросового материала

Городской конкурс проектов «Я открываю мир», проект «Я – исследователь»

Участие родителей с детьми в Всероссийском экологическом конкурсе поделок «Новая жизнь бытовым отходам»

Составление диагностических карт с целью отслеживания знаний, умений и навыков детей :

Ф. И. ребенка

1. Как долго ребенок может заниматься экспериментированием

2. Что предпочитает, когда задан вопрос на сообразительность (рассуждает, повторяет ответы других детей)

3. Проявляет интерес к символическим «языкам», пытается самостоятельно читать схемы, работать с алгоритмами

4. Проявляет интерес к познавательной литературе

5. Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

II этап Практический

Практическая, творческая деятельность по решению проблемы на протяжении всего учебного года. Фиксирование результатов в развитии детей.

При оформлении РППС учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, поэтому был разработан буклет «Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов»

В кабинете есть интерактивная доска «Калибри». Дети имеют возможность играть в интерактивные игры:

блок «Игровой центр Сова» - «Космос», «3 состояния воды», «Круговорот воды в природе», «Вода растворитель», «Вода на земле», «Что с начала, что потом»

блок «Волшебная поляна» - «Времена года»

блок «Инженерная школа» - «Умная лаборатория»

познавательные фильмы – «Уроки тетушки Совы», «Удивительный айсберг»

Мероприятия, проводимые с детьми:

Квест-игра «Путешествие капельки», «Земля – наш дом родной»

Акция «Мусор разделяй – природе помогай», «Добрые крышечки», «Елочка зеленая иголочка», «Берегите воду»

Открытое мероприятие «Путешествие мыльного Пузырика»

Открытое мероприятие «Пир на весь мир», с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности посредством сказки»

Проект «Земля – наш дом родной»

Лэпбук «Земля наш дом»

Картотека экспериментов

Участие в межмуниципальных экологических чтениях

III этап Подведение итогов

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у детей, родителей и педагогов к познавательному развитию через экспериментальную деятельность. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательных способностей детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты.

Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подвести итог хочу словами советского педагога-новатора, писателя, основателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Итогом деятельности по теме самообразования

Открытое мероприятие и мастер-класс в рамках конкурса на базе детского сада «Наставник и наставляемый».

Организация выставки развивающей предметно-пространственной среды

Обобщение опыта работы, отчет для коллег

Литература:

1. Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. -ь 32 с., цв. Ил. – (Методический комплект парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!».)

2. Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. -ь 32 с., цв. Ил. – (Методический комплект парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!».)

3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические

рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез. 2010.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. И., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - Творческий Центр «Сфера» Москва. 2002.

5. Методическое пособие по работе с игровым набором «Дары Фребеля»

6. Программа «Детство» ( Детство: Примерная образовательная программа

дошкольного образования / Т. И. Бабаева. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. —*СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.)

7. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 160 с.

8. Савенков А. И.

Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 32 с. : - ISBN 978-5-9507-0546-5

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС. 2014. - 128 с., ил. - (Библиотека программы «Детство.»)

Электронная литература

1. Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности*

в ДОУ

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/25/ispolzovanie-tehnologii-dary-frebelya-v-obrazovatelnoy

3. Из опыта работы Натальи Липеевой. Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

https://www.maam.ru/detskijsad/-yeksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnoi-aktivnosti-doshkolnikov-opyt-raboty.html

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 15:10
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД