Лучший педагог года

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Кривая
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Для самообразования я выбрала тему «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, мною и была выбранная данная тема.

Целью изучения темы стало создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.

Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:

• создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

o обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации и. т. д. ;

- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Новизна опыта состоит:

• в подборке и систематизации разного рода игр, упражнений пособий, литературы, нацеленных на развитие логического мышления детей ;

• в комплексном использовании занимательного дидактического материала в непосредственно образовательной, игровой и самостоятельной деятельности.

Мной была изучена и взята в помощь при работе следующая методическая литература:

- «Малыши играют в шахматы», В. Г. Гришин;

- «Игровые задачи для дошкольников», З. А. Михайлова;

- «Я решаю логические задачи», Е. В. Колесникова;

- «100 игр на развитие мышления»,

- «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста», А. В. Сунцова;

- Тесты для подготовки к школе», А. Герасимова.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.

Развитие логического мышления включает в себя целенаправленное использование развивающих и дидактических игр. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии :

- Логические блоки «Дьенеша» - Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение и познавательные способности. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной;

- Палочки Кюизенера - Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Они способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей;

- Игры – головоломки: «Танграм», «Листик», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»-Игры-головоломки развивают : пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному;

- Настольные логические игры : «Домино» (животные, транспорт, «Лото» (числа, животные, «Посчитай-ка», «Фигуры», «Цвет и форма», «Найди закономерность», «Противоположности» ит. д. - Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание;

- Игры с счетными палочками - счетные палочки развивают : концентрацию внимания (сосредоточенность, пространственное мышление, логику, воображение, мелкую моторику.

Как я использую палочки: считаем,, цифры, примеры, строим схемы предложений, строим геометрические фигуры, строим лестницы, колодцы, железные дороги, строим дорожки, соблюдая ритм, и еще устраиваем превращения - это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру, выкладываем различные картинки;

- Словесно-логические игры и упражнения - «Закончи предложение», «Подбери общее понятие», «Лишнее слово», «Отгадай загадку»,«Логические задачи»,«Задачи-шутки»,«Занимательные вопросы», «Вопросы на смекалку» и т. д. Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей у детей;

- Работа в тетрадях по развитию логики, с картотекой «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»;

- «Змейка», «Кубик – Рубик», «Игры-разума» - развивают логическое мышление, пространственное воображение.

Хотелось бы отметить, что для более эффективного развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого я использую разные формы работы с родителями:

-консультации о подборе игр по формированию логического мышления : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»; «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»; «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

- индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

• совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;

• родительские собрания.

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников.

Дошкольники научились :

-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью;

-путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;

-правильно отвечать на поставленные вопросы;

-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;

-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.

Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2022 в 18:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД