Юлия Игоревна
Отчет воспитателя по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет воспитателя по самообразованию
воспитателя Сирохиной Юлии Игоревны
за 2019 – 2020 учебный год
Тема самообразования :
«Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников.»
Цели работы над выбранной темой:
Публикация «Отчет воспитателя по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- углубление знаний о влияния малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста;
- объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора;
- формирование грамматического строя речи у детей, развитие монологической и диалогической речи.
Задачи:
- повысить собственный теоретический уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
- расширить знания детей об окружающей действительности, развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
- помочь воспитанникам в освоении разговорной речи, родного языка.
- применить свои знания, навыки и умения на практике: изготовить пособия и атрибуты, организовать и провести практическую работу с детьми.
Изучение методической литературы по теме.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.
3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке : Очерки. -М. : Дет. лит., 1988.
4. Танкеев Русские народные игры М. : Просвещение, 1986.
5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1.- Иркутск, 1930.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Пикулева Н. - «Слово на ладошке», М., 1997г.
8. Изучение интернет ресурса.
Актуальность выбранной темы:
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ожидаемый результат:
Работа по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольников» поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
План работы по теме самообразования на 2019 – 2020 учебный год
Месяц Формы работы
с детьми с родителями с педагогами
Октябрь 1. Дидактические игры: «Загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). в режимных моментах.
2. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
3. Показ кукольного театра по русским народным сказкам в режимных моментах. 1. Консультация: «Разучивание скороговорок – залог успешного развития речи дошкольников».
2. Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.
3. Оформление картотеки: «Потешки и песенки для детей»
Ноябрь 1. Развлечение «Царица загадок»
2. Создание книжек-малышек «Потешки»
3. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
4. Разучивание русских народных подвижных игр.
5. Разучивание стихов, песен к «Дню матери». 1. Консультация: «Как воспитать вежливого ребенка».
2. Организация выставки «Русское народное творчество» 3. Родительское собрание: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей.»
Декабрь 1. Разучивание стихов, хороводных танцев, песен к Новогоднему празднику.
2. Создание с детьми снежных построек по сюжетам русских народных сказок.
3. Дидактические игры: «Загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). 1. Консультация «Использование элементов русского народного творчества, как средство развития речи детей дошкольного возраста» 2. Оказание помощи в постройке снежных фигур.
Январь 1. Разучивание загадок про зиму.
2. Создание рисунков по теме: «Загадки знать – речь развивать». 1. Консультация «Учим детей отгадывать загадки». 2. Создание картотеки колядок.
3. Совместное творчество детей и родителей. «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Консультация
«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Февраль 1. Разучивание стихов к 23 Февраля.
2. Разучивание русских народных песен и их инсценировка
3. Развлечение «Широкая Масленица» 1. Консультация: «Поем всей семьей».
Март Разучивание стихов, песен к празднику «8 Марта».
2. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись»
3. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. 1. Консультация: «Роль колыбельных песен в нравственном воспитании ребенка»
2. Совместная деятельность с ребенком «Заклички о весне в рисунках»
Апрель 1. Учим потешки в режимных моментах.
2. Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок» 1. Консультация: «Словарный запас дошкольника 4-5 лет»
Май 1. Разучивание стихов, песен к 9 Мая
2. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие». 1. Индивидуальные беседы по результатам мониторинга. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
В результате работы по теме самообразования :
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Работу над темой самообразования считаю завершенной.