Лучший педагог года

Открытый урок по формированию функциональной грамотности «Слова с удвоенными согласными» во 2 классе

Алевтина Гусева
Открытый урок по формированию функциональной грамотности «Слова с удвоенными согласными» во 2 классе

Слова с удвоенными согласными

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21 имени врача-терапевта Холомянского Сергея Михайловича» муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

(МБОУ «СОШ № 21 им. С. М. Холомянского» г. Симферополя)

Открытый урок по формированию функциональной грамотности «Слова с удвоенными согласными»

Учитель: Гусева Алевтина Александровна

Класс : 2-Д

Дата проведения: 05.12.2022

г. Симферополь

2022

Публикация «Открытый урок по формированию функциональной грамотности „Слова с удвоенными согласными“ во 2 классе» размещена в разделах

Цель: Формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, находить их в тексте, правильно обозначать их на письме, переносить слова с одной строки на другую основываясь на правило; использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании; аргументировано отвечать.

Метапредметные:

Познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование: словарные карточки, сигнальные карточки, презентация.

Ход урока

І.Мотивирование к учебной деятельности.

1. Организационный момент

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок.

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

1. Быть должны всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки.

2. Каждой вещи – своё место.

А девиз у нас такой:

Всё, что надо - под рукой.

Откройте тетрадки. Кладем их с наклоном, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.

- Чтобы ручки приготовить к письму, выполним для них зарядку.

Пальчиковая гимнастика.

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

2. Минута каллиграфии

- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)

- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)

-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).

- Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я.

Это мы,

А между тем,

Получилась буква ….» (М)

Записываем дату, классную работу …

___ декабря.

Классная работа.

письмо псм псм псм

Письмо заглавной и строчной буквы Мм.

ІІ. Словарная работа.

1. Запишите слова по их лексическому значению. (Что такое лексическое значение слова) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

-Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках.

-Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко.

-Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка.

-Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.

-Домашняя птица с красным гребнем на голове и шпорами на ногах.

-Классная комната, то есть место, где занимаются ученики.

Лиса, корова, сорока, воробей, петух, класс.

-Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему?

2. Исследовательская работа.

1). Игра «Корректор» (на доске)

Закончились уроки. Ана и Ала вышли из класа.

— Проверьте, правильно ли написано предложение.

— Почему слова Анна, Алла и класс нужно писать с двумя буквами?

Давайте подумаем что означает слово «Класс» (помещение в школе, настроение – просто)

- В данных сочетаниях слово «класс» - это одно и тоже слово или это разные слова? (Разные)

-Докажите. (Во время ответов появляются картинки)

Группа учащихся одного года обучения, занимающихся вместе.

Классная комната, то есть место, где занимаются ученики.

(слово, употребляемое среди детей) Слово восхищение, чудесно, замечательно, прекрасно.

-Как называют такие слова?

(Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение.)

-Давайте посмотрим, в какие ситуации можно попасть, если не знать значения омонимов. Задание в парах. (пауза). Прочитаем диалог по ролям. Кто действующие лица?

1. Говорит Володя Кате: «Ты девчонка просто класс

Отвечает ему Катя, не поняв прикола: «Ну, уж если я и класс, то ты, Володя-школа!»

-Какое чувство испытала девочка когда услышала слова одноклассника?

-Почему так ответила девочка? (не знала, в каком еще значении может употребляться слово класс)

- К чему может привести не знание значения слова в данном случае?

2. Смотрел как-то, раз Чебурашка телевизор и спрашивает:

-Гена, наша армия самая голодная в мире?

-Это почему же, Чебурашка?

-На любой приказ командира солдаты отвечают только одно «есть»!

(принимать, поглощать пищу; ответ подчиненного, обозначающий, что команда понятна и принята к исполнению (Воен.)

- Почему вы улыбнулись, слушая этот текст?

- К чему может привести не знание значения слова в данном случае?

- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать значения омонимов? (знать значение таких слов нам необходимо для того, чтобы не попасть в смешную, конфликтную, нелепую ситуацию)

Надо различать значение слов, это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свои мысли. Русский язык разнообразен и богат. Мне хотелось бы, что бы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

III.Самоопределение к деятельности

- Давайте вернёмся к словарной работе. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала слово класс?

-Кто из вас сможет назвать тему урока? (слова с удвоенными согласными)

1. Определение темы урока

-Давайте проверим, верно ли мы сформулировали тему урока. Откроем учебник на стр. 117. Прочитаем.

-Что значит «удвоенные»? (две одинаковые буквы пишутся рядом)

2. Постановка цели и задач урока

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

Познакомимся…со словами с удвоенной согласной

Научимся…правильно, писать эти слова

Повторим…правило переноса слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

IV. Работа по теме урока

Эти слова очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Долго думали и придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. Отгадайте некоторые из них:

1. Вдоль дороги по бокам липы, клены, тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут (аллея).

2. Проста загадка и легка

Пишусь всегда через два «ка»

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… хоккей.

3. В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили.

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в… кассу.

V. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Усвоение новых знаний и способов действий

Работа по учебнику. Откройте учебники на с. 117. Найдите упражнение 188.

- Прочитайте слова. Читаем по цепочке.

- Значение, каких слов вам неизвестно?

-Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем? (посмотреть в толковом словаре)

Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки, прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.

- А теперь давайте снова посмотрим на слова. Закройте одну букву, прочитайте слово.

- Что изменилось? (звук недолгий)

-Как произносятся звуки?

- Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

- Прочитайте правило.

-Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? словаре)

Работа по вариантам

-Первый вариант записывает первую строчку, второй - вторую строчку. Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

А теперь поиграем в «Нумерологию» (англ. Arithmancy) — в реальной жизни это одна из гадательных наук, утверждающая, что каждой букве соответствует своя цифра и сумма цифр в каждом слове имеет собственное значение.

На доску вывешиваются цифры, а дети должны найти букву соответствующее в алфавите.

VIII.Рефлексия учебной деятельности

— Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, хлопок.

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.

IX.Подведение итога урока

-С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

-Вспомним ещё раз, как правильно писать слова с удвоенной согласной буквой?

-Как переносить такие слова?

Поднимите смайлики в соответствии с вашим настроением

-Молодцы! Вы сегодня очень старались на уроке. Я благодарю вас за ваш труд.

X. Домашнее задание

Упр. 189 (с. 117) – списать все слова, разделив их для переноса. Составить предложение с одним из слов.

— Прочитайте слова. Значение каких слов вы не знаете?

— В каком словаре можно узнать значение слова?

(В толковом словаре.)

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по формированию функциональной грамотности «Слова с удвоенными согласными» во 2 классе
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 20:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД