МААМ-картинки

Конспект открытого урока-рассуждения по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна»

Кузовлева Людмила
Конспект открытого урока-рассуждения по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна»

Цели:

• Привлечь к чтению классической литературы, учить принимать решения и отстаивать их.

• Развивать умение анализировать текст.

• Воспитывать активную жизненную позицию,

развивать критическое мышление учащихся.

Оборудование:

• подготовленные тексты рассказа

• презентация к рассказу «роман горбуна» И. Бунина

• музыкальное сопровождение (Шарль Азнавур «Вечная любовь»).

Вызов

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного, прекрасного?

Публикация «Конспект открытого урока-рассуждения по рассказу Ивана Бунина „Роман горбуна“» размещена в разделах

- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?

- А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?

- Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?

- Почему так происходит? Кто или что вершит судьбами людей?

- Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется - «Роман горбуна». О чем он, как вы думаете?

- Как вы думаете, в данном случае «роман»- это роман жанр или роман - отношение (Любовь горбуна? роман о горбуне) «Роман» - 1. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. 2. Большое по объёму повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и многими героями).

- Давайте прочитаем этот рассказ методом направленного чтения с остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и постепенно открываем текст. Проверим наши предположения.

ll.Осмысление

Чтение первой части рассказа

«Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание

-Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? Запишите их в ДТЗ (Горбун и любовное письмо… необычно)

-Кого называют горбунами? (из словаря С. И. Ожегова) «Горбун» - горбатый человек. «Горб» – 1. Большая ненормальная выпуклость на спине или груди человека, возникающая в результате деформации позвоночника и грудной клетки. 2. Сгорбленная спина. 3. У верблюдов.

-Попробуйте описать героя?

-Что вызывает у читателя тревогу уже в самом начале рассказа?

(Письмо анонимное, без подписи, почему? Растеряется любой в такой ситуации.)

У. Уже название рассказа «РОМАН ГОРБУНА» содержит интригу. Мотив тревоги формируется с первых строк. Бунин-мастер звукописи,и поэтому содержание рассказа наполнено тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР.

- Предположим, кто – то из вас получил любовное письмо без подписи (анонимное). Как повели бы себя вы в подобной ситуации?

(По – разному. Растерянно. Кому пришло в голову полюбить физическое уродство? (в данной ситуации) Или, а вдруг и я кому-то интересен? Какая она, эта незнакомка)

-Как вы думаете, кто может ему написать это письмо? Зачем?

(Влюбиться в горбуна могла такая же горбунья, избалованная женщина, порядочная и жалостливая женщина, которая увидела не только физическое уродство, но и живую душу человека, женщина, если горбун обеспечен, ради детей или своего благосостояния, решилась написать такое письмо)

-Давайте читать дальше

Чтение второй части

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество. Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам. Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок…

-Какой вопрос у вас возникает к автору рассказа? В чём необычность ситуации? Запишите его в ДТЗ.

-Итак, какие вопросы возникли к автору рассказа? Чтение ДТЗ (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна)

- С какой же целью молодая, богатая написала письмо горбуну? (Она его любит)

У. Она его любит! Значит, у незнакомки очень серьёзные намерения.

- Когда и где должна состояться встреча. Почему там? (В 7 часов вечера, у Собора. Это святое место, где никакой лжи и фальши не должно быть межу людьми, между человеком и Богом)

-Какие достоинства в горбуне она оценила? (гордость, благородство, ум, одиночество)

-Почему у горбуна печальный взор? (страдает от физического уродства и одиночества).

-Почему решилась написать? В чём, на ваш взгляд, может обнаружиться родство душ? Ведь душа от слова дух, внутренний мир? (одинока тоже, никого не впускает в свой мир)

- Горбун и незнакомка пока не знают друг друга, но КАК она могла оценить его ум, благородство, одиночество? (остаётся догадываться)

-Что может обозначать знак многоточие в письме незнакомки?

«Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам.»?

-Что обозначает многоточие как знак препинания?

(1. для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнение говорящего, внешними помехами); 2. для указания на перерывы в речи, на заминки;3. в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло быть продолжено;4для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой;5. в начале предложения для указания, что прерванное продолжается какой-то вставкой; 6. Для перечисления слов с нераскрытым содержанием).

-Итак, почему многоточие? На какой версии вы остановитесь?

(поток мыслей, которые трудно выстроить в логическую систему, но которые очень хочется написать. Ещё это задумчивость, пауза, НАДЕЖДА)

- А почему Бунин? ставит именно многоточие, а не точку в этом месте текста?

(даёт понять, что что-то настораживает, сдерживает поток мыслей незнакомки)

-Настораживает ли нас, читателей, письмо? Найдите подсказывающие, говорящие фразы в тексте

(Хочу надеяться, что Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам. Не уверена, что горбун захочет с ней общаться)

-По каким приметам горбун узнАет свою незнакомку(. Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок.)

У. Одета незнакомка очень добротно, элегантно. Это ещё больше интригует. Значит, она, действительно богата, красива, одевается со вкусом).

- Давайте обратим внимание на цвета одежды незнакомки.

(Серый, лиловый, сиреневые, фиалки)

-Какой оттенок превалирует? (Холод, безнадежность, неуверенность…Это тоже настораживает! читателя)

-Предположите, как отреагирует на предложение о встрече горбун?

У. Давайте продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.

Чтение третьей части.

«Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели. Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа»

-Какой вопрос автору вы бы задали? Отразите его в ДТЗ.

-Оказывается – первое письмо! Первое свидание. Что обычно испытывает человек, собираясь на первое свидание?

(волнение, ожидание счастья, сомнения)

-Какое чувство испытал горбун? Почему?

(потрясение, ведь это первое в жизни любовное письмо-приглашение на свидание; это же противоестественно: ведь мужчина первым должен пригласить женщину на свидание).

-Пойдёт ли горбун на свидание? (да)

-Как он собирается?

(сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму галстук. Он тщательно продумывает и отбирает каждую деталь. Забыв на время о своем собственном физическом недостатке, горбун стремится к абсолютной гармонии этой встречи. Герой хочет соответствовать своей визави во всем, поэтому выбирает перчатки и галстук такого цвета, чтобы идеально соответствовать цветовой гамме незнакомки)

-Какие чувства испытывает?

( волнуется: дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели).

-Обратите внимание на цвет его новой одежды. Случаен ли выбор горбуна?

( У них одинаковые вкусы в одежде: оба выбирают серые цвета в сочетании с лиловым и сиреневым. ( Незнакомка: лиловый зонт, фиалки. Горбун : сиреневые перчатки, серый галстук).

-Как герой чувствует себя в этом наряде? Почему Бунин говорит, что он сел на стул не нарядный, а наряженный? В чём разность лексического значения данных слов?

(нарядный- красивый, одетый изысканно ;наряженный- надевший какой-то чужой, бутафорский костюм (новогодний) наряд, маску, как на карнавал)

-Понятно ли теперь, почему Куприн своего героя называет гостем в собственной квартире?

(горбун рядится в чужие одежды, проживая в лирическом времени не свою, а чужую жизнь)

-Кого он надеется встретить? (прекрасную незнакомку, которую сможет полюбить всем сердцем)

-Есть ли уверенность в счастливой развязке? Почему?

(стал ждать рокового часа).

-Какой вопрос автору вы бы задали? Что вы написали в ДТЗ?

(ждать рокового часа)

-Почему ждал не счастливого, а рокового часа? Что значит роковой? (Превалируют холодные тона, а это безнадежность, неуверенность)

В словаре С. И. Ожегова слово «роковой» обозначает: 1. Приносящий горе, несчастье, неизбежно доставляющий страдания, неотвратимый. 2. Решающий, предопределяющий дальнейшие события. 3. Гибельный, имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

У. Известно, что И. А. Бунин работал кропотливо, скурпулезно, выверяя каждое слово, каждую фразу, добиваясь определенного звучания. И уравновешенный, гармонизированный текст начинал «звучать». В этом отношении интересным представляется сопоставительный анализ двух редакций рассказа «Роман горбуна» (1927г. и 1930г., позволяющий проследить движение авторской мысли. Бунин внес в текст существенные изменения, связанные с усилением мотива Рока в рассказе. Эти изменения коснулись, прежде всего, обстоятельств «рокового» свидания героев. Автор глубоко продумывал мельчайшие детали, убирая из повествования все лишнее, отвлекающее от основного замысла, и, напротив, наполняя текст новым содержанием.

Символическим представлятся не только цвет (холодный, безнадёжность, неуверенность) в рассказе, но и время свидания – 7 часов вечера. Автор называет его «роковым часом». Что символизирует это число в числовой символике теологов? Число 7 означает союз Бога с его творением на земле - человеком. Это число амбивалентно. Оно может стать как талисманом /для того, кто несет в мир красоту и гармонию/, так и «роковым» числом /для того, кто, вольно или невольно, стремится разрушить Вселенскую Гармонию/.

-Почему же оно (число 7)становится «роковым часом» для героя? Разве он стремится к разрушению Вселенской гармонии?

(нет)

Давайте продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.

Чтение четвёртой части

«Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.»

-Как вы думаете, будет ли то самое счастье? Он ведь его предвкушает, ждет.

(нет)

-Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? Запишите их в ДТЗ.

(Грозно пробило шесть с половиной, содрогнулся, блаженным страхом страхом. Эти слова внешне совершенно не соответствуют тому состоянию, которое должен испытывать человек, ожидающий часа любовного свидания.)

У. В рассказе использован прием предвосхищения драматической развязки, когда наряду с цветовой деталью и числовой символикой, не менее важной является и звуковая организация текста. (РА, ГРБ). Оно приходит в с сцеплении с глаголом «содрогнулся» и другими словами. Назовите эти слова. ГОРБУН, ГОРДЫЙ ВЗОР, ДРОЖАЩИМИ (пальцами, ГРОЗНО (ПРОБИЛИ, ТРОСТЬ, СОДРОГНУЛСЯ,РОКОВОГО (часа).Эта лексическая вертикаль организует внутреннее пространство текста. Через аллитерацию звуков [р], [г], [к] и консонансы ГРБ, ДРГ, РКВ, ДРЖ, ГРЗ в повествование входит мотив Рока, реализующийся на уровне подтекста. Сочетание твердых, тревожных звуков преимущественно встречается в лексемах, содержательно связанных с этим мотивом. Обратите внимание на частотность употребления тревожного звука [р] в единственном развернутом предложении, передающем и хронологию событий, и внутреннее состояние героя. Найдите это предложение в тексте. Сделайте вывод. («В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели…».)

Звук [р] употреблен в этом предложении 15 раз! Это позволяет автору передать сложное эмоциональное состояние героя. Динамика текста (6 глаголов в одном предложении) создает ощущение бега времени.

-Есть ещё элемент мистики, который указывает на рок.

Это букетик фиалок, с которым незнакомка идет на свидание. Он оказывается в том же ряду сакральных знаков, что и время свидания. Фиалка как символ тоже амбивалентна. Она одновременно время и вечность, жизнь и смерть. У древних греков фиалка была цветком печали и смерти – ей украшали смертное ложе молодых, безвременно ушедших девушек. Это связано с легендой о похищении Персефоны мрачным Аидом, которое произошло как раз в то время, когда она рвала в небесных лесах благоухающие фиалки. Но одновременно фиалка является и символом оживающей природы, надежды на лучшее, потому что именно фиалки были для безутешной матери Персефоны – Деметры – радостной вестью, подаваемой дочерью каждой весной из царства мертвых. На «языке цветов» фиалка означает надежду, пробуждение. Поэтому в руках незнакомки амбивалентная фиалка становится глубоким символом – она может стать для героя и жизнью, и смертью. Все зависит от того, сумеет ли он почувствовать неслучайность этого знака, обретет ли зрение и слух.

Но тогда и «сиреневые» перчатки горбуна играют свою роковую роль. Ведь на «языке цветов» сирень является эмблемой грустного расставания. Независимо от намерений героя, сирень в точности исполняет свое роковое предназначение – горбуну суждено расстаться с иллюзиями.

-Есть ли уверенность в счастливой развязке?

-Давай прочитаем следующую часть рассказа.

Чтение пятой части

«Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг… оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой…»

-Предлагаю создать лексико – семантический ряд, который бы показывал душевное состояние героя.

(не мог владеть собой – зашагал быстрее - блаженный страх – предвкушаем счастье – быстро вошёл – оцепенел)

-Какое слово или словосочетание вы бы определили в качестве ключевого? Запишите в ДТЗ,объясните.

(Оцепенел)

-Почему? Ваше мнение.

(Знал эту женщину; у видел молодую и очень красивую женщину)

-Предлагаю выполнить клоуз-тест, который даст вам прямой ответ на мой вопрос. Для этого ещё раз или несколько раз необходимо перечитать текст и восстановить пропущенное ключевое слово. Оно должно вписаться в текст не только по смыслу, но и грамматически. С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово. Отразите в дневнике свои версии, версии товарищей, обсудите варианты подобранных слов.

- Итак, кого же увидел горбун? Ожидали ли вы такого поворота?

-И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…»

Давайте дочитаем рассказ.

«Беспощаден кто-то к человеку»

-Что означают последние слова автора?

(Разочарование горбуна.)

-Почему он разочарован? Казалось, надо радоваться, что одиночество может скрасить человек, который любит тебя?

(рухнула мечта увидеть очаровательную незнакомку)

-Обратили ли вы внимание на тот факт, что автор делает свою героиню «левшой»?

(Эксперимент. Для этого приглашаются двое учащихся, которым по очереди предлагается взять в одну руку зонтик, в другую – букетик цветов. (Опыт показывает, что подавляющее большинство участников эксперимента делают не так, как в тексте Бунина : в правую руку берут зонтик, а в левую – цветы).

-А теперь обратимся к тексту. Все ли «правильно» у Бунина?

Нет, его героиня держит зонтик в левой руке, а фиалки – в правой.

-Подумайте, что изменилось бы, если бы незнакомка не была «левшой»?

(Не совпало бы отражение, потому что в правой руке герой держит трость. Значит, зонтик-тросточка (по моде 30-х годов) у героини должен быть в левой руке.)

-Кого же увидел горбун в лице горбуньи?

(Себя, как в зеркале. Действительно, в зеркальном отражении меняется ось: право-лево меняются местами. Действует закон обратной перспективы.

Это открытие еще раз подтверждает мысль о том, что автору чрезвычайно важно было создать «идеальное зеркало», в котором вместо прекрасной незнакомки герою суждено увидеть alter ego, от которого он так старательно убегает в мир иллюзий)

-Какие чувства он испытал?

(Страшную безысходность и грусть)

-Понравился вам рассказ? О чем этот рассказ?

(Это рассказ размышление не только о горбуне и горбунье, он о самообмане, о превратностях судьбы, о жестокости)

А чему учит он нас?

(Уметь ценить моменты счастья, состояния души.)

-Рассказ называется «Роман горбуна». Я возвращаюсь к названию урока «А был ли роман

(Было ожидание перемен, может быть, любви, пока была только влюблённость в Незнакомку, которой он не знал, а узнав, оцепенел)

_-Можно ли надеяться на продолжение отношений этих героев?

Рефлексия

И. А. Бунин заканчивает произведение фразой: «Беспощаден кто-то к человеку!» Я предлагаю написать небольшую письменную работу в ДТЗ по предложенным темам:

Кто беспощаден к человеку в рассказе (рассуждение)

Мои впечатления от рассказа? (рассуждение)

Возможен ли роман горбуна? (рассуждение)

Синквейн.

Чтение выполненных работ.

Чтение учителем в заключение урока

«Люди живут в погоне за призрачным счастьем. Им кажется: вот ещё немного, ещё чуть-чуть, и оно появится…Занятый этой бессмысленной гонкой,человек не находит времени, чтобы остановиться, оглядеться вокруг: может быть, счастье совсем рядом?Возможность увидеть его отблески в обычных явлениях нашей повседневности дана не каждому.»

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю Вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество. Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам. Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок.»

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели. Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку! 1930

Публикации по теме:

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения В своей работе стараюсь большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В год 70-летия Великой Победы представляю.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по рассказу Е. Пермяка «Надёжный человек»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по рассказу Е. Пермяка «Надёжный человек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Сценарий открытого урока «Чудо-остров Здоровья» для детей младшего школьного возраста Участники: дети младшего школьного возраста. Место проведения: открытая площадка. Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи:.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Автор публикации:
Конспект открытого урока-рассуждения по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна»
Опубликовано: 28 января 2020 в 15:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД