Лучший педагог года

Педагогическая находка «Песочная терапия»

Людмила Ушакова
Педагогическая находка «Песочная терапия»

Педагогическая находка «Песочная терапия»

Всем известно что летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят целые город, подводный мир и много различных интересных вещей. Рисуя на песке дети развивают мелкую моторику рук, что необходимо для развития речи. У детей развивается абстрактное мышление и пространственное восприятие, мы развиваем мастерство речи, потому что каждый раз придумываем каждый раз новые истории. Песок снимает нервное напряжение, стресс, лечит депрессии, улучшает настроение и приносит много удовольствия. А занятия по рисованию песком способствуют изменению настроения жизни в целом: все становится более спокойным и уравновешенным.

Публикация «Педагогическая находка „Песочная терапия“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Рисование песком на специальном песочном столе, на котором можно рисовать круглый год, да еще и подсвечивать рисунки, сказки -новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В занятиях по рисованию песком я решила использовать здоровьесберегающие технологии. Ведь детям нравится играть, рисовать. А если дыхательная или пальчиковая гимнастика будет проходить в такой необычной форме – в виде рисования на песке, любом ребенок это оценит. Наша дыхательная гимнастика проходит в такой форме: дети стоят вокруг светового стола для рисования песком, я предлагаю детям представить, что перед нами пустыня, а мы станем сильным ветром-сделаем глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постараемся одним выдохом подуть на песке пустыни (выдох – «шарик сдувается»). А теперь мы тихий ветерок. Сделаем вдох и задуем пески пустыни маленькими порциями выдоха. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у», вою ветра («в», писку комара («з», произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Хочу заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.

Еще один пример упражнения для глаз, который мы проводим (Дети стоят вокруг светового стола для рисования песком) - Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом плавают маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (на кисть руки ребенку одевается «рыбка», и ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за мной. Рыбки резвятся – В воде кружатся! Пузыри пускают, Весело ныряют, Друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда-сюда, Глядишь, и нет их следа. Или я начинаю рисовать палочкой на песке рыбку, ребенок повторяет тоже самое смотрит только глазами).

Еще одно упражнение для глаз «Письмо носом» (Дети стоят вокруг стола для рисования песком) –Мы сейчас с вами будем Буратинками, будем использовать нос как длинный карандаш, вы будете повторять движения носом линий которые я буду проводить на световом столе.

Еще применяем метод «Зеркальное рисование» :

- дети стоят вокруг светового стола для. Начнем рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Другой пример использования психогимнастики на занятиях по рисованию на песке: «Путешествие в лес» Дети стоят на ковре рядом со световым столом для рисования (под звуковое сопровождение «Голоса леса» Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Мы с ребятами подходим световому коробу и при помощи ежика- массажера резинового с колючками начинаем рисовать круговые движения при помощи ладони( - также развиваем мелкую моторику рук, самомоссаж). Моим детям нравятся эти занятия, т. к. мы всегда отправляемся путешествовать все дети выполняют движения, учавсвуют в процеесе игры и в конце занятий- сюрпризный момент- рисование на песке. Свет гаснет, дети с нетерпением ждут разминать руки и пальчики одновременно рисуя на песке и создавая игровую сказку.

Еще один вариант который любят мои дети- Упражнения на самомассаж мышц языка: Наверняка, любой воспитатель замечал когда ребенок рисует он высовывает язык, я решила этот метод рисования с движением языка воплотить на занятиях (дети стоят ковре рядом с световым столом для рисования на песке) Ребята сейчас мы отправляемся в гости к зубной фее, но сначала поучимся выполнять такие движения «Поглаживание языка губами» - просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта; постепенно убирать язык в полость рта, - «Пошлепывание языка губами» - просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта, - «Покусывание языка зубами» - легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта. Молодцы все справились, а теперь отправляемся в путешествие (подходим к столу для рисования на песке) и будем рисовать с вами зубки и язычок, при этом проводя линию тем же движением будем проводить высунув язычок) - это упражнение на укрепление мышц языка.

Когда мы рисуем на песке мы играем, вместе с детьми мы придумываем истории и рисуем героев этой сказки, фотографируем рисунки, делаем из них презентации и обучающие видео, детям нравится учавствовать в этом процессе, еще недавно попробовали сделать мультфильм (дети были в восторге). Рисуя на песке дети развивают воображение, речь, развивается тактильная чувствительность, восприятие, мышление.

В своей работе я попыталась показать, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно интересно и увлекательно обучать дошкольников рисованию на песке. Результатом всей целенаправленной работы считаю и тот факт, что мои воспитанники стали с интересом и вниманием работать на занятиях по рисованию на песке, они учатся сами создавать новые интересные сказки с применением движений рук, языка, ног.

Конспект занятия по теме: «Путешествие в Песочную страну»

(для воспитанников старшего дошкольного возраста)

Цель образовательные задачи: - формирование представления детей о свойствах песка;

- формирование навыка экспериментирования с песком;

- обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи:

- развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; - развитие творческого воображения, внимание и мышление;

- развитие коммуникативных навыков, речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность; - воспитывать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;

- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

• световой стол для рисования песком;

• кварцевый песок;

• столы и стулья на каждого ребенка;

• подносы с «живым» песком по количеству детей:

• мультимедийное оборудование (экран, проектор);

• магнитофон;

• салфетки по количеству детей;

• трафареты и цветной песок;

• камешки и формочки разного размера для декора.

1. Вводная часть

Ритуал приветствия «Подари улыбку»

Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

Восапитатель приветствует детей, приглашает в круг: «Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку». (Дети, взявшись за руки, встают в круг, здороваются и улыбаются друг другу).

Игра-разминка «Выполни задание»

Восптатель: «Ребята давайте поиграем: вам нужно будете выполнить задание, которое подходит именно вам:

-Пускай улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

-Пусть коснуться кончика носа все, у кого белые носочки.

-Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

-Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

-Пусть хлопают в ладоши все, кто любит лето!» (Дети выполняют задания).

Беседа

Цель: задать тему занятия, настроить детей на совместную игровую деятельность.

Воспитатель: «Ребята мне тоже очень нравится лето! И я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?»

Воспитатель произносит «волшебные слова» : «Покружим, полетим, Страну солнца посетим, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!» (Дети берутся за руки, закрывают глаза и, слушая «волшебные слова», начинают фантазировать).

2. Основная часть

Цель: развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

Арт-занятие «Рисование на световом столе» в основной части несет смысловую нагрузку всего занятия, установка положительного эмоционального отклика детей на занятии.

Дети открывают глаза и подходят к песочному столу. Педагог обращает внимание детей, на стол, на материал с которым детям предстоит работать.

Дети тактильно знакомятся с песком и отвечают на вопрос: «Какой песок Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный. (Высказывания детей)

Перед тем как педагог предлагает порисовать на песке, дети обращают внимание на экран, где представлено видеоизображение рисования на песке. Педагог озвучивает : «Я рисую на песке, словно мелом на доске. Просто пальчиком черчу все, что только захочу. Я рисую небосвод, вот и солнышка черед, облака совсем не тучи, а внизу дубок могучий! Я рисую - мне не лень за окном хороший день.

После просмотра видео, дети рисуют облака, а далее продолжают рисовать по тексту стихотворения: Облака собрались в кучу, превратились в злую тучу. Стали лить на землю воду и испортили погоду, (рисуют дождь). Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, (рисуют гриб, дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу).

(Обсуждение работ детей и выяснение чего не хватает на рисунках. Ответы детей: солнца)

Упражнение-лепка «Живой песок» активизацию речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие тактильного восприятия детей.

Педагог-психолог : «Правильно солнце, его я вам предлагаю попробовать нарисовать, используя другой песок, приглашаю вас парами к столу. Попробуйте нарисовать солнце. Получается? (Высказывания детей) Давайте посмотрим какой он? Отличается от песка на котором мы рисовали? Как можно изобразить с помощью него, например солнце? (Дети пробуют рисовать, используя «живой песок», знакомятся с ним, его свойствами). Проблемная ситуация – рисовать не получается.

Дети начинают лепить из песка солнце, используя камешки для декора, обсуждают какое у них получается солнце!

Ответы детей: доброе, лучистое, улыбчивое, песочное

3. Заключительная часть

Цель: Направлена на снижение мышечного напряжения, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

«Согрело вас ваше солнце? Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад из песочной страны, но на память о нашем путешествии я хочу подарить вам амулеты на счастье и хорошее настроение, мы их сделаем сами из цветного песка!

Наполняем подготовленные сувенирные баночки цветным песком, каждый ребенок выбирает цвет для себя!

Выход из Песочной страны

Когда все готово, дети берутся за руки, закрывают глаза и слушают «волшебные слова» для выхода из Песочной страны : Поиграли, погостили, Страну солнца посетили, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (выбор цвета для амулета, и в смысловом (ответы на вопросы).

Педагог предлагает детям присесть на подушки и обсудить: «Чем запомнилось вам наше путешествие?»

(Ответы детей. Прощание).

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая находка «Песочная терапия»
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 14:54
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД