ГАЛИНА ИВАНКИНА
Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.
Публикация «Педагогический проект „Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
В процессе диагностирования детей выяснилось, что большинство из них недостаточно сформированы представления о своей стране и ее жителях.
[i]Цель проекта: [/i]изучение многонациональной культуры народов России, особенностей взаимодействия человека с природой, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России.
Задачи проекта:
Расширение представлений детей о своей стране - России
Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения
Ознакомение детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России, Центра России
Создание в группах предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с культурой народов России
Стимулирование и поощрение уважительного отношения у детей к другим национальностям и народам, проживающим на территории Российской Федерации
Формирование стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов для развития цивилизации
Формы работы
[/b]:
Познавательный блок:
презентации, фильмы, энциклопедии, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструктивные игры.
Коммуникативный блок:
изучение иностранного языка, все виды бесед, интернет-общение с воспитанниками детских садов России.
Социальный блок:
игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении
Чтение художественной литературы:
библиотека детского сада, медиа библиотека.
Художественное творчество:
изучение промыслов народов России, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов)
Музыка
ознакомление с народными инструментами, развлечения и праздники.
Физическое развитие
подвижные игры разных народов России, праздники и развлечения.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Определение цели и задач проекта
Составление перспективного плана по реализации данного проекта
Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
Создание развивающей среды в группах, диагностирование участников проекта
Утверждение проекта на педагогическом совете
Практический этап
Разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта
Создание мультимедийных презентаций по теме проекта
Подбор подвижных игр для детей
Сбор и оформление наглядного материала
Создание медиа библиотеки
Сбор и оформление аудиосборников сказок и музыкой народов России
Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами по сказкам народов России
Итоговый этап
Обсуждение опыта работы и результатов на педсовете
Обобщение результатов работы, подготовка методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений для печати
Темы для изучения:
В основе содержания лежит проектная деятельность, реализуемая в ходе интеграции образовательных областей.
Материалы для изучения детьми по данному проекту предполагается систематизировать по тематическим блокам:
Географическое положение
Природа: климат, животный и растительный мир
Устное народное творчество
Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура)
Изобразительное искусство, народная музыка
Национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, гостевой и общественный этикет)
Национальные подвижные игры
Рефлексивная продуманность данного проекта:
Результативность данного проекта можно оценить, применяя следующие критерии:
опора на возрастной подход;
сформированность базовых компетентностей дошкольников;
концептуальность воспитательной работы;
наличие целостного воспитательного пространства;
кадровое и материальное обеспечение процесса воспитания;
сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей в воспитании подрастающей личности;
использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность;
вариативность применяемых технологий.
Предполагаемый результат в реализации данного проекта:
Предлагаемый проект ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур народов России.
Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов, населяющих Россию
У детей сформируется уважительное отношение к народам, живущим в России
Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме
Повысится педагогическая компетентность педагогов, рост их творческих способностей
Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что позволит создать прочную основу для реализации данного проекта по поликультурному образованию дошкольников. Убеждена, что во все времена, на любом этапе становления общества, культурно-художественная социализация и духовно-нравственное развитие ребенка остаются актуальными вопросами воспитания.