Папки-передвижки

Подготовка детей к обучению в школе

Ткачева Татьяна
Подготовка детей к обучению в школе

Проблема подготовки детей к обучению в школе всегда остается актуальной для педагогов детских садов. Потому что, положительным результатом дошкольного образования в целом должны стать: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и др. ; появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, что является основой для адекватной деятельности человека в мире.

В этом заинтересованы все:

- педагоги детского сада,

Публикация «Подготовка детей к обучению в школе» размещена в разделах

- учителя начальных классов,

- родители,

- сами дети.

В настоящее время в условиях модернизации образования решаются следующие актуальные проблемы, возникшие в процессе развития дошкольного образования :

- понижение уровня здоровья детей и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту вследствие возникающих учебных нагрузок;

- качество дошкольного образования, снижающееся в силу естественного для социально-экономической ситуации расширения спектра дополнительных образовательных услуг;

- вариативность современного дошкольного образования (комплексные и парциальные программы);

- отсутствие единых требований к выпускникам дошкольных учреждений и детям, поступающим в школу;

- разночтения трактовок понятия «готовности ребенка к школе».

Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что возникла необходимость использования единых критериев готовности к школе, оптимизации методов современной оценки школьной готовности и создания ориентировочной модели выпускника дошкольного учреждения – будущего первоклассника.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Таким образом, психолого – педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной с достаточным уровнем развития зрительно-моторной координации.

Значит, модель выпускника дошкольного учреждения – будущего первоклассника должна включать в себя следующие параметры - компетентности:

Если все выше перечисленные компетенции развиты у ребенка – выпускника ДОУ, то проблем у него в школьном обучении не будет. Но дети, испытывающие трудности в обучении есть. В чем причина?

Результаты многочисленных исследований показывают, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно-психическая и другая готовность к сложному процессу обучения.

Отсюда вытекает цель моей психолого-педагогической деятельности с детьми в ДОУ: способствовать приближению параметров физического, психического, социального, личностного развития старших дошкольников к модели будущего первоклассника.

Свою работу я начинаю с психодиагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале учебного года.

Получив результаты, намечаю маршрут коррекционно-развивающей работы

с дошкольниками, у которых обнаружила недостаточный уровень развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Какие же коррекционно-развивающие занятия с детьми я провожу, и в какой форме, какие технологии использую? Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения и соответствует требованиям ФГОС ДО. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются наглядным материалом, моими комментариями и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Использование игры способствует созданию у детей эмоционального настроя, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.

Детям очень нравятся занятия в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т. д.

Вот почему на одном занятии я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть, рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться своими чувствами и впечатлениями. Но, что бы мы ни делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника.

В последнее время наиболее интересная и эффективная форма проведения занятий с использованием компьютера в детском саду (с применением мультимедийных презентаций). Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. А на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях можно использовать игровые интернет – задания, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительной памяти, зрительного восприятия, речи и т. д.

В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий я использую различные элементы арттерапии: элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок); элементы игротерапии; релаксацию (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения, психогимнастику, аутотренинг, самомассаж; элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста, использование схем, планов; беседы; рисование, лепку, конструирование; экспрессивные этюды; подвижные, речедвигательные, пальчиковые, развивающие игры; элементы анималотерапии, песочной терапии, сказкотерапии и др.

Не забываю соблюдать правила здоровьесбережения на коррекционно-развивающих занятиях:

- организую перерывы с использованием релаксационных упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз, физминутки;

- регулирую степень утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);

- выбираю оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

- контролирую соблюдение ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояние от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ;

- использую разнообразные дидактические, наглядные и игровые материалы, адекватные возрасту и уровню развития ребенка.

В технологию проведения коррекционно-развивающего занятия я включаю:

- ритуал приветствия друг друга;

- ритуал вхождения в сказку;

- представление истории (сказки);

- развивающие игры, экспрессивные этюды;

- рисование, выполнение заданий, подвижная игра;

- обсуждение в кругу;

- ритуал прощания друг с другом и сказкой.

В своей работе я использую следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

- игры и упражнения на развитие внимания:

«Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди сходства или отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие.

- игры и упражнения на развитие памяти:

«Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозаики так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др.

- игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности:

«Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др.

- игры и упражнения на развитие восприятия:

«Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др.

- игры и упражнения на развитие воображения:

«Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если?» и др.

- игровые упражнения по подготовке руки детей к письму :

«Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др.

- игровые упражнения на эмоционально-личностное развитие детей :

с элементами психогимнастики М. И. Чистяковой, Е. А. Алябьевой;

анималотерапии Н. Л. Кряжевой;

занятия из серии «Давай познакомимся!» И. А. Пазухиной.

Благодаря используемым технологиям, играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций.

Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, чтобы снизить уровень страхов и тревожности. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Для профилактики тревожности предлагаю воспитателям подготовительных групп заранее готовить детей к переходу в школу : обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью провожу с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе (например, М. А. Панфилова «Лесная школа», где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным условиям.

Проведя повторное диагностическое обследование детей подготовительной группы в конце учебного года, получила результаты, по которым прослеживается положительная динамика развития интеллектуальной сферы детей, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной. То есть параметры готовности детей к обучению в школе приближены к модели выпускника ДОУ - будущего первоклассника.

Значит, проводимая коррекционно-развивающая работа эффективна и дает хорошие результаты.

В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даю родителям индивидуальные рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период.

Для того, чтобы проследить, как наши выпускники адаптируются к школе, в начале учебного года я провожу анкетирование первоклассников. Анкеты заполняют учителя, дети и их родители. Таким образом, на детскую адаптацию к новым условиям и на их самооценку можно посмотреть с трех сторон.

Показатели анкетирования положительные. По-мнению родителей, в среднем 80 % первоклассников достаточно легко и быстро адаптировались к новым условиям школы. Но еще есть вопросы, над которыми надо работать.

Таким образом, работу, проводимую в ДОУ по развитию у детей готовности к обучению в школе, считаю целесообразной и результативной, в ходе которой наблюдается динамика в развитии всех показателей. Но эту работу необходимо вести постоянно и систематически.

Публикации по теме:

«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению» Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только.

Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе Уважаемые педагоги! представляю вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу на тему: Дошкольная подготовка ребёнка 6-7лет к обучению.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Уважаемые мамы и папы, данная консультация поможет Вам самим еще раз вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой».

Консультация для родителей «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте» Консультация для родителей Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие.

Подготовка детей к школе Одной из проблем изучения начал детской и школьной педагогики и детской психологии является подготовка детей к школе. Дошкольный возраст.

Подготовка детей к школе в игровой деятельности Подготовка детей к школе в игровой деятельности. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

«Такая важная маленькая буква». Подготовка дошкольников к обучению грамоте в школе Время вносит значительные коррективы в развитие дошкольного образования. Одной из важных задач является подготовка воспитанников ДОУ к обучению.

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: повышение педагогической грамотности в образовательной области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка детей к обучению в школе
Опубликовано: 27 октября 2017 в 13:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД