Папки-передвижки

«Лес чудес». Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [с]-[ш]

Елена Беспалова - Беркович
«Лес чудес». Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [с]-[ш]

ЛЕС ЧУДЕС

Цель занятия:

закрепление правильного произношения звуков «с-ш» в слогах, словах, чистоговорках, в предложениях, в связной речи

Задачи:

1)образовательные:

- закреплять навык использования звуков «с-ш» в свободном потоке

речи;

- осуществлять интеграцию коррекционных форм логопедической

работы со здоровьесберегающими компонентами в занятии с малой

двигательной активностью;

2)коррекционно-развивающие:

- формировать фонематическое восприятие на уровне звука,слога,

слова, предложении, способствовать усвоению элементов грамоты;

Публикация «„Лес чудес“, Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [с]-[ш]» размещена в разделах

- совершенствовать лексико-грамматических категории языка на

материале лексических тем («Лес»,«Насекомые», «Птицы»);

- развивать логическое мышление, закреплять умение строить

связное речевое высказывание, способствовать развитию

экспрессивной речи;

3)воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

картинки для различения звуков, карточки с предложениями для составления связного рассказа, карточки со слогами для составления слов, шишки, орехи, канаты, мячи, цветные маркеры для приза, гимнастические лестницы, музыкальное сопровождение

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Дети входят под музыку в физкультурный зал, делают круг.

Логопед. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, я приглашаю вас в ЛЕС ЧУДЕС. В этом волшебном лесу нам нужно будет внимательно слушать звуки. Послушайте внимательно: подул холодный ветер, закачались сосны – «с-с-с», подул теплый ветерок, зашелестели листья на деревьях (дети быстро-быстро шевелят пальчиками) – «ш-ш-ш». Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки – ни ветки, дети расслабляются. (это действие можно повторить).

II. Вы уже догадались, какие звуки мы будем слушать в лесу? (уточняем артикуляцию согласных «с-ш»).

Чтобы «с» произносить

Про горку нужно не забыть

Горочку мы ставим ловко

У нас хорошая сноровка

Холодный воздух выдыхаем

Улыбку мы не забываем

В заборчик зубки выставляем

Ладошка быстро охладилась –

У нас все сразу получилось

Чтобы «ш» нам правильно сказать

Про чашечку не надо забывать,

За зубками её мы спрячем

Лишь только так, и не иначе

Красиво держим, укрепляем

И выдыхать не забываем

Мы губки вытянем вперед

– наш «кролик рассердился»

Мы воздух в чашечке согреем не спеша,

чтоб звук красивый получился

И с силой выдыхаем на ладошку –«шш – аа»

III.Страшила с корзинкой идет по лесу, пыхтит, пытается повторить звуки «с-ш»

Логопед. Страшила, ты такой смешной – хочешь путешествовать вместе с нами? Ты у нас многому можешь научится.

Страшила. Я уже научился слушать.

Логопед. Страшила, не спеши, надо не ошибиться, не запутаться

Ребята, давайте вместе покажем, какие мы внимательные!

- ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ» (диф-ция в «с-ш» в слогах,

в словах на слух:са – ша, сы – ши, аш – ас, еш – ес, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу,ши-сы-ши, шо-шо-со)

Страшила. Можно, я с вами поиграю. Повторяйте за мной, ребята:

шутки-сутки, шитый-сытый, шайка-сайка, шок-сок, крыса-крыша, каска-кашка, уши-усы, шут-суд.

Логопед. Молодец, Страшила. Здорово у тебя получается. Ты в лесу все знаешь, смело по лесу ходишь. Расскажи нам что-нибудь интересное о лесе или покажи.

Страшила. Давайте присядем на полянку. Я такую знаю гимнастику, обучаю упражнениям зверюшек в лесной школе. Это необычная гимнастика – гимнастика Страшилы. Сейчас мы с вами её сделаем (комплекс упражнений см. Б. А. Архипова. Журнал "Игра и дети".2007, №4, стр. 10-12).

Логопед. Страшила, что это ты с собой несешь?

Страшила. Это – лесные шишки и орехи. Я насобирал их в лесу, буду раздавать их зверюшкам

Логопед. А что ты с ними делаешь?

Страшила. Орехи можно катать в ладошках (самомассаж пальцев и ладоней рук).

Логопед. Страшила, а давай выложим из орехов букву «с». А шишки, Страшила, мы попробуем посчитать. Я начинаю: одна сосновая шишка (согл. числ., прил. и сущ., две сосновых шишки, и т. д. Давайте выложим из шишек букву «ш». Дети произносят звуки и выкладывают буквы. Как красиво звучали звуки «с-ш».

Страшила, проведи нас по лесу. Мы продолжаем слушать и различать звуки «с-ш».

Страшила. Ой, я увидел много листиков.

Логопед. Чтобы внимательно рассмотреть картинки, мы сделаем зрительную гимнастику. Ой, ребята, листики перепутались. Давайте выберем две картинки, в которых живут звуки «с-ш», и покажете Страшиле. Смотрите внимательно. А ты, Страшила, проверяй: правильно ли тебе ребята подобрали картинки. (дифф. «с-ш» в словах по картинкам).

Сейчас вы будете называть картинки и мне скажете – «Чего в лесу много?»

ИГРА «ОДИН - МНОГО» (обр. сущ. мн. ч. род. падежа)

Ландыш – В лесу много ландышей.

Шишка – В лесу много шишек

Каштан – В лесу много каштанов

Клест – В лесу много клестов.

Сова – В лесу много сов.

Кукушка – В лесу много кукушек.

Сосна - В лесу много сосен.

Куст – В лесу много кустов.

Оса – В лесу много ос.

Шмель – В лесу много шмелей.

Страшила. Ох, устал я уже стоять. Давайте снова присядем на полянку.

Логопед. Как хорошо здесь, в лесу, воздух чистый, свежий. Сейчас мы с вами правильно подышим (дыхательная гимнастика – «Подуем на плечо», см. приложение).

Страшила. Ой, совсем забыл, ребята – что у меня в сумке лежит. Я вам точно скажу – из этого можно сделать красивую грибную поляну, если каждый соберет слово. (детям раздаются части гриба, на которых написаны 3 слога. Предлагается собрать грибы.).Ши-пов-ник, ку-ку-шка., вол-нуш-ка, ко-су-ля,со-ро-ка, бру-сни-ка.

Дети читают слова и прохлопывают слоги в ладоши.

Страшила. Молодцы, ребята, какие вы знаете лесные слова. Я еще хочу с вами поиграть. Давайте возьмем мячи. (слоговой анализ слов, отбивание мячом каждого слога): лес, сосна сойка, оса, сова, шишка, тишина, ландыш, шмель, опушка.

Интересная игра у нас получилась. Обязательно поиграю в неё в своей лесной школе.

Логопед. Ребята, так хочется погулять по лесным тропинкам. Вот они какие длинные (выкладываем канаты). Страшила. и ты с нами будешь шагать. Мы будем наступать на тропинку пяточками и громко выразительно проговаривать чистоговорки:

«ша-ша-ша» - мы шагаем не спеша,

«са-са-са» - а в лесу живет лиса,

«шу-шу-шу» - шишки я в лесу ношу,

«сы-сы-сы» - не боимся мы осы,

«ишки-ишки-ишки» - на сосне есть шишки

«су-су-су» - я из леса гриб несу.

Страшила, куда ешё ты нас хочешь пригласить?

Страшила. Я вас отведу к большим высоким деревьям. Если вы залезете на верхушку дерева и сорвете листик, то сможете прочитать предложения о моем волшебном Лесе (лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз, чтение предложений детьми).Подождите – здесь какие-то буквы. Давайте соберем из них слово. Что получилось? Слово – ЛЕС. А как сказать – маленький лес? (лесок, а еще меньше? (лесочек)

Логопед. Ребята, я думаю, что из этих предложений можно составить маленький, но очень интересный рассказ о лесе. Как вы считаете: с какого предложения нужно начать?

Дети выстраиваются в ряд по смыслу связного рассказа. Каждый повторно читает свои предложения.

Вот большой лес. В лесу растут сосны и каштаны. На сосне висят шишки У сосны мышка шуршит. Ты, мышка, не шуми. Тишина стоит

в лесу.

Страшила. Интересный у вас рассказ получился про мой лес чудес. Я, пожалуй, пойду в свою лесную школу…

Логопед. Стой, Страшила, подожди! Ой, ребята, давайте расскажем, какой у нас Страшила. Ведь мы за ни наблюдали все занятие, но слова, которые мы будем говорить, обязательно будут со звуками «с-ш». Давайте попробуем. Я называю слово, которое отвечает на вопрос «что?», а вы образуете слово, которое отвечает на вопрос «какой?». Например, я говорю слово «что – послушание», а вы отвечаете «какой - послушный», «ласка - ласковый», «лес-лесной», «смелость-смелый», «шутка-шутливый», «смех-смешной», «потешка-потешный».

Страшила. Какие вы для меня придумали замечательные слова и заработали призы. (достает призы - разноцветные маркеры и вручает их детям). Теперь вы можете ими писать любые буквы, слова и даже предложения.

Логопед. Страшила, в твоем имени живут наши замечательные звуки, которые мы слушали, находили, произносили все занятие. Ребята, какие это звуки? (дети отвечают и хором повторяют слово «Страшила», а затем звуки «с-ш»).

Давайте теперь поблагодарим Страшилу и скажем ему «до-свиданья», а сами вернемся в группу, чтобы писать волшебными маркерами.

Публикации по теме:

План занятий логопедического кружка «Говорун» Февраль 1. 2. 3. Дифференциация звуков п-б Составление слова из последовательно данных звуков. Речевые игры. 1 час 1. 2.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лес чудес». Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [с]-[ш]
Опубликовано: 4 мая 2014 в 16:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД