Елена Беспалова - Беркович
«Лес чудес». Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [с]-[ш]
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕС ЧУДЕС
Цель занятия:
закрепление правильного произношения звуков «с-ш» в слогах, словах, чистоговорках, в предложениях, в связной речи
Задачи:
1)образовательные:
- закреплять навык использования звуков «с-ш» в свободном потоке
речи;
- осуществлять интеграцию коррекционных форм логопедической
работы со здоровьесберегающими компонентами в занятии с малой
двигательной активностью;
2)коррекционно-развивающие:
- формировать фонематическое восприятие на уровне звука,слога,
слова, предложении, способствовать усвоению элементов грамоты;
Публикация «„Лес чудес“, Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [с]-[ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать лексико-грамматических категории языка на
материале лексических тем («Лес»,«Насекомые», «Птицы»);
- развивать логическое мышление, закреплять умение строить
связное речевое высказывание, способствовать развитию
экспрессивной речи;
3)воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
картинки для различения звуков, карточки с предложениями для составления связного рассказа, карточки со слогами для составления слов, шишки, орехи, канаты, мячи, цветные маркеры для приза, гимнастические лестницы, музыкальное сопровождение
Ход занятия:
1. Оргмомент:
Дети входят под музыку в физкультурный зал, делают круг.
Логопед. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, я приглашаю вас в ЛЕС ЧУДЕС. В этом волшебном лесу нам нужно будет внимательно слушать звуки. Послушайте внимательно: подул холодный ветер, закачались сосны – «с-с-с», подул теплый ветерок, зашелестели листья на деревьях (дети быстро-быстро шевелят пальчиками) – «ш-ш-ш». Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки – ни ветки, дети расслабляются. (это действие можно повторить).
II. Вы уже догадались, какие звуки мы будем слушать в лесу? (уточняем артикуляцию согласных «с-ш»).
Чтобы «с» произносить
Про горку нужно не забыть
Горочку мы ставим ловко
У нас хорошая сноровка
Холодный воздух выдыхаем
Улыбку мы не забываем
В заборчик зубки выставляем
Ладошка быстро охладилась –
У нас все сразу получилось
Чтобы «ш» нам правильно сказать
Про чашечку не надо забывать,
За зубками её мы спрячем
Лишь только так, и не иначе
Красиво держим, укрепляем
И выдыхать не забываем
Мы губки вытянем вперед
– наш «кролик рассердился»
Мы воздух в чашечке согреем не спеша,
чтоб звук красивый получился
И с силой выдыхаем на ладошку –«шш – аа»
III.Страшила с корзинкой идет по лесу, пыхтит, пытается повторить звуки «с-ш»
Логопед. Страшила, ты такой смешной – хочешь путешествовать вместе с нами? Ты у нас многому можешь научится.
Страшила. Я уже научился слушать.
Логопед. Страшила, не спеши, надо не ошибиться, не запутаться
Ребята, давайте вместе покажем, какие мы внимательные!
- ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ» (диф-ция в «с-ш» в слогах,
в словах на слух:са – ша, сы – ши, аш – ас, еш – ес, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу,ши-сы-ши, шо-шо-со)
Страшила. Можно, я с вами поиграю. Повторяйте за мной, ребята:
шутки-сутки, шитый-сытый, шайка-сайка, шок-сок, крыса-крыша, каска-кашка, уши-усы, шут-суд.
Логопед. Молодец, Страшила. Здорово у тебя получается. Ты в лесу все знаешь, смело по лесу ходишь. Расскажи нам что-нибудь интересное о лесе или покажи.
Страшила. Давайте присядем на полянку. Я такую знаю гимнастику, обучаю упражнениям зверюшек в лесной школе. Это необычная гимнастика – гимнастика Страшилы. Сейчас мы с вами её сделаем (комплекс упражнений см. Б. А. Архипова. Журнал "Игра и дети".2007, №4, стр. 10-12).
Логопед. Страшила, что это ты с собой несешь?
Страшила. Это – лесные шишки и орехи. Я насобирал их в лесу, буду раздавать их зверюшкам
Логопед. А что ты с ними делаешь?
Страшила. Орехи можно катать в ладошках (самомассаж пальцев и ладоней рук).
Логопед. Страшила, а давай выложим из орехов букву «с». А шишки, Страшила, мы попробуем посчитать. Я начинаю: одна сосновая шишка (согл. числ., прил. и сущ., две сосновых шишки, и т. д. Давайте выложим из шишек букву «ш». Дети произносят звуки и выкладывают буквы. Как красиво звучали звуки «с-ш».
Страшила, проведи нас по лесу. Мы продолжаем слушать и различать звуки «с-ш».
Страшила. Ой, я увидел много листиков.
Логопед. Чтобы внимательно рассмотреть картинки, мы сделаем зрительную гимнастику. Ой, ребята, листики перепутались. Давайте выберем две картинки, в которых живут звуки «с-ш», и покажете Страшиле. Смотрите внимательно. А ты, Страшила, проверяй: правильно ли тебе ребята подобрали картинки. (дифф. «с-ш» в словах по картинкам).
Сейчас вы будете называть картинки и мне скажете – «Чего в лесу много?»
ИГРА «ОДИН - МНОГО» (обр. сущ. мн. ч. род. падежа)
Ландыш – В лесу много ландышей.
Шишка – В лесу много шишек
Каштан – В лесу много каштанов
Клест – В лесу много клестов.
Сова – В лесу много сов.
Кукушка – В лесу много кукушек.
Сосна - В лесу много сосен.
Куст – В лесу много кустов.
Оса – В лесу много ос.
Шмель – В лесу много шмелей.
Страшила. Ох, устал я уже стоять. Давайте снова присядем на полянку.
Логопед. Как хорошо здесь, в лесу, воздух чистый, свежий. Сейчас мы с вами правильно подышим (дыхательная гимнастика – «Подуем на плечо», см. приложение).
Страшила. Ой, совсем забыл, ребята – что у меня в сумке лежит. Я вам точно скажу – из этого можно сделать красивую грибную поляну, если каждый соберет слово. (детям раздаются части гриба, на которых написаны 3 слога. Предлагается собрать грибы.).Ши-пов-ник, ку-ку-шка., вол-нуш-ка, ко-су-ля,со-ро-ка, бру-сни-ка.
Дети читают слова и прохлопывают слоги в ладоши.
Страшила. Молодцы, ребята, какие вы знаете лесные слова. Я еще хочу с вами поиграть. Давайте возьмем мячи. (слоговой анализ слов, отбивание мячом каждого слога): лес, сосна сойка, оса, сова, шишка, тишина, ландыш, шмель, опушка.
Интересная игра у нас получилась. Обязательно поиграю в неё в своей лесной школе.
Логопед. Ребята, так хочется погулять по лесным тропинкам. Вот они какие длинные (выкладываем канаты). Страшила. и ты с нами будешь шагать. Мы будем наступать на тропинку пяточками и громко выразительно проговаривать чистоговорки:
«ша-ша-ша» - мы шагаем не спеша,
«са-са-са» - а в лесу живет лиса,
«шу-шу-шу» - шишки я в лесу ношу,
«сы-сы-сы» - не боимся мы осы,
«ишки-ишки-ишки» - на сосне есть шишки
«су-су-су» - я из леса гриб несу.
Страшила, куда ешё ты нас хочешь пригласить?
Страшила. Я вас отведу к большим высоким деревьям. Если вы залезете на верхушку дерева и сорвете листик, то сможете прочитать предложения о моем волшебном Лесе (лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз, чтение предложений детьми).Подождите – здесь какие-то буквы. Давайте соберем из них слово. Что получилось? Слово – ЛЕС. А как сказать – маленький лес? (лесок, а еще меньше? (лесочек)
Логопед. Ребята, я думаю, что из этих предложений можно составить маленький, но очень интересный рассказ о лесе. Как вы считаете: с какого предложения нужно начать?
Дети выстраиваются в ряд по смыслу связного рассказа. Каждый повторно читает свои предложения.
Вот большой лес. В лесу растут сосны и каштаны. На сосне висят шишки У сосны мышка шуршит. Ты, мышка, не шуми. Тишина стоит
в лесу.
Страшила. Интересный у вас рассказ получился про мой лес чудес. Я, пожалуй, пойду в свою лесную школу…
Логопед. Стой, Страшила, подожди! Ой, ребята, давайте расскажем, какой у нас Страшила. Ведь мы за ни наблюдали все занятие, но слова, которые мы будем говорить, обязательно будут со звуками «с-ш». Давайте попробуем. Я называю слово, которое отвечает на вопрос «что?», а вы образуете слово, которое отвечает на вопрос «какой?». Например, я говорю слово «что – послушание», а вы отвечаете «какой - послушный», «ласка - ласковый», «лес-лесной», «смелость-смелый», «шутка-шутливый», «смех-смешной», «потешка-потешный».
Страшила. Какие вы для меня придумали замечательные слова и заработали призы. (достает призы - разноцветные маркеры и вручает их детям). Теперь вы можете ими писать любые буквы, слова и даже предложения.
Логопед. Страшила, в твоем имени живут наши замечательные звуки, которые мы слушали, находили, произносили все занятие. Ребята, какие это звуки? (дети отвечают и хором повторяют слово «Страшила», а затем звуки «с-ш»).
Давайте теперь поблагодарим Страшилу и скажем ему «до-свиданья», а сами вернемся в группу, чтобы писать волшебными маркерами.