диана галкина
Подгрупповое занятие «Насекомые» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
(третья неделя мая). 2020 г
Тема «Насекомые весной» (лексика и грамматика). Дата: Третья неделя мая 2020г.
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые весной». Обобщение представлений об изменениях, происходящих в живой природе поздней весной. Развитие синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков. Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов и анализа предложений. Совершенствование навыка составления и чтения слов.
Публикация «Подгрупповое занятие „Насекомые“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, просодической стороны речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, CD с записью звуков, производимых насекомыми; и с записью спокойной инструментальной музыки; предметные картинки с изображением насекомых, презентация на тему «Насекомые», ваза с букетом цветущих одуванчиков, игрушечная божья коровка, бумажные кузнечики по числу детей.
Предварительная работа. Слушание CD с записью звуков, которые производят насекомые. Рассматривание слайдов с изображениями насекомых.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Где божья коровка?» Создание эмоционального фона занятия, объявление темы. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
На магнитной доске предметные картинки по теме «Насекомые».
Логопед. Посмотрите на картинки и скажите, о ком мы с вами начнём разговор.
ребенок. Мы начнём разговор о насекомых.
На столе в корзинке — букет цветущих одуванчиков. На одном из цветков закреплена игрушка — божья коровка.
Логопед. Сегодня мы начнём разговор о насекомых. А для начала давайте поиграем с божьей коровкой, которая прилетела к нам в гости. Смотрите, что делает божья коровка, составляйте предложение и называйте предлог, который вы используете.
Логопед меняет местоположение божьей коровки, а дети комментируют его действия: «Божья коровка сидит на одуванчике. Божья коровка прячется под листком одуванчика» и т. д.
2. Упражнение «Насекомые». Активизация и актуализация словаря, развитие мышления.
Логопед предлагает детям презентацию по теме. Просматривая презентацию «Насекомые», дети отгадывают загадки, и объясняют смысл пословиц, представленные в ней. Во время презентации звучит запись звуков, издаваемых насекомыми.
В презентации отражены короткие познавательные данные о насекомых.
3. Упражнение «В траве сидел кузнечик». Воспитание направленной воздушной струи.
Логопед предлагает детям встать в шеренгу на ковре и раздает им игрушечных кузнечиков.
Логопед. Все вы, конечно же, знаете песенку про зеленого кузнечика. Сегодня его друзья у нас на занятии. Давайте проведем соревнование и посмотрим, чей кузнечик дальше прыгнет. Положите кузнечика на ладошку и поднесите ее к губам. Сделайте глубокий вдох через нос, а потом подуйте на кузнечика, вытянув губы трубочкой.
Дети выполняют упражнение 3—4 раза под контролем логопеда и определяют кузнечика-победителя.
4. Физкультминутка «Кузнечики». Координация речи с движением.
Логопед предлагает детям остаться на ковре и выполнить упражнение.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели, сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
5. Рассказывание детьми стихотворения «Добрый великан». Развитие общих речевых навыков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков.
Логопед просит детей остаться на ковре.
Логопед. Будем считать, что вы сделали разминку. А теперь расскажите стихотворение «Добрый великан». Я надеюсь, что вы постараетесь правильно произносить все звуки, будете говорить четко и выразительно.
ребенок. По лужайке я шагаю,
Наблюдаю, примечаю.
Я гуляю в мире лета,
Вижу все его секреты.
ребенок. Вот большое коромысло
Над речушкою повисло.
Стрекозу так называют.
Это каждый школьник знает.
ребенок. Фигуристка-водомерка
По воде, как по фанерке,
Пробежала, проскочила,
Даже ног не замочила.
ребенок. Майский жук, как рыцарь в латах,
Очень страшный и усатый.
Жук над веткою кружит,
От жужжанья весь дрожит.
р е б е н о к. Все букашки копошатся,
Все букашки суетятся.
Я могу их раздавить,
Напугать, переловить.
ребенок. Ведь для них я — великан,
Великан из дальних стран.
Но!
Великаны, кто не знает,
Очень добрыми бывают.
Логопед. Отлично! Я надеюсь, что вы всегда будете так же бережно относиться к природе, как мальчик, о котором говорится в стихотворении.
6. Экологическая беседа. Развитие диалогической речи. Воспитание бережного отношения к природе. Логопед предлагает детям сесть на ковер и организует экологическую беседу.
Логопед. Почему мальчик в стихотворении называет себя великаном?
Дети. Он называет себя великаном, потому что он большой по сравнению с насекомыми.
Логопед. А почему он добрый великан?
Д е т и. Он добрый, потому что не захотел поймать и раздавить насекомых.
Логопед. Он правильно поступил?
Дети. Правильно. Насекомые живые, маленькие, их нельзя обижать.
7. Упражнение «Загадки». Развитие чувства рифмы, развитие мышления, памяти.
Логопед предлагает детям загадать друг другу загадки, напоминая, что все звуки произносить чётко и правильно.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее. (стрекоза).
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница)
Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой (Светлячок)
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель)
8. Игра «Хлопотливая пчела». Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Дифференциация сонорных звуков в предложении.
Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением пчелы, а на столе рассыпает картинки с изображениями других насекомых.
Логопед. Хлопотливая пчела много меда принесла.
Давайте поможем ей угостить медом других насекомых. Выбирайте картинку с изображением любого насекомого и составляйте предложение. Старайтесь правильно произносить все звуки.
р е б е н о к. Хлопотливая пчела угостила медом белого мотылька.
ребенок. Хлопотливая пчела угостила медом голубую стрекозу.
ребенок. Хлопотливая пчела угостила медом коричневого муравья.
ребенок. Хлопотливая пчела угостила медом полосатого шмеля.
Логопед. Молодцы. И пчела, и насекомые благодарят вас за помощь и угощение. А я благодарю вас за то, что вы правильно произносили все звуки.
9. Пальчиковая гимнастика «Пчела». Развитие мелкой моторики.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела. Машут ладошками, как крылышками.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза, На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Как фонарики глаза Делают кружки из пальцев и подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками, как крылышками.
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
10. Игра с мячом «Закончи предложение». Развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что).
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.
Логопед. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение». Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Бабочка красивая.
ребенок.. потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, потому что у нее расписные крылышки.
Логопед. Пчела мне нравится.
ребенок.. потому что она производит мед. Пчела мне нравится, потому что она производит мед.
Логопед. Мне не нравится комар.
ребенок.. потому что он кусается. Мне не нравится комар, потому что он кусается.
Логопед. Мне нравится стрекоза.
ребенок. потому что она похожа на вертолет. Мне нравится стрекоза, потому что она похожа на самолет.
11. Релаксационная пауза.
Дети ложатся на ковер. Логопед ставит на проигрыватель CD с записью спокойной инструментальной музыки.
Логопед. Закройте глаза, представьте, что ваше тело становится легким, как крылья бабочки. Расслабьте ноги, руки. Отдохните.
Дети отдыхают 2—3 минуты, затем логопед правильно выводит их из состояния релаксации, предложив сначала открыть глаза, потянуться лежа, потом медленно сесть, потянуться сидя и, наконец, медленно встать и потянуться стоя.
12. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня на занятии, а потом оценить работу друг друга.