Эльвира Иванова
Конспект подвижной игры по автоматизации звука [Л] «Цветные облака»
▼ Скачать + Заказать документы
Цветные облака
Подвижная игра на автоматизацию
звука [л] в словах и словосочетаниях
Аннотация:
Интересная и эмоциональная игра, выполняя узкую задачу автоматизации звука, активизирует у дошкольников умственные и физические силы одновременно, а, значит, способствует полноценному развитию личности. Игра особенно актуальна для детей с ОНР и СДВГ, т. к. она позволяет корректировать не только речевое нарушение, но и физическое, и психическое развитие ребенка, расширяет кругозор и помогает удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.
Публикация «Конспект подвижной игры по автоматизации звука [Л] „Цветные облака“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Облака
- Погода и природные явления
- Подвижные игры для детей
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Цель игры:
автоматизация звука [л] в словах и словосочетаниях в прыжках.
Задачи:
- автоматизировать правильное произношение звука [л] и других звуков в словах и словосочетаниях;
- формировать грамматический строй (род имен существительных и согласование существительных с прилагательными по родам,
- расширять активный словарь ребенка;
- развивать психические процессы: мышление, внимание, быстроту реакции;
- развивать физическую активность, общую моторику, ловкость, выносливость;
- способствовать повышению интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование:
Вырезанные из плотного фетра овалы – «облака»: белое, голубое, жёлтое и красное (в игре этот цвет называем алым); речевой материал (См. Приложение).
Описание игры:
На полу перед ребенком на некотором расстоянии друг от друга располагаются «облака». Они находятся на таком расстоянии, чтобы ребенок мог перепрыгнуть с одного на другой 1) толчком двумя ногами; 2) на одной ноге (только на левой, например); 3) чередуя ноги; 4) толчком одной ногой. Логопед называет ребенку слова и словосочетания, а ребенок должен прыгнуть на облако соответствующего цвета. Перед началом игры необходимо договориться, как именно будет прыгать ребенок.
1 вариант игры: (облака лежат вокруг ребенка, он в центре)
Логопед задаёт вопрос: «Что бывает белым?».
Ребенок, стараясь не раздумывать, прыгает на белое облако и называет предмет или вещество (существительное) белого цвета. Например, «белый снег», «белое молоко» и т. д. и возвращается в центр круга.
Логопед: «Что бывает желтым?»
Ребенок, перепрыгивая на желтое облако, называет, например, «желтый одуванчик», «желтая Луна». Затем он возвращается в центр круга.
Логопед: «Что бывает голубым?»
Ребенок прыгает на голубое облако, и называет, например, «голубое небо», «голубой вагон». Возвращается в центр круга.
Логопед: «Что бывает алым?»
Ребенок, перепрыгивая на алое облако, называет, например, «алая роза», «алый галстук» и возвращается в центр круга.
Педагог может повторять цвета. Во-первых, это добавит немного юмора в игру (ведь ребенок не ожидает, что названный цвет назовут ещё раз). Во-вторых, это усложнит задание, так как ребенку придется придумать ещё что-то на заданный цвет.
2 вариант игры: (Облака разбросаны хаотично на доступном для прыжков расстоянии)
Логопед называет слово-имя существительное, а ребенок отгадывает, каким цветом это бывает, прыгает на нужное облачко и повторяет словосочетание целиком.
Например:
Логопед: мел.
Ребенок (прыгая на белое облако): белый мел.
Логопед: флаг.
Ребенок: (прыгая на алое облако): алый флаг.
Логопед: глаза
Ребенок: голубые глаза.
В данном варианте игры можно использовать существительные как содержащие звук [Л], так и без него.
3 вариант игры: (Облака разбросаны хаотично на доступном для прыжков расстоянии).
Педагог называет такие слова-имена существительные, которые не бывают какого-то конкретного цвета, а могут быть разных цветов. Тогда ребенку придется «на ходу» самому решить, какого цвета названный предмет.
Например:
Логопед: платок.
Ребенок (сам выбирает любое облако): голубой платок.
Логопед: клубок.
Ребенок: желтый клубок.
4 вариант игры: (используется, когда первые три варианта уже проиграны).
Облака разбросаны хаотично на доступном для прыжков расстоянии.
Ребенок сам придумывает словосочетания, перепрыгивая на любые облака. Здесь, как показывает практика, ребенок начинает придумывать какие-то немыслимые, несуществующие варианты, включая свою фантазию и воображение. Иногда получается очень смешно, и ребенок с занятия уходит в хорошем настроении и бодром духе.
Приложение
Речевой материал к игре:
«Белое облако»:
- со звуком [л]: молоко, мел, облако, лук, лошадь, потолок, шоколад, полоса, волосы;
- без звука [л]: пух, гусь, лебедь, сахар, соль, кефир, творог, мороженое, сметана, снег, чешки, заяц, аист, ромашка, скатерть, ванна, зубы, парус, бумага.
«Голубое облако»:
- со звуком [л]: облако, планета, глаза, волна, голубика;
- без звука [л]: небо, озеро, река, море, океан, кит, незабудка.
«Желтое облако»:
- со звуком [л]: Луна, колобок, лампочка, луч, солнце, подсолнух, масло, яблоко, желток, пламя, пчела;
- без звука [л]: банан, песок, звезда, сыр, цыплёнок, утенок, одуванчик, осень, листья, мать-и-мачеха, дыня, кукуруза, грибы-лисички, лютики, лимон.
«Алое облако»:
- со звуком [л]: флаг, лак, клубника.
- без звука [л]: мак, гвоздики, закат, рубин, помидор, кровь, губы, роза, щёки, гранат, рябина.
Слова «любого» цвета:
- со звуком [л]: лодка, лампа, платье, платок, клубок, одеяло, галстук, халат, футболка, пластилин, фломастер, пенал, юла, голубь, мыло и др.
- без звука [л]: бант, шарик, мяч, ленты, тюльпан, туфли, машина, сумка и т. д.
Можно использовать словарный материал по лексическим темам, либо подобрать слова на звук, который автоматизировался ранее и требует закрепления.
Также, как вариант игры, можно взять другие цвета «облаков», например, зелёный и фиолетовый для автоматизации звука [ль]. Можно использовать зелёный и фиолетовый вместе с желтым, белым, алым и голубым для дифференциации звуков [л] - [ль]. Можно подобрать речевой материал и на другие звуки. Например, синее и красное облака для автоматизации [с] ,[сь], черное и коричневое облака для автоматизации [ч], красное, оранжевое, серое и черное для автоматизации звука [р].