Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей

Наталья
Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:«Лекарственные растения нашего края» для детей старшей группы.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края:

одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, душица, тысячелистник, зверобой, расширить кругозор о растениях.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию умения узнавать растения по

внешнему виду.

Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.

Побудить интерес к лекарственным растениям и их лечебным свойствам.

Развивающие:

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей» размещена в разделах

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Воспитательные: Формировать у детей потребность к новым знаниям;

воспитывать гордость за наш край, в котором есть лекарственные растения.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в огороде на фитогрядке, наблюдение за ростом и состоянием лекарственных растений на фитогрядке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Предполагаемый результат:

Знают некоторые виды лекарственных трав и их применение, умеют различать по внешнему виду.

Материал к занятию: мешочек с травами; презентация «Лекарственные

растения Тюменского края» со слайдами растений (одуванчик, крапива,

подорожник, ромашка, и т. д.); карта Тюменской области;

стаканчики с чаем и разнотравным медом по количеству детей.

Методические приемы:

Игровой момент «Чудесный мешочек»; художественное слово : «загадки о растениях»; физкультминутка,

сюрпризный момент «Угощение чаем с медом»; дид. игра «Угадай растение».

Ход НОД:

Организационный момент «Чудесный мешочек».

Воспитатель:- Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, в руках у меня мешочек, но что в нем, я вам не скажу. Вы должны сами догадаться, понюхав содержимое мешочка.

Даю возможность всем детям понюхать, не заглядывая во внутрь мешочка.

Дети: - пахнет травой.

Воспитатель:- Правильно, мой мешочек наполнен травкой. Я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в мир растений нашего родного края.

-А вы знаете как называется край в котором мы живем?

Дети:Тюменская область.

Воспитатель: - Правильно!

-Вот карта Тюменской области. Подойдите поближе. Как называется наш город?

Дети:Тюмень.

Воспитатель:Давайте повернем свои лица к солнцу, раскроем ладошки навстречу солнцу, наберемся тепла и энергии. Вдохните глубоко. Чувствуете, как тело наше набирает энергию? Вот теперь можно отправляться в мир растений нашего Тюменского края.

- Все готовы?

Дети:Да, готовы!

Воспитатель:- Приглашаю всех пройти на полянку и занять свой «пенечек» (стульчик).

Начало презентации «Лекарственные растения нашего края».

Воспитатель:- Мы пришли на луг и, что же видим перед собой? (Слайд №3.)

Дети:-Разные растения.

Воспитатель:- Это не простые растения, они могут лечить, поэтому их называют лекарственными.

- Издавна люди заметили, что больные домашние животные заболев, уходят влес, чтобы найти траву, нужную им. Съев ее, они выздоравливали. Так и

человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные средства многих цветов и трав. Сегодня мы познакомимся с некоторыми,распространенными в нашей местности, лекарственными растениями и их пользой.

- Для того, чтобы узнать о каком растении будем говорить, выбудете отгадать загадки : Слайд №4.

«Ох, не трогайте меня,

Обожгу и без огня».

Дети:- Крапива.

Воспитатель:- Да, правильно, крапива обжигает. Кто нибудь из вас обжигался крапивой?

Дети: - Да обжигались! Пузырьки были от крапивы.

Воспитатель:- Знаете почему она обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца.

Внутри волосков –едкая жидкость. Дотронешься – получай укольчик. Но пройдет немного времени– и вы перестанете чувствовать жжение. Несмотря на это – крапива очень полезное растение. В ней есть вещества, убивающие микробы. Она очень хорошо останавливает кровь. Если вдруг вы порезались, возьмите крапиву, растолките ее, превратите в кашицу и приложите эту кашицу к ранке. Кровь остановится.

Если крапиву залить горячей водой, подождать, когда настоится и помыть

этим отваром голову, то вы узнаете, что крапива хорошо укрепляет волосы.

А еще из крапивы делают бумагу, веревки и мешковину. Помните сказку

Андерсена «Дикие лебеди». Ведь именно из крапивы пришлось сестрице

вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

Еще из крапивы готовят великолепные щи. Я каждую весну собираю листья

крапивы и варю щи. Очень вкусно и полезно.

Воспитатель: -Слушаем следующую загадку: Слайд №5.

«Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог».

Дети:Подорожник.

Воспитатель:Правильно. Поговорим о подорожнике. Может вы знаете почему его так назвали?

Дети:(Ответы детей).

Воспитатель:Правильно, обычно он растет вдоль дорог. Мы его топчем, а он все равно растет, потому что его листья стараются плотнее прижаться к земле. Листья у него упругие, с прочными жилками. Он надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вот поэтому подорожник не боится вытаптывания, от чего так страдают другие растения.

- А знаете ли вы чем лечить царапины и разбитые колени?

Дети:Подорожником.

Воспитатель:Конечно же,подорожником.

- Его еще называют зеленым бинтом. Сейчас я вам покажу, как надо лечиться подорожником. Представьте себе, что вы упали и поранили руку. Первое, что надо сделать – это очистить его от пыли. Помыть листик в воде. Затем помять его пальцами так, чтобы из листика выделился сок и приложить к ранке, и привязать подорожник бинтом. Царапина быстро заживет.

Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:

Стоят сестрички – желтый глазок, белые реснички». Слайд №6.

Дети:Ромашки!

Воспитатель:- Вы, конечно же все знаете этот цветок. Он растет и в полях, и в населенных пунктах. Это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Из ромашек плетут красивые венки, даже гадают по ним. В народе ромашку называют целительницей. И не зря. Если вдруг заболело горлышко,то лучший доктор – отвар из ромашки. Просто взять горсточку цветочков и залить кипятком.

Постоит немножко, полощи горло. Ну, а если сделать чай из ромашки, то сон ваш будет крепкий и здоровый.

Воспитатель: -О ромашке всегда хочется говорить стихами.

Рано утром солнышко

Ясное встает,

Спать оно ромашкам

В поле не дает.

Бабочки порхают

От цветка к цветку,

Радуются утру,

Солнечному дню!

Мы к ромашкам в поле

Выйдем погулять,

Радоваться лету,

Петь и танцевать!

Воспитатель: - Сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

«Жу – жу – жу, жу – жу – жу –

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь».

Воспитатель: Следующая загадка: Слайд №7.

«Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух»

Дети:Одуванчик.

Воспитатель: - Это растение вы знаете все. Расскажите мне о нем.

Дети:(Рассказы детей).

Воспитатель: В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. В старину одуванчик считали хорошим средством улучшающим аппетит.

Воспитатель:Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Одуванчик».

Воспитатель: Ребята встаньте в круг и возьмитесь за руки это будет у нас одуванчик, сейчас выберем «ловишку» с помощью считалки.

Считалочка:Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали - загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем, водишь ты.

Дети: Ловишка становится в круг

По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу по кругу и

одновременно произносят слова:

Одуванчик, одуванчик,

Скинул жёлтый сарафанчик,

Превратился в шар воздушный,

Шар воздушный – непослушный!

Мы его сорвать хотели,

А пушинки полетели!

Воспитатель: С окончанием слов «ловишка» дует на одуванчик – и

«пушинки разлетаются», начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого за

Воспитатель:Обратите внимание на это растение. Кому знакомо это растение?Слайд №8.

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (тысячелистник)

Воспитатель: Это растение называется тысячелистник обыкновенный.

- У тысячелистника листьев конечно не тысяча, но если на него посмотреть, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно.

- С давних пор люди используют полезные свойства этого растения: сухие листья и цветки используют для приготовления кваса, ароматных напитков.

Целебная сила растения находится в верхушках стеблей. Стебли срезают и готовят из них антибактерицидные настои. Тысячелистник помогает остановить кровотечение из носа, способствует повышению аппетита.

Воспитатель: Следующая загадка: Слайд №9.

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашё л:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – зверобой.

Воспитатель:Зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга. Зверобой - средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют и лечат раны, готовят чай с отваром зверобоя, для защиты и укрепления организма.

Воспитатель: Что это за растение? (показ душицы слайд №10)

-Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.

-Что вы можете сказать о его запахе?

Дети:-Запах у него приятный, ароматный, душистый.

Воспитатель:Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.

-Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Воспитатель:А сейчас угощайтесь травяным чаем из душицы. Чай уже разлит по стаканчикам, подойдите и выпейте. (Дети угощаются чаем).

Воспитатель:Понравился вам чай из душицы?

Дети: -Да! Очень вкусный и ароматный.

Воспитатель: Много лекарственных растений можно найти на лугах, полях в лесу, в саду нашей Тюменской области. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Воспитатель:- Запомните правила сбора лекарственных трав.

* Цветки собирают, когда растение цветет.

* Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом в тени.

* Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель:-А теперь мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Угадай растение» (показ всех слайдов с ответами

детей).

Дидактическая игра «Аптека». (Один воспитанник описывает лекарственное растение, а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку). Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях; - развивать познавательную деятельность в процессе формирования.

Воспитатель:- Мы сегодня познакомились с некоторыми растениями нашего края, которые называются одним словом – лекарственные. Как хорошо, что в нашем крае они есть и можно лечиться ими.

Ответьте мне на вопросы:

1. С какими лекарственными растениями мы познакомились?

2. Какие из этих растений растут на участке детского сада?

3. Какие растения помогают вылечиться от простуды?

4. Листья каких растений лечат ссадины и царапины?

5. Из какого растения можно варить щи?

6. Из какого растения можно сделать веревку?

Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.

Воспитатель:Вы все молодцы! Я очень надеюсь, что ваши знания будут помогать вам в жизни. Теперь вы знаете, что природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.

Воспитатель:Наше интересное занятие закончим рисунками. (дети подходят к столам, лежат не доконченные рисунки, дорисовывают цветы) и оформляем выставку рисунков «Зеленая аптека Тюменской области».

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы»Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы» Тема:«Зимующие птицы»Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие».

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленностиПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленности Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки» Цель: Совершенствовать представления детей о хвое и шишках. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей
Опубликовано: 14 июля 2021 в 19:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья (УИ 514257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД