МААМ-картинки

Познавательное развитие дошкольников средствами ФЭМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ольга Головина
Познавательное развитие дошкольников средствами ФЭМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие дошкольников средствами ФЕМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Публикация «Познавательное развитие дошкольников средствами ФЭМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.

Многие исследователи Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

В возрасте 5 до 7 лет развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.

Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Для того чтобы были реализованы задачи математического развития детей, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует организованная самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста.

В ходе самостоятельной математической деятельности дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.

Для реализации задач математического содержания необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: вариативности, открытости, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости. Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста, является интеграция области «познавательное развитие» с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях.

В настоящее время в практику дошкольных учреждений внедрились такие формы организации образовательного процесса как: непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность взрослых и детей, самостоятельная образовательная деятельность.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда, которая позволяет создать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях, обогащенной таким образом, стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Дидактические игры, Игровые материалы, Настольно - печатные и развивающие игры, Раздаточный материал, Материалы для индивидуального развития, Раскраски. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики» ,

«Веселый кубик», и т. д)

- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: Лиса и гуси, Мельница, Волки и овцы;

- головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.»

- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)

- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур( «Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т. д.)

- игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую») Особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характера: Танграм, Волшебный круг, Колумбово яйцо.

«Составь множество»; «Помоги числам найти свое место»; «Какой цифры не стало»;

«Составь число»; «Геометрическое лото»; «Фигуры из цветной мозаики»;«Раньше - позже»; «Найди на ощупь»; «Составь узор» «Успей вовремя» «Назови сутки»

«Живая неделя» «12 месяцев» «Рисуем дорожку к участку» и мн. др.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами.

Игра «Школа». Игра «Путешествие». Игра «Почта», игра «Магазин», игра «Поликлинника», игра «Аптека», Игра «Ателье». «Дом мод». Игра «Исследователи».

-Подвижные игры так же позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины.

«Успей за 1 минуту», «Классики», «Найди свое место»; «Путешествие»(квест, «Найди пару», «Неделя, стройся», «Живые числа», «Найди по звуку», «Горячо-холодно»(ориентировка в пространстве, «Кто какого роста?», «Составь число» и. т. д.

относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения.

Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции.

Оригами: животные, насекомые, растения

Конструирование по схемам: Здания, мосты, «Корабли», «Машины», «Летательные аппараты», «Космический корабль»

Конструирование из природных материалов: ракушки, шишки, скорлупки от разных орехов.

Конструирование из большого и Лего конструктора и мн. др.

Игра».(сюжетно-ролевая+ конструирование) «Строительство». «Водители». «Гараж, «Построй по памяти» «Построй с закрытыми глазами»,

Формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.

Прикреплённые файлы:

matematika_17a8j.pptx | 5979,12 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников средствами ФЭМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 09:20
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД