Лучший педагог года

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи

Людмила Солдатенко
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии.

Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи» размещена в разделах

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвития речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике. Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей могут быть врождённые нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно группировать следующим образом:

• искажения и замены букв;

• искажения звуко-слоговой структуры слова;

• нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;

• аграмматизмы на письме.

Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является соответствующее возрасту развитие у ребёнка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребёнка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Таким образом, на занятиях с дошкольниками педагоги (воспитатели, учитель-логопед) должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям, а именно:

• формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

• развивать мелкую моторику рук;

• ориентировки в пространстве;

• развивать все психические процессы;

готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В процессе своей работы я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

Для эффективного развития слухового восприятия у ребенка-дошкольника я рекомендую использовать дидактические упражнения, такие, как:

1. «Где звук и сколько слогов» - Ребёнку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображён предмет.

2. «Что изменилось» - Ребёнку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.

3. «Зашифрованное слово». Перед ребёнком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображённых предметов нужно получить новое слово – каша.

Так же для развития слухового восприятия важно использовать игры различной направленности:

Для формирования слухового внимания: «Угадай, кто это?».

• Для формирования навыка определения направления звука : «Где позвонили?» «Жмурки с голосом».

Для различения силы и громкости звука: «Скажи тихо – скажи громко» - по условному знаку педагога.

Все эти игры можно проводить, используя героев сказок. Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: «Отстучи телеграмму доктору Айболиту».

Таким образом, я развиваю и речевое, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

В этом разделе так же эффективны приемы использования игр и

упражнений, формирующих правильное восприятие силуэта буквы в дальнейшем процессе обучения:

• Название контурных изображений предметов.

• Игра «Чей силуэт?» - Название недорисованных контурных изображений предметов.

«Найди ошибки художников» - исправление силуэта.

• Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

Распределение изображенных предметов по величине (возрастание – убывание).

«Лужайка». (Детям предлагаются разноцветные «лужайки», а также картинки с изображением предметов разного цвета.

Дается задание положить картинки на «свои» «лужайки», т. е. совпадающие по цвету.

• Составление разрезанных на части картинок. (от 4-х до 16).

Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур: кругов, треугольников и т. д.

• Нахождение различий в двух картинках.

• Дорисовывание симметричных изображений.

Данную работу я рекомендую осуществлять как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяются исходя из структуры и степени выраженности речевых нарушений, типологических особенностей каждого конкретного ребёнка.

Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей.

В работе с родителями рекомендую использовать различные методы:

Анкетирование, консультации, обсуждение результатов тестирования или обследования ребенка. Проведение открытых занятий, размещение информации в родительских уголках.

Каждому учителю-логопеду я рекомендовала бы в обязательном порядке участвовать в родительских собраниях, посвящая свои выступления разным проблемам речевого развития, в том числе важности профилактической работы со стороны родителей по предупреждению нарушений чтения и письма.

Чрезвычайно важным является грамотное ведение индивидуальной тетради ребенка. Родители получают информацию через индивидуальную тетрадь, выполняя с ребенком задания по закреплению пройденного материала. Кроме заданий на закрепления звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков.

Таким образом, раннее выявление у детей проблем в развитии речи и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в школе первой ступени.

Публикации по теме:

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школеПредупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школе Дети с ТНР имеют сочетание стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально- волевой.

Предупреждение дисграфии у старших дошкольников Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Одним из видов нарушений письма является дисграфия, связанная с недоразвитием.

Игра «Читаем по слогам». Предупреждение дислексии у детей с ОВЗИгра «Читаем по слогам». Предупреждение дислексии у детей с ОВЗ Мы знаем, что чтение сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Предупреждение оптико-моторной дисграфии у детей с ОВЗ В своей логопедической практике, в школе, часто встречала такие моменты, что учащиеся с ОВЗ не могут запомнить образ буквы. Дети путали букву.

Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших.

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.

Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки»Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Проект: долгосрочный (17.09.2018-20.05.2019, творческий, групповой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи
Опубликовано: 27 июня 2019 в 22:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД