Получи документы

Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

Андреева Екатерина
Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

на районном семинаре для старших воспитателей на тему

«Апробация программно-методического обеспечения православного компонента ФГОС

ДО в ДОО ИГОСК»

Конспект составил старший воспитатель Андреева Е. В.

Публикация «Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на приобщение детей к духовно-нравственному воспитанию, ознакомлению их с красотой окружающего мира, историей православных праздников, историей родного края, историей храмов Изобильненского района, с жизнью святых людей.

Цель и задачи программы

Цель программы :

целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Задачи:

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении, основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);

Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;

Учить строить отношения с окружающими на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения;

Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.

Побуждать детей к украшению своей души добрыми качествами;

Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия;

Воспитывать уважительное отношение к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Особенностью работы является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности старших дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

Наполняя жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами, государственно-церковные праздники, с которыми будем знакомить детей, вовлекают их в православный уклад жизни, традиции, обряды предков, развивая православное мировосприятие и миропонимание. Отдельные занятия предусматривают, помимо знакомства со смыслом праздника, организацию художественно-продуктивной деятельности, отвечающей характеру развития мальчиков и девочек этого возраста. Дети готовят подарки, рисуют, выполняют аппликацию. В совместной деятельности дети успешнее осознают и осваивают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.

Обязательным фрагментом почти каждого занятия являются рассказы, сказки, игры, стихотворения и обсуждения их с детьми. Диалог помогает самим воспитанникам сделать правильный выбор о добре и зле, о красоте растений и животных, о правде и лжи, о трудолюбии и лени, о милосердии и жестокости, тем самым прививая им лучшие духовно-нравственные качества. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяется и углубляется понятие о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, бабушки, дедушки, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о доме, храме, улице, поселке.

Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).

Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на изучение православных традиций, на формирование и развитие творческого мышления воспитанников, на приобретение социально - педагогических знаний и умений в области духовно-нравственного воспитания, необходимых для личностной самоидентификации, самоопределения и самореализации обучающегося с использованием возможностей дополнительного образования.

Актуальность программы определяется в воспитании духовно-нравственной личности. В сфере основных интересов детей 5-7 лет наблюдается желание стремиться к добру.

Особенность организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, заключается в том, что занятия проходят в деятельности. Обязательной частью является чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и анализ музыкальных произведений, диалоги с детьми, предполагает различные виды художественной деятельности: рисование (раскрашивание, аппликации, ручной труд (изготовление подарков).

Для достижения задач программы используются различные методы и приемы:

Наглядный метод

- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.

- Экскурсии по городу, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показ сказок педагогам, детьми;

- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;

- проведение дидактических игр;

- моделирование сказок.

Словесный метод используется при:

- чтении литературных произведений;

- чтении стихотворений детьми;

- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,

дидактических, игр драматизации и др.

- чтении литературных произведений вне занятий;

- сообщение дополнительного материала воспитателем;

- загадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

- чтений литературных произведений родителями.

Практический метод используется при:

- организации продуктивной деятельности дошкольников;

- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);

- пошива кукол к сказкам;

организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;

- проведение экскурсий различной направленности;

- организация вечеров с родителями;

- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.

Программа «Православный компонент дошкольного образования» реализуется в группах обучающихся дошкольного возраста 2 года и рассчитана на детей старшей и подготовительной групп детского сада.

Программа «Православный компонент дошкольного образования» рассчитана в старших и подготовительных группах детских садов на 48 учебных недель. План работы построен в соответствии с годовым православным календарём и православными праздниками.

Занятия проводятся в форме:

• учебных занятий;

активных форм организации учебного процесса: обучающая экскурсия, ситуационная учебная игра, «День добрых дел», акции, совместные мероприятия и т. д.

Учебный план

старшая группа подготовительная группа

Количество занятий в год 24 24

Количество занятий в месяц 2 2

Количество занятий в неделю 0,5 0,5

Интернет-ресурсы для получения материала для реализации православного компонента.

1. Сайт «Православие. ру»

2. Википедия

3. Архиепископ Амвросий Ермаков

4. Митрополит Шевкунов Тихон

5. Завуч духовно-просветительского центра г. Изобильного Светлана Петровна

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Пояснительная записка к методическому пособию «Новый день — новое открытие» по экологическому воспитанию малышей.Пояснительная записка к методическому пособию «Новый день — новое открытие» по экологическому воспитанию малышей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Можно ли в наши дни переоценивать важность и необходимость экологического воспитания. Его основная цель – вернуть.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение)Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Экономический практикум» для воспитанников 7 группы с ОВЗ Данная программа составлена на основе авторской программы Т. Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 20:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Екатерина (УИ 1515375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД