Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (1 фото)

Наталья Поливцева
Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад на тему: «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраст

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

».

С развитием промышленного производства, в нашем городе уменьшилось количество растительности, что отразилось на состоянии воздуха — регулярной загазованности. Кроме того, большинство детей живут в практически искусственной среде, не имеют возможности побывать на реке, в лесу, на лугу; не умеют бережно обращаться с растительными объектами, т. к. у них отсутствуют элементарные экологические знания. На первый взгляд, это разные проблемы. На самом деле это не так. Взрослые, которые повинны в загрязнении воздуха, когда-то были детьми. Что-то упустили в их экологическом воспитании и теперь это невозможно восполнить. А упущен был период дошкольного детства, который наиболее восприимчив к изучению мира растений. Только в дошкольном детстве, когда ребенок начинает засыпать взрослых бесконечными «почему», нам предоставляется исключительная возможность создать такую исследовательскую деятельность, в которой у ребенка формируются знания о растениях. Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой: появлению доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интереса к природным объектам — растениям, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, умение заботиться о растениях, создавать необходимые для жизни условия. Получив в детском возрасте опыт правильного взаимодействия с растениями, человек постарается в будущем так организовывать различные производства, чтобы этот процесс не наносил вреда растительному миру.

Публикация «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель моей работы: поделиться приемами, методами и средствами формирования знаний о растительном мире воспитанников дошкольных учреждений. Хочу поделиться с некоторыми из них. Сформировать знания о растениях возможно посредством наблюдений.

Это можно сделать при помощи организации предметно-пространственной развивающей среды: разработать и оформить экологическую тропу на участке ДОУ. Основное назначение экологической тропы-создание оптимальных условий для воспитания грамотных людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия. Тропа имеет кольцевой маршрут. Каждая остановка имеет свое название. В рассказе о деревьях и кустарниках, отмеченных на первой и последующих остановках, особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности, растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Человек использует растения для своей жизни — они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки. Так постепенно воспитанники подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью. Воспитатель обращает внимание детей, что растения в парке, как и в лесу, располагаются ярусами: первый ярус —травы; второй — кустарники; третий — деревья. Оформить уголок природы: календарь природы, где дети смогли ежедневно отмечать состояние погоды. Собрать вместе с детьми: коллекцию семян для исследований, природный материал для деятельности в уголке творчества. Подобрать дидактические игры, например: «Вершки и корешки», «В мире растений», «Цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Как растёт живое?», «С какого дерева лист?» и др. Изготовить пособия «Собери цветок». Оборудовать мини-лабораторию. С целью формирования знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста широко используем метод наблюдений в природе. Наблюдение, как метод познавательно-исследовательской деятельности гармонично сочетает в себе: с одной стороны знакомит детей со взаимосвязью живой и неживой природы и природными явлениями, а с другой стороны позволяет сделать эти исследования через эмоциональное восприятие чувственного образа объекта природы. В результате, экологические знания формируются из того, что отпечаталось в чувствах ребё нка и превратилось во внутренние установки: проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к растениям, умение о них заботиться.

Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности : на занятиях, на прогулке, в трудовой деятельности, в дидактических играх, дополняя их художественным словом или интересными фактами о растениях. Наиболее яркие изменения в растительном мире происходят осенью. В осенний период можно наблюдать с детьми как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью дидактической игры «Найди такой же лист», «Узнай дерево», «С какого дерева лист», ребята могут сделать вывод, что у разных деревьев разная окраска листьев осенью. Для сравнения внешнего вида деревьев можно предложить детям потрогать стволы, листья, ветки деревьев и рассказать, что они заметили. Дети после рассматривания приходят к выводу, что у клёна шершавый ствол, гладкие ветки, листья среднего размера, а у берёзы гладкий ствол, гладкие ветки и на веточке много маленьких листьев. Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия красоты осеннего листопада, прочитав стихотворение «Листопад». В конце наблюдения о листопаде предложить детям сделать «салют» из листьев, такая игра им очень нравится. Много радости доставляет детям осенние цветы в цветнике (циннии, бархатцы, ноготки). В ходе наблюдения за бархатцами, отметить, что они не боятся холодов; можно выкопать цветущие растения и пересадить в горшок — украсить ими группу. Чтобы сравнить цветы — можно рассмотреть, потрогать, описать их семена — у всех цветов разной формы. Собрать с детьми семена. Показать, что собирать надо аккуратно, они очень легко рассыпаются. После прогулки рассортировать семена и сложить их в коллекцию семян. В это время года, в уголке природы можно провести наблюдения и экспериментирование с комнатными растениями. Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе.

Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение. Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Один из таких опытов «Погоня за светом». Цель эксперимента : установить, что растению нужен свет и оно ищет его. Материалы: комнатное растение бегония крапчатая.

Поставить растение у окна на три четыре дня. Разверните растение на 180 градусов и

оставьте еще на три- четыре дня. ИТОГ: Листья растения поворачиваются к окну.

Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова

поворачиваются к свету. Почему? Растение содержит вещество под названием ауксин,

который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной

стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки

вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение

называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизм - движение. Опыт под названием

«Дыхание растений». Цель эксперимента : узнать, с какой стороны листа в растение

проникает воздух. Материалы: Цветок в горшке, вазелин. Намазать толстый слой вазелина на

верхнюю поверхность нескольких листьев. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю

поверхность нескольких листьев. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением. Есть

ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу. Итог:

листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Почему? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для движения газов

внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист

необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа

избытков кислорода.

«Испарение воды растениями». Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу

через испарение. МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.

Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри. ИТОГ:

На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен

туманом. Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям,

Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Материалы: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф. Оставить растения на неделю.

Сравнить затем их цвет. Поменять растения местами. Оставить растения также на неделю.

Сравнить опять растения. Итог: растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и

увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами,

то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Почему? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество хлорофилл который

необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда

нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение

бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров.

Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине

ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут. «Растения

хочет пить». Цель эксперимента : Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста

и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

Материалы: Два цветка бальзамина, поливалка с водой. Выяснить у детей, нужна ли вода

растениям. Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет.

Понаблюдать за растениями и сделать вывод. Полить это растение и понаблюдать еще

неделю. Итог: Цветок, которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение,

которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

Почему? Растение не может жить без воды и может умереть. «Что выделяет растения». Цель

эксперимента : Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания

для растений. Материалы: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в

воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка. Выяснить почему в лесу так легко

дышать (предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека). Поместить

в емкость горшочек с растением (или черенок). Ставят его в теплое место (если растение

даёт кислород в банке его станет больше). Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в

банке кислород. Проверить зажженной лучиной. Итог: наблюдают за яркой вспышкой

лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. Почему? Растения выделяют кислород,

который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для

дыхания. "Вверх или вниз». Цель эксперимента : выявить, как сила тяжести влияет на рост

растений. Материалы: Комнатное растение, подставка. Поставить цветок с горшком набок на

подставку. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев Итог: стебли и

листья поворачиваются к верху. Почему? В растении содержится ростовое вещество-

ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин

концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

Еще очень интересный опыт «Где лучше расти?». Цель эксперимента : установить

необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие

растений, выделить почвы, разные по составу. Материалы: черенки традесканции, чернозём,

глина, песок. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений. Дети сажают черенки

традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за

ними в течение двух недель. Делают вывод. Пересаживают черенки из глины в чернозем и

наблюдают за ними в течение двух недель Итог: в глине растение не растет, а в чернозёме -

растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке

растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте. Почему? В черноземе растение

растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и

воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для

образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста

растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет

воздуха и питательных веществ.

Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими,

поэтому в конце зимы посадили лук и убедились, что даже в зимнее время года в тепле и при

хорошем уходе растут огородные растения. Наблюдаемые изменения растений связывали с

условиями, в которых они растут — тепло, обилие света, влаги, рыхление. Весной можно

провести опыты с бобами: наблюдение за проращиванием и ростом, развитием бобов. Опыт

показал необходимость тепла, воды и света для роста и развития растений. Рассмотрев

пророщенные бобы, дети вместе с педагогом могут посадить их в ящик с землёй, а далее

наблюдать за ними. В начале весны — в марте прорастить и посеять с детьми семена

петунии, бархатцев, цинний. Наблюдать за их ростом, ухаживать за ними. После майских

праздников высадить рассаду в грунт. В течение всего месяца, с детьми можно наблюдать за

распусканием листьев, появлением серёжек на берёзе и тополе. В цветнике рассматривали

первые всходы лилий и ирисов, отметить, что это садовые цветы. На участке детского сада

порадоваться появлению одуванчиков — луговых цветов, рассмотреть стадии их развития.

Но на этом наша исследовательская деятельность не закончилась : всё лето дети имеют

возможность трудится на огороде: пропалывать, рыхлить, поливать грядки. Большой интерес

вызывает у ребят наблюдения за всеми циклами роста овощных культур — всходы, росток,

превращение бутона в цветок, а из цветка — в плод. Детям очень интересно в середине лета

увидеть, как выросла свекла, морковь. Поверьте, что от этого дети получат радость от

общения с природой и увидят результат своего труда. К наблюдениям в природе можно

привлечь родителей наших воспитанников. Дети подготовительных групп совместно с

родителями с большим удовольствием участвуют в конкурсе на самую красивую клумбу,

разрабатывают проекты клумб. Активно включаются в оформлении фотовыставки «Дачные

истории», участвуют в творческих конкурсах «Огородные чудеса». Использование этихметодов позволяет показать ребятам особую красоту российской природы, получить

максимальные знания о растениях и растительном мире.

Публикации по теме:

«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: воспитатель Бравко В. В. В ходе непосредственно образовательной деятельности, вслушиваясь в речь детей своей группы, мною было.

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста 6–7 лет как способ познания окружающего мира Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица). Современные дети живут в эпоху информатизации.

Экспериментальная деятельность — развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность — развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста Доклад Тема: «Экспериментальная деятельность-развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста» Особое.

Фотоотчет. Экспериментальная деятельность в группе младшего дошкольного возрастаФотоотчет. Экспериментальная деятельность в группе младшего дошкольного возраста Игра – эксперимент: «Разноцветная вода», «Тает льдинка». Возрастная группа: 1 младшая группа (дети 2 – 3 лет) Разноцветная вода Цель: выявить.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой» Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта. Учить детей обобщать. Учить детей давать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей с ОВЗ дошкольного возраста «Транспорт»Опытно-экспериментальная деятельность для детей с ОВЗ дошкольного возраста «Транспорт» Опытно – экспериментальная деятельность для детей с ОВЗ дошкольного возраста по теме: «Транспорт» Цель: Развивать интерес к познавательной.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица» Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи. Познавательные: формирование навыков постановки элементарных.

Экспериментальная деятельность «Огород на подоконнике» для детей дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность «Огород на подоконнике» для детей дошкольного возраста Соорудить красивый огород на подоконнике своими руками можно в любое время года - главное желание и интерес. И мы, с детьми, решили вырастить.

Экспериментальная деятельность в развитии любознательности у детей дошкольного возраста Экспериментальная деятельность в развитии любознательности у детей дошкольного возраста [/b]Одним из ведущих направлений в работе с детьми.

Экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста Экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста. Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2019 в 21:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД