Лучший педагог года

Портфолио дошкольника для обмена опытом

Светлана Санжура
Портфолио дошкольника для обмена опытом

Портфолио дошкольника для обмена опытом

С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.

Публикация «Портфолио дошкольника для обмена опытом» размещена в разделах

Что такое портфолио и для чего оно предназначе

но?[/i]

Федеральный образовательный стандарт ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность каждого ребенка. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в рамках реализации стандарта.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог –успехи своего воспитанника в детском саду.

Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио вы будете в недалеком будущем поступать в первый класс.

При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача педагогов и родителей – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой.

Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

• создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

• поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

• поощрять его активность и самостоятельность;

• формировать навыки учебной деятельности;

• содействовать индивидуализации образования дошкольника;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

• укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Создание портфолио дошкольника - это новая и пока ещё не освоенная технология.

Данный вид технологии, исходя из индивидуальных особенностей наших детей, может оказать неоценимую услугу, как педагогам, так и их родителям. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить путь развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. С помощью портфолио можно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка, при необходимости провести коррекцию обучения, что особенно важно для наших детей.

Портфолио показывает динамику развития ребёнка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.

Портфолио – копилка любых успехов ребенка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:

• в быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д. ;

• на занятиях, которые проводятся в детском саду;

• при посещении различных кружков, секций;

• в общении со взрослыми, сверстниками.

Заполнение портфолио поможет узнать, как развивается ребенок, когда лучше начать обучение в школе, учитель же получит представление о том, что ребенок думает о себе.

Работа с портфолио поможет нам:

• установить более близкие отношения друг с другом;

• создать атмосферу общности интересов;

• активизировать свое внимание к успехам ребенка, своевременно их отмечать;

• поддерживать интерес к различным видам деятельности малыша;

• формировать у ребенка самоконтроль и самооценку.

Таким образом, портфолио дошкольника можно определить, как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, как способ анализа индивидуальных достижений.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов.

Содержание портфолио дошкольни

ка. [/b]

В нашем саду портфолио является составляющей частью индивидуального маршрута развития каждого воспитанника. Оно состоит из четырех разделов:

• I раздел «Портрет»

• II раздел «Мои успехи»

• III раздел «Мое творчество»

• IV раздел «Мои награды»

Остановимся более подробно на содержании каждого раздела.

Первый раздел «Портрет» состоит из пяти листов.

На первый лист вклеивается фото ребенка и вписывается его имя и фамилия.

На второй лист вклеиваются фото всех членов семьи (здесь также может

находиться фото домашнего питомца, если ребенок считает его членом семьи). В зависимости от возраста страничка «Я и моя семья», как и последующие страницы, будет пополняться. Появиться страничка «Я и моя семья в 4,5,6 лет».

Третий лист заполняют родители. Здесь они рассказывают самые интересные и смешные высказывания ребенка, ситуации которые им больше всего запомнись. Рассказывают о том, чем больше всего ребенок любит заниматься, его любимые места во время прогулки.

Четвертый лист – страничка педагогов. Здесь они дают краткую характеристику ребенка. Описывают интересные моменты, ситуации произошедшие с ребенком, во время его пребывания в детском саду, то чем любит заниматься, любимые игры, какие книжки любит «читать» (пересказывать по картинкам). Много или мало у него друзей в группе, легко или нет находит общий язык со сверстниками, как взаимодействует с педагогами и специалистами в ДОУ. Для нас, воспитателей, очень важен сам процесс развития ребенка.

Пятый лист 1раздела так же заполняют родители.

Здесь они раскрывают перед нами интересы своего ребенка, свои наблюдения, показывают насколько хорошо знают то, что интересует малыша в этот период его жизни, чем он любит заниматься, кто его друзья.

Второй раздел портфолио, так же состоит из пяти частей.

Познавательное развитие

• Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Этот раздел ведется педагогами группы и специалистами. В них они отражают динамику развития познавательной, речевой, социально – коммуникативной, художественно – эстетической и физической активности дошкольника. Описывают достижения ребенка, те моменты, когда он был наиболее успешным. Предпочтительно, что бы все эти моменты были представлены в портфолио в виде фотоотчета с аннотацией: (Все работы подписываются, указывается название работы, ее вид и дата выполнения.)

Третий раздел портфолио состоит из трех частей

Рисование

Аппликация

В этих разделах собирают самые удачные работы дошкольника. Следующие страницы могут занять любые творческие работы ребенка, выполненные на бумаге или другом плоском материале.

Лепка

В разделе «Лепка» объемные работы, поделки из природных материалов, лепка из пластилина, из глины из солёного теста. Они должны быть представлены в портфолио в виде фотографий, к каждой пишется аннотация: (Все работы подписываются, указывается название работы, ее вид и дата выполнения.)

И последний - IVраздел портфолио – это копилка всевозможных официальных наград, грамот, дипломов полученных ребенком в различных конкурсах (с помощью родителей; совместно с воспитателем). Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то получает кубок в спортивной секции, городского конкурса, а кто-то становится победителем творческого конкурса, проводимого Интернет - порталом.

Работая над портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. Для нас важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Работа с портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа с портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Прикреплённые файлы:

portfolio_fopqj.pptx | 6693,57 Кб
 
Публикации по теме:

«Портфолио дошкольника» Совместная деятельность взрослых и детей по созданию «Портфолио дошкольника» Волоскова Т. В., воспитатель МКДОУ детский сад № 17 «Чебурашка».

Портфолио дошкольника Сегодня хочу предложить Вашему вниманию презентацию с информацией о том, что же такое "портфолио", какие разделы существуют в нем, этапы.

Из опыта работы «Портфолио дошкольника»Из опыта работы «Портфолио дошкольника» Из опыта работы "Портфолио дошкольника"Составление детского портфолио - очень интересная и увлекательная работа. Я работаю в этом направлении.

Конспект информационного дня — консультации для родителей на тему «Портфолио дошкольника. Как сделать ребенку портфолио?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка.

Консультация для педагогов и родителей «Портфолио дошкольника — с чего начать?» Консультация «Портфолио дошкольника – с чего начать?» Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции.

Портфолио дошкольника Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, — «показать все, на что способен ученик». Портфолио дошкольника • Это «копилка» личных.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Портфолио малыша своими руками. Обмен опытомПортфолио малыша своими руками. Обмен опытом Я много лет работаю с детьми раннего дошкольного возраста, работу свою просто обожаю, стараюсь в работе с детьми выкладываться по полной.

Портфолио учителя начальных классов (презентация) Ф И О:Княгинина Валентина Александровна Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя.

Проект «Портфолио дошкольника»Проект «Портфолио дошкольника» Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период. Портфолио дополняет традиционные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника для обмена опытом
Опубликовано: 25 октября 2016 в 21:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД