Елена Олесова
Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
3 слайд
Цель моей работы – духовно-нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
4 слайд
Основные задачи духовно-нравственного воспитания :
Образовательные:
расширять знания об окружающем мире
совершенствовать речь;
обогащать словарный запас
Воспитательные :
формировать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним;
Публикация «Презентация „Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
воспитывать любовь и уважение к Родине (учитывая региональный компонент, своему народу, культуре, святыням;
воспитывать послушание, желание подражать благим образцам, жить по совести;
воспитывать гуманное отношение к животным и природе.
Развивающие:
развивать творческие способности;
развивать познавательную активность, умение эмоционально общаться;
развивать воображение, мышление;
развивать интерес к народному фольклору.
5 слайд:
Актуальностью темы является то, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
6 слайд
В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды малого жанра:
Колыбельные песни;
Заклички;
Прибаутки;
Потешки;
Пословицы;
Поговорки;
Загадки;
Народные праздники;
Народные игры;
Сказки.
7 слайд:
Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закрепляется в образных, рифмованных текстах. В них поется обо всем, что окружает малыша в первые месяцы и годы жизни. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкивать малыша. Эти коротенькие песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты.
8 слайд:
В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.
9 слайд:
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические
ценности. Прибаутками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки.
10 слайд:
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы.
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
11 слайд:
Загадка - особенно интересная форма фольклора. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они знакомят с радостью «мышления», направляют внимание на предмет и явления, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений и предметов.
12 слайд:
Знакомя детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. На праздниках дети не только исполняют песни, но и слушают произведения русских композиторов. Это очень обогащает детский опыт, расширяет спектр эмоций. Дети учатся понимать оттенки эмоций: грусть мрачную и светлую, радость тихую и торжественную.
На протяжении веков народные игры сопутствуют повседневной жизни детей, вырабатывают жизненно важные качества : выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.
13 слайд:
Особое внимание в своей работе я уделяю сказкам.
Сказка – это эффективное средство воздействия на личность
ребенка. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия.
14 слайд:
В своей группе я организовала выставку совместных творческих работ по русским народным сказкам – «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Родители вместе с детьми приняли активное участие в выставке: сделали красивые поделки из пластилина, связали сказочных героев, проявили фантазию в изготовлении.
15 слайд:
Устное народное творчество в разных видах образовательной деятельности.
Я использую с детьми:
Лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Бабушка, бабушка испекла оладушки. Один Вареньке, один Коленьке…
Рисование – рисуем дождик, обыгрываем потешкой «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще.»
16 слайд:
Конструирование – строим домик (теремок, использую пальчиковую гимнастику «На поляне дом стоит, ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем»
Инсценирование русских народных сказок – «Колобок, «Теремок» и т. д.
17 слайд
В физическом воспитании детей – гимнастика пробуждения «Ква-ква-ква- квакушки, В камышах лягушки! Мы открыли глазки, Мы потерли ушки - По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки.»
Использую в режимных моментах народные игры : «У медведя во бору», «Кот и
мыши», «Каравай», «Карусель», «Солнышко и дождик».
18 слайд:
Создала в группе художественно-речевой уголок с элементами устного народного
творчества : картотека потешек, скороговорки, загадки, настольно-печатные
игры.
19 слайд:
В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми :
Беседы;
Чтение художественных произведений;
Пальчиковые игры;
Дидактические игры;
Настольно - печатные игры;
Игры-драматизации;
Использование мультимедийных технологий в процессе организованной
деятельности;
Экскурсии;
Целевые прогулки.
20 слайд
Работа в детском саду должна быть продолжена и в семье, поэтому я применяю следующие формы работы с родителями:
Родительские собрания;
Анкетирование родителей;
Консультации;
Наглядные виды работы: картотека потешек, выставки творческих работ по
сказкам;
Совместные подготовки к праздникам;
Совместное разучивание произведение устного народного творчества (потешки,
колыбельные песни);
Помощь родителей детскому саду в изготовлении атрибутов.
21 слайд:
Спасибо за внимание!