лена бердюгина
Приёмы формирования речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы формирования речи у детей с ЗРР в домашних условиях.
1. Пальчиковые игры (смотреть книги и интернет).
2. Массаж пальцев рук перед сном.
3. Используем зеркало. Можно взять ребёнка на руки и задаёте вопросы, глядя в зеркало:
- Где мама? (он показывает). - Кто это? (мама). Вы добавляете до полного ответа (это мама). - Кто это? (Никита) (Да, это Никита). - Где у Никиты глазки, покажи (он показывает, а вы говорите: «Это глазки, что это?» Спрашивайте снова, и если ребёнок молчит, то снова говорите за него: Вот глазки. - Где ушки? (Так же). - Где щёчки? Где губки? (Что это) Это губы. Теперь переходите к вещам. - Где у Никиты шорты? Это шорты. Что это? (Это шорты и т. д.)
Публикация «Приёмы формирования речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
4. Используйте семейные фотографии:
- Где мама? Покажи. Кто это? Это мама. - Где папа? Покажи. Кто это? Это папа. - Где баба? - Где деда? - Где дядя? - Где тётя? (Всё аналогично)
5. Давайте образец просьб: «Попроси, дай!» Если ребёнок тянется к игрушке или к любому другому предмету, поставьте его перед выбором: «Ты хочешь мяч или зайку?» Дождитесь ответа или произнесите его вместе с ребёнком. Хочет пить: «Тебе сок или чай?» Тянет за руку, требуя, чтобы вы шли с ним. Дайте образец просьбы :»Попроси маму, иди! И я с тобой пойду! Как надо позвать маму?»(Иди, мама).
6. Купаетесь вечером, разговаривайте с ребёнком. - Дай руку. Что мама тебе моет? Дождитесь ответа. При затруднении подскажите: «Правильно, руку». - Закрой глаза. Что ты закрыл нос или глаза?
7. Возьмите игрушку (мишку, зайку и т. д., озвучивайте действия, производимые с игрушкой. Побуждайте своего малыша повторять слова-действия. - Мишка идёт топ-топ. Позови мишку, иди! Мишка сейчас уйдёт. Попроси мишку, стой! Мишка устал. Попроси его, сядь! Мишка хочет спать. Уложи мишку, спи! Мишка, пора проснуться. Встань! Буди мишку, встань! Дайте ребёнку ложку, говорите: «Корми мишку, ешь, ешь и т. д.»
8. Например, с машинкой игра. Называйте слова-действия и просите ребё нка повторить за вами: «Кати, вези, грузи».
9. Игры с мячом. Сядьте напротив ребёнка. Играя с мячом, озвучивайте действия: «Кати, лови, брось». Придерживая мяч, провоцируйте малыша повторять слова-действия. Эмоционально выражайте радость, если у ребёнка получилось какое-то слово, даже если оно произнесено недостаточно правильно, чтобы у ребёнка было желание повторять за вами неоднократно.
10. Доступные слова. Сначала взрослый сам показывает и называет картинки, а затем просит ребёнка назвать и показать изображение. Если с картинками пока не получается, то переходите на предметы, игрушки. Пытайтесь вызвать нужное слово или звукоподражание несколько дней, а затем повторяйте выученные слова регулярно, чтобы навык не угас. Слова простые берите из одного слога, или из двух открытых слогов (иди, или слова, оканчивающие на «ка», здесь мы меняем только первый слог (май-ка, зай-ка, лай-ка и т. д.)
11. Работа над дыханием. Найдите в интернете «Упражнения для развития речевого дыхания».
12. Озвучивайте все ваши действия.
13. Старайтесь, По-возможности, общаться глаза в глаза, лицо в лицо.
14. Телевизор и мультики – это речевой фон. Речь человека формируется по подражанию, поэтому ребёнок должен вас слышать и видеть ваше лицо, рот, губы, ваши эмоции при общении.
15. Игра «Жмурки». Попросите малыша зажмурить глаза и вести пальчиком по картинкам в любом направлении. Скажите: «Стоп!» Ребёнок открывает глаза и называет ту картинку, на которой остановился. Если он не может, то пока вы за него называете картинку.
16. Игра Правильно - неправильно». Показывая, например, козу, спросите: «Это коза или киса?» Так поступайте и с другими картинками, предлагая правильное и неправильное название.
17. Полезно петь малышу песенки, читать стишки, прибаутки, считалки, стихи А. Л. Барто. Всё это способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. От малыша этого пока не требуем, но учим слушать правильную речь. Читая любимый стишок, не договаривайте последнее слово, побуждайте малыша закончить рифму. Не повторяйте за ребёнком слова, которые он произносит неверно, вы же это слово за ребёнком должны произнести правильно.
18. И последнее. Предлагаю обыграть два детских стишка. Сначала прочитайте стих сами. Теперь попросите ребёнка помочь рассказать этот стишок.
(Вы говорите) В лес пойдём с тобою
(Ребёнок говорит) Раз-два-три.
(Вы) Там увидим волка
(Ребёнок) Раз-два-три.
(Вы) Ох, и страшный этот волк.
Когти - цап, а зубы - щёлк.
(Ребёнок) Раз – два – три.
(Вы) Протекала речка. Через речку-
(Ребёнок) Мост.
(Вы) На мосту овечка. У овечки-
(Ребёнок) Хвост.