МААМ-картинки

Проблемные ситуации в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Анастасия Казакова
Проблемные ситуации в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

В педагогической литературе раскрываются разнообразные подходы к определению «познавательной деятельности» как сложному, осознанному, целенаправленному процессу, в котором субъект познания ставит познавательные задачи и решает их с помощью определенных средств. Многие авторы подчеркивают идею о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком в ходе самостоятельного исследования и предлагают эффективные пути развития познавательной деятельности дошкольников : метод проектов, метод решения проблемных ситуаций, детское экспериментирование, коллекционирование и др.

Публикация «Проблемные ситуации в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание проблемных ситуаций относится к проблемному методу обучения, при котором суть активности заключается в том, что ребенок пытается анализировать полученный фактический материал и оперировать им так, чтобы самому выделить из него новую информацию. В работе с детьми дошкольного возраста педагоги всегда стремятся находить методические пути превращения образовательной деятельности в радостный процесс познания окружающего мира, приобретения необходимых компетенций, личностного развития.

Понятие «проблемная ситуация» является основным понятием и центральным звеном технологии проблемного обучения и помогает вызвать познавательный интерес детей, создать условия для усвоения культурного опыта, актуализировать опыт, повысить личностную значимость ребенка в решении постав- ленной проблемы.

Проблемная ситуация включает следующие компоненты:

1. Неизвестный способ действия или нечто неизвестное в окружающей жизни;

2. Познавательную потребность в новом знании, побуждающую ребенка к активной поисковой деятельности;

3. Творческие способности и накопленный опыт.

Детей дошкольного возраста педагог подводит к пониманию проблемы, выделению предположений, гипотез, поиску путей их проверки для решения проблемы.

Проблемные ситуации у детей дошкольного возраста могут возникнуть как в повседневной жизни, так и на занятиях по разному поводу:

- при столкновении с новым явлением окружающей жизни, которое удивляет или восхищает ребенка;

- при формулировке предположения;

- при сравнении и сопоставлении знаний о каком-либо предмете, объекте, явлении окружающей жизни;

- при выполнении продуктивной деятельности;

- при создании творческой работы;

- в общении со взрослыми и сверстниками.

Требования к созданию проблемной ситуации (по А. М. Матюшкину) :

- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

- формулировка проблемы должна быть ясной и свободной от непонятных ребенку слов и выражений;

- проблемная ситуация призвана создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка;

- проблемная ситуация должна бросать вызов детской любознательности;

в процессе решения проблемной ситуации важной становится потребность в рассмотрении новых ситуаций, взаимосвязанных с ней.

Проблемные ситуации могут возникать как спонтанно, так и создаваться с помощью взрослого. В процессе общения с детьми взрослый часто предлагает вспомнить различные жизненные случаи, ситуации, происшествия. Приведенные в пример ситуации могут стать источником развития у детей логического мышления, фантазии. Можно предложить придумать разные варианты выхода из заданной проблемной ситуации, обсудить причины ее возникновения и возможные результаты. Главное при этом, чтобы дети свободно выражали свое мнение, аргументировали его.

Дети дошкольного возраста не могут самостоятельно выполнить действия по решению проблемных ситуаций, поэтому постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходят в совместной деятельности воспитателя и детей. Для того чтобы дети могли найти выход из проблемной ситуации, педагогу важно организовать побуждающий диалог. Для этого воспитателю необходимо подавать специальные реплики, задавать наводящие вопросы, которые могут подводить детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Известно несколько приемов создания проблемной ситуации.

1. Проблемная ситуация создается путем предъявления детям противоречивых положений, невозможных в жизни сочетаний. Тип проблемной ситуации связан с удивлением детей. Вопросы к детям: Что вас удивило? Что интересного заметили? Так бывает?

2. Проблемная ситуация создается с помощью вопросов или практических заданий, сталкивающих мнения детей. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: Вопрос был один, а сколько мнений? Задание было одно, а какие результаты?

3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первый – это вопрос или практическое задание с опорой на жизненный опыт детей. Второй – предъявление научного факта. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к умозаключениям. Вопросы к детям: Что вы предполагали сначала? Что получилось? А как, оказывается, бывает на самом деле?

4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, которое невозможно выполнить. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: В чем затруднение? Почему не получается? Можем ли мы выполнить задание? Чему еще нам нужно научиться?

5. Проблемная ситуация создается с помощью практического задания, не сходного с предыдущим. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к проявлению творчества. Предложение к детям: В чем затруднение? Как это сделать по другому?

Примеры проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

Ситуация «Фрукты»

В жаркий день, гуляя на полянке, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Ситуация «Бабочки»

Все мы знаем, кто такие бабочки?

Подумайте, бабочки – это полезные или вредные насекомые, ведь они откладывают личинки, из которых появляются гусеницы, а гусеницы наносят вред растениям.

Как вы думали сначала?

А как оказывается на самом деле?

Какой возникает вопрос?

Ситуация «Свойства материалов»

Сегодня весь день обещают дождливую погоду, нужно прийти в детский сад, не промочив ноги. Какую обувь важно выбрать?

Ситуация «Свойства бумаги»

Самоделкин приглашает детей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?

Ситуация «Свойства копировальной бумаги»

Мальчик хочет пригласить на свой день рождения много друзей, но как можно сделать сразу много пригласительных билетов за короткий срок?

Ситуация «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Ситуация «Оденем куклу на прогулку»

Кукла Маша собралась на прогулку. Поможем ей одеться (в наборе одежда для куклы меньшего размера).

Дети, вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Для какой куклы эта одежда?

Какие куклы?

Что нужно сделать?

Ситуация «Цирк»

В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Ситуация «Варенье для Карлсона»

Все знают, что Карлсон очень любит все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в металлических банках и Карлсон сразу же их опустошает. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их можно использовать?

Ситуация «Вот так игра»

Девочка потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

Таким образом, создание проблемной ситуации – наиболее ответственный и сложный момент конструирования педагогического мероприятия. Педагогу следует помнить о том, что проблемная ситуация, с одной стороны, должна вызывать затруднения у дошкольника и быть ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, быть посильной для самостоятельного нахождения ответа.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемные ситуации в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2022 в 11:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД