Папки-передвижки

Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.

Ирина Зотикова
Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.

ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ г. АЗОВА.

Патриотизм проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношением к семье, самым близким людям, окружающему миру, впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.

Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города,» размещена в разделах

Немалое значение для воспитания у дошкольников интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: детский сад, улица, микрорайон, город. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения.

Приступая к воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом педагог должен сам хорошо знать свой город.

Проект «Мой родной город Азов», направленный на привлечение старших дошкольников к изучению города, в котором они живут. Актуальность проекта определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА :

• Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста;

• Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников;

• Систематизировать знания педагогов, родителей и детей о родном городе.

Исходя из этих целей были определены следующие ЗАДАЧИ:

• Сформировать у детей 5-6 лет элементарные представления о родном городе, стране;

• Расширить знания педагогов об Азове;

• Пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

• Воспитывать уважение к культуре других народов;

• Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• Подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста;

• Разработать положение о смотре-конкурсе уголков «Мой Азов» в группах.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Участниками проекта являются педагоги, дети и их родители.

Проект долгосрочный и реализуется в 3 этапа.

1 ЭТАП – установочный

1. Анкетирование для педагогов «Что такое патриотизм»

Цели анкетирования:

• Совершенствование работы ДОУ по патриотическому воспитанию;

• Повышение творческого потенциала каждого педагога;

• Достижение оптимального уровня развития воспитанников по данной теме;

• Формирование организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

2. Формирование творческой группы, которая разрабатывает:

• Перспективно-тематическое планирование работы по изучению истории города для каждой возрастной группе

• Организация НОД, праздники, досуги и развлечения по теме

• Подбор информации для самообразования педагогов

• Литературно-художественный материал

2 ЭТАП –основной

В ходе второго этапа творческая группа разрабатывает годовой план проведения мероприятий, открытых занятий, развлечений и досугов. Например, конкурс «Я – азовчанин» предполагает проведение открытых занятий или досугов в старших группах с использованием ИКТ. Цель его: обмен опытом работы по данному направлению, стимулирование воспитателей к дальнейшей работе по патриотическому воспитанию.

3 ЭТАП – заключительный. В ДОУ организуется музей «Азов – хранитель казачьих традиций», который представлен двумя экспозициями: историческое прошлое (архитектура, искусство, литература, полководцы, писатели) и настоящее (архитектура, искусство, великие люди и т. п.)

Экспозиции могут включать наглядные материалы, книги, видеоматериалы, рисунки, макеты, изготовленные детьми совместно с родителями, воспитателями о городе Азове.

Уголок познавательного развития в группах предполагают наличие флага, изображение герба, карты, настольно-печатных игр, атрибутов подвижных игр казаков или народностей, населяющих город, пособия и макеты, изготовленные детьми, родителями и воспитателями.

Особое внимание стоит уделить приобщению родителей к патриотическому воспитанию дошкольников. Знания родителей, истории их семей могут существенно дополнить представления детей об историческом прошлом своей семьи и города. Взаимодействие с родителями может осуществляться в формах: родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье», беседы о задачах, целях и важности проекта, консультации «Познавательное развитие в ДОУ», «Бабушкин сундучок». Для того, чтобы заинтересовать родителей, им можно дать задания по сбору народных игр, потешек, шуток и сказок, казачьих песен.

Можно предложить написать сочинение на тему «Любимый уголок Азова», оформление фотогазет с историческим уклоном в прошлое, с фотографиями членов разных поколений на фоне одних и тех же достопримечательностей города. Это могут быть собранные семейные предметные коллекции. Наиболее интересно предложение родителям составить видео презентации семей «Экскурсия по городу», как по городу в целом, так и рассказами о каком-то одном месте в городе.

По итогам проекта предполагается провести мониторинг удовлетворенности его участников проделанной работой.

Данный проект позволит детям овладеть такими понятиями как «город», «микрорайон», «прошлое», «настоящее», «край», научит их бережному отношению к культуре и истории города, приведет к осознанию, как важно ценить и уважать свою Родину.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Ваше отношение к патриотизму»

1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд, присущи патриотизму (оцените по 10-бальной шкале) :

• Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу

• Непримиримость к представителям других наций и народов

• Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины – России

• Патриотизм – удел ограниченных людей

• Бескорыстная любовь и служение Родине

• Любовь к родному городу, стране

• Патриотизм – это лишь литературная выдумка

• Патриотизм – политический инструмент

• Стремление трудиться для процветания Родины, чтобы государство было самым авторитетным и уважаемым в мире.

2. Почему вы участвуете в программах патриотического воспитания?

• Интересно общаться с единомышленниками

• Волнует будущее страны

• Больше нечем заняться

3. Насколько баллов ваша общественная работа и досуг связаны с вопросами патриотизма?

4. Во сколько баллов можно оценить вашу готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов Родины.

5. Я считаю, что служба в Российской Армии:

• Необходима молодым людям для улучшения физической формы

• Для становления их личности

• Нужна Родине

• Не нужна никому

6. Я живу в России, не уезжаю жить за границу потому что:

• Люблю свою Родину

• Это экономически не выгодно

• Не люблю перемены

• Время не пришло

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МОЙ РОДНОЙ ГОРОД АЗОВ»

Февраль : Анкетирование педагогов Старший воспитатель

Февраль : Создание творческой группы (педагоги, заинтересованные и имеющие опыт работы) Блиц-игра «С чего начинается Родина»

Март: Консультация «Создание развивающей среды в группе – важное условие освоения программ по патриотическому воспитанию»

Семинар «Игры и занятия наших бабушек и дедушек»

Апрель: НОД «Культура и традиции Азовских казаков» (открытый просмотр)

Выступление казачьего театра «ЛЮБО»

Мультимедийная презентация «Историческое и настоящее название улиц и площадей города»

Май: Дидактическая игра «Магазин открыток»

Блиц-игра «Угадай по описанию» Старший воспитатель

Июнь - июль: Консультация «Работать в тесном контакте с семьей»

Экскурсии в музей, пороховой погреб, к памятникам города, по улицам города, названных в честь почетных граждан города.

Участие педагогов ДОУ в викторине «Знаешь ли ты свой город, проводимую Центральной библиотекой им. Крупской г. Азова.

Семинар-практикум «Кукла Берегиня своими руками»

Август: Создание уголков патриотического воспитания в группах

Круглый стол «Люби и знай свой город родной» для воспитателей

Сентябрь : «Фестиваль казачьей песни», совместно с МБДОУ № 3 г. Азова и ансамблем казачьей песни

Конкурс патриотических уголков групп.

Октябрь: Создание музея «Азов-хранитель казачьих традиций»

Ноябрь : Спортивный праздник совместно с родителями «Знают турки - с казаками нельзя играть в жмурки!»

В течение проекта Чтение произведений Шолохова, сказок и сказаний о казаках,

Донские сказки П. Лебеденко.

Приложение 3

КАЗАЧЬИ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Для организации спортивных мероприятий и прогулок.

1. Игра в шапки.

Тому, кому выпадает жребий, завязывают глаза, он становится с расставленными ногами, между которыми и играющие бросают снятые со своих голов шапки, стараясь забросить их как можно дальше. Когда побросают все шапки, то играющий с завязанными глазами идет искать их, и, найдя одну из брошенных шапок, развязывает глаза и кидает далеко в сторону. Все в это время бросаются к своим шапкам. Колотят ими того, чья шапка была закинута, покуда он не прибежит на то место, где началась игра, после этого игра начинается снова.

2. Утка

Играющие становятся попарно в круг. В центре круга – «утка» (девочка, а за кругом – «селезень» (мальчик). По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

3. Разрывные цепи

Играющие делятся на 2 команды, расходятся и становятся против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки. Потом, кто-то из первой команды кричит: «Чью душу желаете?». Игроки из второй команды называют имя. Тогда из первой команды бежит выбранный игрок, стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой игрока, если нет, он остается у второй команды. И так до тех пор, пока у одной из команд не будет больше игроков.

4. Платочек.

Дети встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платочек, берут его в руку и бегут за водящим. Оба стараются занять свободное место в круге. Если водящий не успевает занять свободное место, то опять водит.

6. Конь-огонь.

Играющие стоят по кругу. Водящий в центре, на коне. Играющие шагают на месте, размахивая руками произносят текст:

«У меня есть конь! Конь-огонь» 2 раза

Водящий скачет внутри круга со словами: «Я скачу на нем, на коне своем

Останавливает коня между двумя играющими, они бегут по кругу в разные стороны. Кто первый добежит до коня, тот выиграл. Становится водящим.

6. Плетень.

Две команды становятся в 2 шеренги, друг напротив друга. Скрещивая руки берут за руки соседей.

Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:

Мы плели, плели плетень, любовались целый день (поднять и опустить руки)

Расплетали очень долго (руки на плечи соседним игрокам)

Только – никакого толка! (поднять руки вверх)

Чья команда первой выполнит движения, та и победила.

7. Кривой кочет.

Считалкой выбирается «кривой кочет», ему завязывают глаза. Остальные играющие становятся в круг и спрашивают кочета:

Кривой кочет, на чем стоишь?

На иголочках.

Как тебе – не колко?

На подковочках.

Затем скороговоркой:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают в ладоши, привлекая к себе кочета. Кривой кочет старается поймать и угадать игрока. Если поймает и угадает игрока, пойманный становится кривым кочетом, если нет, игра продолжается с прежним.

8. Свирка.

В игре участвуют 6-8 человек. На расстоянии 3м от играющих выкапывают небольшую ямку – норку. Играющие по очереди бросают «свирку» - небольшой деревянный шарик – в норку. Тот, кто не попал, выходит из игры. Побеждает набравший большее количество очков за попавшие в норку шарики.

9. Чай – чай, выручай!

С помощью считалки или по желанию выбирают водящего. По команде играющие разбегаются, а водящие стараются догнать и запятнать как можно больше играющих. Тот, до кого дотронулись, останавливается и, расставив в стороны руки, кричит: «чай, чай, выручай!».

10. Щука и рыбки.

Дети, не менее 20 человек, становятся в круг, взявшись за руки. Выбирается одна «щука» и несколько рыбок, 3-5 человек. Щука садится в центре круга, а рыбки бегают вокруг нее. Остальные дети ходят по кругу и поют песню:

Рыбки в озере гуляли

И друг друга догоняли

А под камешком на дне

Спала щука в тишине.

Злая щука пробудилась

И на рыбок напустилась.

Щука: Как вы смели мне мешать,

Когда я хотела спать?

Как только щука произнесет эти слова, дети в кругу поднимают руки, а рыбки должны успеть выскочить за круг, чтобы их не поймала щука. Та рыбка, которую поймают, становится щукой.

ЛИТЕРАТУРА

для чтения, составления НОД, в помощь педагогу:

1. Доноведение для дошкольников Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., 2011

2. Былинно-песенное творчество Дона А. М. Листопадов, 2002

3. История донского казачества М. П. Астапенко., 2004

4. Казачий костюм Т. И. Агуреева., Л. А. Баландина., 2011

5. Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре, 2016

Публикации по теме:

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности». Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник,.

«Знание своего города» средняя группа Конспект занятия. Цель: Знакомить детей с малой Родиной (свой город). Задачи: - Расширять знания детей о своей стране, и о родном городе.

Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников 6–7 лет с историей Тюмени и Тюменской области Методическая разработка по ознакомлению дошкольников 6-7 лет. «История Тюмени и Тюменской области» Тюмень 2016 Что за край? Откройте.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных.

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания». Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде.

Занятие по ознакомлению дошкольников старшего возраста с родным городом «Улицы родного города»Занятие по ознакомлению дошкольников старшего возраста с родным городом «Улицы родного города» Цель: Формировать у детей познавательный интерес к своей малой родине, улицам Рязани. Ход занятия: Дети! Сегодня утром нам принесли заказное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 19:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД