МААМ-картинки

Проект по социализации детей с ЗПР посредством системы альтернативной коммуникации «Здравствуй, это я»

Елена Ведиборенко
Проект по социализации детей с ЗПР посредством системы альтернативной коммуникации «Здравствуй, это я»

Здравствуй, это я

ПАСПОРТ ПРОЕКТА НА ТЕМУ «Здравствуй, это я!»

«Каждый человек, независимо от состояния здоровья,

наличия физического или умственного недостатка,

имеет право на получение образования, качество которого

не отличается от качества образования, получаемого

здоровыми людьми».

(Концепция интегрированного обучения лиц с огра

ниченными возможностями здоровья (со специаль

ными образовательными потребностями)

Актуальность

Публикация «Проект по социализации детей с ЗПР посредством системы альтернативной коммуникации „Здравствуй, это я“» размещена в разделах

Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Социализация - непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Однако в настоящее время увеличивается количество детей имеющих отклонения в развитии, что, в свою очередь, приводит к тому, что они оказываются, менее адаптированы к условиям в ДОУ. Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.

В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с «задержкой психического развития» (в дальнейшем дети с ЗПР) различного генеза. На сегодняшний день отношение этих детей ко всей детской популяции составляет 20-30%. Данные дети, попадая в условия ДОУ (в систему межличностных отношений с детьми и взрослыми, оказываются менее адаптивными, чем их сверстники. Нарушения социальной адаптации у таких детей ярко проявляются в повышенной моторной активности, бурных поведенческих и эмоциональных реакциях (грубости, жестокости, агрессивности, ярости или замкнутости, тревожности, неспособности ограничивать свои желания, упрямство); низком уровне коммуникативных умений, и речевого развития в целом.

Социальная дезадаптация у детей с ЗПР связана, прежде всего, с несформированностью коммуникативных умений, так как именно в общении ребенок перенимает образцы и модели социального поведения. Дети относятся к окружающим взрослым настороженно, скованно и напряженно, длительное время не испытывают к ним доверия и стараются свести все попытки контакта от взрослого до минимума. Общение с детьми, которые находятся вне круга их семьи, также игнорируется, отвергается, даже иногда негативно воспринимается. Такие проблемы общения со взрослыми и детьми провоцируют обидчивость, вспыльчивость, грубость и даже жестокость. Как правило, дети с ЗПР играют в одиночку, а если и вступают в игровую деятельность с другими сверстниками, то игра носит несогласованный эпизодический характер. По данным исследований 30% - 40 % детей, имеющих интеллектуальные нарушения, не овладевают речевой функцией, что также оказывает влияние на особенности общения этих детей. В большинстве случаев коммуникация таких детей осуществляется через мимику и жесты, что не всегда понятно сверстникам и окружающим.

В тоже время, социальная адаптация очень важна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Она позволяет ребенку входить в общество безболезненно, принимать активное участие в посильном труде и в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому большое значение имеет именно в дошкольном возрасте выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов у детей с ЗПР, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка еще велики и есть возможность скорректировать отклонения, а, также способствовать его дальнейшей социальной адаптации.

Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность данной проблемы, и, созданную отечественными дефектологами систему специальной помощи подобным детям, процесс интеграции детей с ЗПР в общество сопряжен с определенными трудностями. В частности, у таких детей возникают сложности в процессе адаптации к условиям образовательного учреждения. Несмотря на коррекционную направленность специальных (коррекционных) дошкольных групп и классов для детей с ЗПР, задача социальной адаптации подобного ребенка решается далеко не всегда успешно.

Решение данных проблем осложняется тем, что до настоящего времени практически не проводилось исследований, посвященных изучению процесса адаптации детей с ЗПР к условиям обучения в образовательных учреждениях.

Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между социально-общественной необходимостью адаптации детей с ЗПР, и недостаточной разработанностью методических аспектов успешного решения данного вопроса в дошкольных учреждениях. Данное противоречие обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы, сущность которой заключается в выявлении педагогических средств и форм организации деятельности дошкольного образовательного учреждения с целью социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

Таким образом, проблема данного проекта - низкий уровень социальной адаптации детей с ЗПР к условиям в ДОУ, что проявляется:

- в недостаточном уровне коммуникативного развития;

- в негативном проявлении эмоций и бурных поведенческих реакциях (грубость, жестокость, агрессивность, ярость или замкнутость, тревожность, неспособность ограничивать свои желания, упрямство);

- в несформированности социально-бытовых умений

-в недостаточно сформированных культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Цель проекта: разработка и внедрение педагогических условий для позитивной и успешной социальной адаптации детей с ЗПР к условиям в ДОУ.

Задачи проекта:

Задачи для детей:

Образовательные:

1. Формирование умений и навыков ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

3. Формирование навыков культуры поведения.

4. Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, используя систему альтернативной коммуникации.

5. Формирование умений владеть собой в различных ситуациях и приемами саморегуляции.

Воспитательные:

1. Воспитание позитивных качеств личности (доброжелательности, внимательности, сострадания, уважения, благодарности и т. д.).

2. Воспитание умения взаимодействовать с окружающими людьми, уважительного отношения к окружающим людям.

3. Воспитание навыков культурного поведения (прощаться, здороваться, просить прощения и т. д.).

Развивающие:

1. Развитие социально – бытовых знаний, умений и навыков.

2. Развитие визуального восприятия, памяти.

3. Развитие волевого, зрительного, слухового, тактильного внимания, эмоциональной отзывчивости.

4. Развитие опорно-двигательного аппарата; мелкой моторики рук, вестибулярного аппарата.

Задачи для родителей:

1. Повышение педагогической компетентности в вопросах позитивной адаптации детей в ДОУ.

2. Формирование активной позиции родителей как участников коррекционно - образовательного процесса.

3. Вовлечение родителей в коррекционно - образовательный процесс через участие в различных мероприятиях ДОУ.

Задачи для педагогов ДОУ:

Для воспитателя

1. Формирование профессиональной компетентности воспитателя в вопросах организации социальной адаптации детей с ЗПР.

2. Реализация модели взаимодействия специалистов В ДОУ, по вопросам социальной адаптации детей с ЗПР.

3. Формирование умений создавать эмоциональный настрой в группе.

4. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний и анализу внутреннего состояния (своего и других людей).

5. Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии.

Для педагога-психолога

1. Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей.

2. Коррекция агрессивных проявлений, препятствующих общению.

Для учителя-дефектолога

1. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях адаптации детей к ДОУ.

На наш взгляд решению данной проблемы будут способствовать следующие педагогические условия:

1) внедрение системы альтернативной коммуникации,

2) создание эмоционального комфорта в группе посредством организации разнообразных мест уединения: уголков уединения и снятия эмоциональной нагрузки, мест для индивидуальной игры.

3) использование здоровьесберегающих технологий (включение в режимные моменты музыкально-двигательных разминок, упражнений на регуляцию мышечного тонуса, упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции; ритмических упражнений).

4) использование песочной и арт - терапии.

5) моделирование ситуаций для коммуникации.

Методологические основы проекта:

- концепция о компенсаторных возможностях аномального ребенка через его социализацию (Л. С. Выготский);

- теория психического развития в раннем детстве (A.B. Запорожец, С. Я. Рубинштейн, Л. Ф. Обухова);

- теория социального развития в пространстве-времени Детства (Д. И. Фельдштейн);

- теория о единстве и взаимоотношении биологических и социальных факторов в развитии ребенка, о сложной структуре нарушений развития, возникающих в результате первичного и вторичного дефектов (Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, P.E. Левина, С. Л. Рубинштейн и др.);

- концепция эволюции отношения общества к лицам с отклонениями в развитии (H.H. Малофеев);

- концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальными образовательными потребностями) (Международная научно-практическая конференция, 2001г.).

Вид проекта: комплексный

Состав участников: дети с отклонениями в развитии (ЗПР, аутизм, синдром Дауна) группы кратковременного пребывания 4-7 лет, воспитатели группы, учитель-дефектолог группы, педагог-психолог, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Ожидаемые результаты.

1. Благоприятное прохождение социальной адаптации у детей.

2. Сформированность социально-бытовых и коммуникативных умений у детей с ЗПР

3. Создание комфортной обстановки для позитивной социализации детей, преобразование предметно-развивающей среды для самореализации, с целью улучшения эмоционального фона в группе, снижения уровня тревожности у детей с ЗПР.

4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Продукты деятельности, полученные в ходе проекта:

- дневники альтернативной коммуникации,

-планшет для визуального расписания,

-игры, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации,

-продукты творчества детей (рисование, аппликация, конструирование из строительного материала, коллективная работа)

Итоговое мероприятие совместно с родителями «Вижу, понимаю, говорю».

Технологии и методы реализации проекта:

1. Система альтернативной (дополнительной) коммуникации: - Жесты

- Коммуникация при помощи карточек PECS.

- Планшет для визуального расписания

- Индивидуальные дневники для коммуникации (социальные истории).

2. Здоровьесберегающие технологии:

- Обстановка эмоционального комфорта.

3. Методы стимулирования и мотивации

4. Песочная и арт - терапии.

5. Моделирование реальных ситуаций общения в сюжетно – ролевой игре.

Формы организации коррекционно-образовательной деятельности:

1. Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).

2. Моделирование реальной ситуации (использование визуального расписания, личных дневников с расписанием, ситуаций общения).

3. Практическая деятельность (составление ритмических стихов с жестами, использование нетрадиционных способов рисования - рисование ватными палочками, ладошками, ватными дисками, рисование губкой или кусочком поролона, восковыми мелками, солью, манкой, свечкой).

Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:

1. Принцип «от более реального к более абстрактному»

При обучении использованию графической системы символов ребёнку

сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.

2. Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

3. Принцип постоянной поддержки мотивации.

Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

4. Принцип функционального использования в коммуникации.

Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Группы пользователей альтернативной и дополнительной коммуникации Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. Речь - это специфическая человеческая форма деятельности, использующая средства языка.

Краткосрочный педагогический проект для детей 4–6 лет группы «Здравствуй, лето» Краткосрочный педагогический проект (на лето) для детей 4 - 6 лет группы «Капитошка» на тему «Здравствуй лето» МБДОУ «Успенский детский.

Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума Наиболее важное значение для социализации.

«Овощи». Конспект открытого занятия по развитию коммуникативных и речевых навыков средствами альтернативной коммуникации Конспект открытого занятия по развитию коммуникативных и речевых навыков средствами альтернативной коммуникации для умственно - отсталых.

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия прародителей и детей» Русские забытые игры имеют давнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение,.

Проект по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, малыш» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» Проект по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй,.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Здравствуй школа» для педагогов, родителей и детей 6–7 лет Тема проекта: «Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу» Сроки реализации: сентябрь - май Тип.

Создание условий для развития творчества посредством системы социализации и индивидуализации детей 5–6 летСоздание условий для развития творчества посредством системы социализации и индивидуализации детей 5–6 лет ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по социализации детей с ЗПР посредством системы альтернативной коммуникации «Здравствуй, это я»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 17:16
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД