Папки-передвижки

Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества» «Пестушки — Говорушки»

Екатерина Анатольевна Кузнецова
Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества» «Пестушки — Говорушки»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка» г. Волгодонска

Проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

«ПЕСТУШКИ – ГОВОРУШКИ»

группы раннего возраста № 3

«Колобок»

Воспитатель: Е. А. Кузнецова

г. Волгодонск

2020 г.

Публикация «Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества“ „Пестушки — Говорушки“» размещена в разделах

Устное народное творчество (народные сказки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организационной образовательной деятельности, так и в совместно – партнерской деятельности детей раннего возраста.

Профессор педагогики А. П. Усова писала: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культурной речи».

Тип проекта : познавательно - игровой.

Продолжительность проекта : средне - срочный (сентябрь - декабрь).

Образовательная область: «Речевое развитие».

Основной вид деятельности: познавательно – игровой.

Области интеграции: «Познавательное», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

По форме реализации: групповой.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители группы №3 МБДОУ ДС «Алёнушка» г. Волгодонска.

Возраст детей : 2 года.

Актуальность проекта :

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Цели и задачи проектной деятельности

Цель проекта : развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества.

Задачи:

формировать восприятие звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях;

формировать способность к усвоению содержания произведений и к эмоциональной отзывчивости на них;

расширить и активизировать словарь детей;

воспитывать интерес к устному народному творчеству;

воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах;

совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.

Планируемый результат:

Для детей :

формирование интереса к устному народному творчеству;

формирование первичных навыков восприятия фонематической и лексической стороны речи;

обогащение словаря новыми словами, оборотами, выражениями;

формирование положительного отношения к режимным моментам;

создание положительной эмоциональной среды общения между детьми.

Для родителей:

формирование понимания необходимости использования устного народного творчества в развитии речи детей;

повышение общего культурного уровня.

Для педагогов:

повышение теоретического уровня по теме проекта;

внедрение современных методов и технологий по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества.

Этапы работы над проектом :

Перспективный план реализации проекта

Срок реализации Мероприятие Взаимодействие

с родителями

Сентябрь

1 - 2 неделя этап – Подготовительный

определение темы проекта, обоснование его актуальности;

постановка целей и задач работы, планирование;

подбор методической литературы, художественной, в том числе фольклорной, иллюстрационных материалов;

подбор дидактического материала;

- разработка мероприятий с родителями;

подбор информационного материала для родителей. Анкетирование родителей «Место фольклора в жизни ребенка»

Сентябрь

3 – 4 неделя Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» (с показом пальчикового театра)

Потешки: «Наши курочки в окно», «Ладушки, ладушки», «Петушок, петушок»

Закличка «Солнышко покажись!»

Пальч/и «Этот пальчик дедушка»

НОД Лепка «Яичко» (по сказке «Курочка Ряба») Буклет «Потешки

в период адаптации

дошкольника

в ДОУ» в электронном виде с рассылкой родителям через мессенджеры.

Октябрь

1 – 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Репка» (с ИКТ)

Игра - драматизация по сказке «Курочка Ряба»

Потешки: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке»

Закличка «Дождик, дождик»

Пальч/ и «Ладушки – ладушки»

Видеоконсультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Буклет «Рука развивает мозг» в электронном виде с рассылкой родителям через мессенджеры.

Октябрь

3 – 4 неделя Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (с показом на фланелеграфе)

Драматизация по сказке «Репка» Потешки: «Пошел котик на торжок …», «Трушки - ту-тушки!», «Ай, качи-качи-качи…»

Словесная игра «Кто позвал?» (угадать по голосу)

Колыбельная «Уж ты, котинька-коток…»

Пальч/и «Сорока-белобока»

НОД Рисование «Катится колобок по тропинке» Памятка в электронном виде «Потешка в помощь маме»

Создание книжек – малышек на основе устного народного творчества.

Ноябрь

1 – 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (с показом настольного театра)

Инсценировка потешки «Пошел котик на торжок»

Потешки: «Кисонька-мурысонька…», «Солнышко - колоколнышко», «Ай, лады-лады-лады»

Колыбельная «Баю, баю, за рекой…»

Пальч/и «На поляне дом стоит» Папка – передвижка «Фольклор в повседневной жизни малышей»

Ноябрь

3 – 4 неделя Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» (с ИКТ)

Драматизация по сказке «Теремок»

Считалочка «Аты-баты, шли солдаты»

Потешки: «Еду – еду к бабе, к деду», «Идёт коза рогатая»

Пальч/и «Светит солнышко в окошко» Конструирование «Построим теремок» (по сказке «Теремок») Семинар – практикум с использованием ИКТ «Детский игровой фольклор».

Декабрь

1 неделя Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (с показом иллюстраций)

Игра – инсценировка по сказке «Волк и козлята

Пальч/и «Как у нашего кота»

Считалочка «Серый зайка вырвал травку»

Дразнилка «Чокли – мокли» Создание выставки рисунков «Пестушки - говорушки»

(создание фотоколлажа и рассылка родителям через мессенжеры.)

этап - Заключительный

1. Развлечение с использованием ИКТ «Весёлые потешки».

2. Оформление фотовыставки «Фольклор в нашей семье».

3. Презентация проекта на педагогическом часе в ДОУ.

Итоги проекта :

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:

через использование устного народного творчества в работе с детьми, речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной;

словарь детей существенно обогатился;

повысился интерес у детей к устному народному творчеству;

дети стали активнее вступать в общение друг с другом;

у родителей появился интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома;

удалось повысить качество взаимодействия педагог – родители.

Заключение

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Фольклор, в частности, одно из действенных и ярких средств его, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста позволяет им приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г. Иванова, В. Курашева.

5. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СП. : Детство - пресс, 2001.

6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

7. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.

8. Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание, №8 1993.

9. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4

10. Хрестоматия «Детская литература». - М. : «Просвещение», 1980.

11. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Жеребцова В. Г., Мазакина.

Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица»Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества» «Пестушки — Говорушки»
Опубликовано: 15 апреля 2021 в 19:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД