Лучший педагог года

Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа)

Юлия Бударина
Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа)

Педагогический проект

«Роль дидактических игр в развитии речи ребенка».

(групповой, долгосрочный).

1 этап. Целеполагание.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь.

Публикация «Проект „Роль дидактических игр в развитии речи ребенка“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста (группа 3-4 года, родители, воспитатели группы.

Цель: выявить влияние дидактических игр на формирование речи у детей младшего дошкольного возраста как средства общения с окружающими.

Задачи: 1. изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирования речи у детей возраста через дидактические игры;

2. целенаправленно обогащать словарь детей;

3. способствовать развитию активной речи, эмоциональной речи, способствующих общению со сверстниками, родителями через дидактические игры;

4. поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

5. побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

6. Формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

- умения узнавать и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

7. Сделать выводы и составить рекомендации родителям.

Предполагаемые итоги реализации проекта : -обогащение словаря детей; -более развитая активная речь детей; -интерес детей к познавательной деятельности;

-сформированная потребность в общении посредством речи;

- сформируются умения узнавать и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

2 этап. Разработка проекта.

-Довести до участников проекта важность данной проблемы.

- Подобрать методическую, научно-популярную литературу по данной теме.

-Подобрать д/игры для образовательной деятельности, совместной деятельности дошкольника и педагога, самостоятельной деятельности дошкольников, закрепления знаний, полученных в образовательной и повседневной деятельности.

3 этап. Выполнение проекта.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Существует несколько видов дидактических игр (игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ; настольно-печатные игры; словесные игры).

Наряду с другими играми, в своей работе, я использую и дидактические. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательно – игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.

• В социально-коммуникативном развитии : словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В познавательном развитии : словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В художественно-эстетическом развитии : музыкально-дидактические, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.

• В речевом развитии : : словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В физическом развитии : подвижно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры.

В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей. А так же идет закрепление полученных раннее знаний. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Настольно – печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, другие учат установить какой-либо сказке последовательности развития сюжетных действий; есть игры, направленные на развитие памяти, запоминания и припоминания, учат игры детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Настольно – печатные игры способствуют творческому поиску.

Играя в настольно-печатные игры, ребенок может не только наглядно установить связь между предметами. После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и так далее.

В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом.

Социально-коммуникативное развитие Словесные игры : «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол», «Расскажи как ухаживать за растением», "Угадай персонажей сказки" и другие.

Игры с предметами: «Магазин игрушек», «Оденем куклу на прогулку», «Мы ждем гостей» и т. д. (используем кукол, посудку, кукольную мебель и др.)

Настольно-печатные: «Хорошо-плохо», «Собери картинку», «Угадай настроение» и другие.

Познавательное развитие Словесные игры : «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу»,. «Угадай героя сказки», "Отгадай, кто к нам пришёл?", «Кто что делает?», «Назови животных и скажи, кто как кричит» и т. д.

Игры с предметами: «Чудесный мешочек»(используем игрушки, строительный материал и др.); «Кто где живет?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет около человека?» и другие (с использованием фигурок диких и домашних животных); «От какого дерева лист?»,«Собери букет из осенних листьев» (используем природный материал);«Соберем урожай», «Готовим борщ», «Варим компот»(используем муляжи овощей и фруктов) и др.

Настольно-печатные игры: «Чей домик», «Профессии», «Цвета», «Найди такой же», «Чей малыш», «Собери пирамидку», «Автобус для зверят», «Что сначала, что потом» и др.

Художественно-эстетическое развитие. Музыкально-дидактические игры : «Птица и птенчики», «Узнай по голосу» и др.

Словесные игры: «Части суток», «Узнай песню», «Какая музыка звучит?», «Кто что слышит?» и др.

Игры с предметами: «Угадай на чем играю», «Назови музыкальный инструмент», «Мяч поймай музыкальный инструмент называй», «Что нужно для рисования» и др. (используем музыкальные инструменты, репродукции картин, мяч)

Настольно-печатные игры: «Найди картинку», «Волшебные краски», «Укрась платье куклы», «Найди пару» и др.

Речевое развитие. Словесные игры: «Что изменилось?», «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу», «Угадай героя сказки», «Скажи ласково»,различные пальчиковые игры, «Отгадай загадку» и др.

Игры с предметами: «Чего не стало?», «Спрячь игрушку», «Кто как голос подает», «Съедобное-несъедобное», «Кто что делает» и др. (используем мяч, фигурки домашних животных, различные игрушки и предметы).

Настольно-печатные игры: настольно-печатные игры, используемые во всех других образовательных областях.

Физическое развитие. Подвижно-дидактические игры : «Найди свой цвет», «1,2,3 в заданную сторону беги» и др.

Игры с предметами: «1,2,3 к заданному предмету беги», «Мяч бросай предметы для спорта называй» и др. (используем различный спортивный инвентарь).

Настольно-печатные игры: «Растем здоровыми», «Виды спорта», «Подбери картинку» и др.

Работа с родителями. Анкетирование: «Уровень развития речи Вашего ребенка»; «Дидактическая игра у Вас дома».

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Консультации в родительском уголке: «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики».

Папка-передвижка «Развивайте речь ребенка через игру».

Индивидуальные беседы и консультации родителям.

4 этап. Презентация проекта.

1. Оформлнение папки-передвижки для родителей «Развивайте речь ребенка через игру».

2. Оформление консультаций в родительском уголке: «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики».

3. Открытое занятие по развитию речи. Тема «Магазин игрушек».

4. Выступление на педагогическом совете.

5 этап. Определение задач для новых проектов.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников У ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольниковРоль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

Роль семьи в развитии речи ребенка Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории,.

Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей» Данный методический материал рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Роль музыкально-дидактических игр неоценима в музыкальном.

НОД по развитию речи «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа) Образовательные задачи: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка». Способствовать развитию монологической речи у детей.

Проект «Цветы» (вторая младшая группа) Тип проекта: информационно – практико – ориентированный Долгосрочный (11 недель) исследовательский групповой Проблема: Откуда берутся цветы?.

Проект «Моя семья» (вторая младшая группа) Актуальность проекта Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Семья и ее роль в развитии речи ребенка Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа)
Опубликовано: 18 октября 2016 в 20:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД