Татьяна Скороходова
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно – творческий
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей, младшего дошкольного возраста».
Подготовили: воспитатели: Скороходова Т. А. Сорокина Т. В.
Тип проекта : познавательно - игровой
Срок реализации проекта : долгосрочный (с 1.09.19 – 31.05 20г.)
Публикация «Проект „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Дети активные участники проекта вовлечены в разнообразные виды деятельности
Организация диагностического исследования речи детей, физических и игровых навыков.
Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
Организация игрового взаимодействия.
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Рассматривание иллюстраций.
Приучать детей к инсценированию произведений фольклора (потешки,сказки).
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие речи у детей, и развитие познавательных интересов.
. Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития посредством активного использование произведений русского народного фольклора.
Не допускать раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребенка с родителем.
Привлечь к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
Родительское собрание «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста».
Выпуск буклетов для родителей «Хороводные игры», «Колыбельные песни», «Подвижные народные игры».
Знакомство с новинками литературы по воспитанию детей.
Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.
Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.
Создание копилки малых фольклорных форм.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Выступление на родительском собрании
Цель проекта : создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность. Что нас подтолкнуло на проект
А) пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностям малыша.
Б) очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный детям игровой и дидактический материал.
Использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена : спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу - показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Хочется отметить преимущества произведений русского фольклора. Дети живут в фольклоре, они его любят, быстро запоминают. Данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Произведения малого русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в организованной образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития мы решили разработать и реализовать проект : «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Детский фольклор – это целый мир. Он яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему. Живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Детский фольклор, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость. В тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства : речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивая речь, формируют нравственные привычки, обогащает знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления с былинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Этапы проекта
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский (основной) : выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
1. Реализация проекта, использование новых форм работы.
Будет способствовать активизации речевой деятельности детей посредством использования малых фольклорных жанров.
Поможет выявить знания и возможности детей на определенном этапе.
Воспитатели.
В течении года планировать следующую работу:
Игровая деятельность
1. Дидактические игры:
«Наши игрушки»
«Игры с водичкой»
«Кукла Маша одевается»
«Угощаем куклу кашей»
«Кто где?»
«Найди маму»
«Домашние животные»
«Большой – маленький»
«На бабушкином дворе»
2. Сюжетно – ролевые игры:
«Кисонька, где ты была?»
«Мама и дочка»
«Готовим обед для собачки»
«Котик хочет кушать»
«Постройка забора для лошадки»
«Полечим собачке лапу»
«На паровозе покатаем зверей»
«Угощение для собачки»
3. Подвижные игры:
«Пес Барбос»
«Кот и мыши»
«Лошадки»
«Курочка хохлатка»
«Птички в гнездышках»
«Найди кота»
«Догони собачку»
«Зайка беленький сидит»
«Зайцы и лисичка»
Игра «Заинька походи»
И другие игры.
Театрализованная деятельность
Настольный, пальчиковый, кукольный и другие виды театров.
Инсценировка русских народных сказок :(приобщать малоактивных детей)
«Репка»
«Колобок»,
Театрализованное представление сказок:
«Колобок»
«Заюшкина избушка»
«Курочка ряба»
Художественная литература
Чтение потешек:
«Тили – бом»
«Пошел котик на торжок»
«Киска» В. Берестова «Котенок»
«Ты, собачка не лай»
Чтение р. н. сказок:
«Заюшкина избушка»
«Теремок»,
«Репка»
«Волк и козлята»
Месяц Содержание работы Продуктивная деятельность
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Игры с движениями: «Большие ноги шли по дороге.» Потешка: «Смотрит солнышко в окошко.»,
«Пошел котик на торжок.»
«Петушок, петушок». Народная игра «Горошина»;
Потешка: «Уж как я свою коровушку люблю…»
О. О. Д. сказка «Репка» на флонелеграфе
Д/ игра «Назови овощ», «Найди желтый листок»
Хороводные игры: «Мы по лесу идем», «
О. О. Д. Потешка «бежала лесочком лиса с кузовочком»
Чтение потешки «Чики, чики, кички…» Игра «Ходит Ваня»
Чтение: «Еду – еду к бабе, к деду»- обыгрывание потешки.
Продуктивная деятельность.
Рисование «Лучики для солнышка»
Лепка «Пирожок»,
«Зернышки для петушка, курочки, цыплят»
Лепка «Травка для коровушки»
Раскрашивание «Репка»
Раскрашивание «Морковки»
Рассматривание картины «Осень»
Коллективная работа «Листопад» - нетрадиционное рисование.
Лепка «Орешки»
Декабрь Январь Февраль
«Наша Маша маленька»
Игра с движениями «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», Хороводные игры - (Животные, Зима)
ООД «Как у нашего кота, шубка очень хороша»
Зайка шел, шел, шел».
«Варежки Вареньки»
Чтение потешек «Уж ты зимушка – зима»
Снежок
«Валенки»
Сказка «Теремок» - учить ходить как герои сказки.
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Раскрашивание шубки
Продуктивная деятельность
Лепка одного шара для снеговика.
«Чьи следы?» - рисование.
Лепка «Бублик для котят.
Лепка морковки
«Новогодняя ёлочка» - рисование шаров на елку
Коллективное рисование. Снег идет
Раскрась коню хвост
Сотворчество родителей и детей Сшить новогодний валенок.
Март Апрель Май
сказка «Заюшкина избушка»
Потешка «Ой ты заюшка – пострел»
Хороводная игра: «Зайка шел»
Чтение потешек: «Матрешки»
«Расти коса до пояса…»
Чтение Потешек: «Водичка, водичка…»
Пальчиковая игра: «Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка»
«Солнышко – колоколнышко», «Дождик, дождик веселей»
ООД «Огуречик» – заучивание потешки. –обыгрывание потешки
«По малину в сад пойдем» - хоровод
Продуктивная деятельность.
Капель-рисование
Декоротивное рисование (нетрадиционное) «Украсим наряд для матрешки»
Лепка «Яйцо»
Лепка: «Лучики для солнышка»
Рисование «Дождика
Лепка огуречик
Рисование мелками на асфальте: радугу – дугу, дождик,солнышко ит. ,д.
3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
III этап – Итоговый этап:
Диагностика
Создание альбома «Русский фольклор для маленьких»
Ожидаемый результат: (дети)
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами.
3. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками
4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
5 Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Ожидаемый результат: (родители)
1. Повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей.
2. Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Акция: «Подари книгу»
Предполагаемый результат:
Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята с небольшой помощью взрослого осуществляют ситуации полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, полученный опыт и знания отражают в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении с взрослыми и сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях родители взяли за правило читать сказки перед сном. Хочется верить, что проект повлияет на речевое развитие детей.
Список литературы.
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозаика - Синтез, 2010.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозаика - Синтез, 2010.
5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008
7. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва
8. Куприна Л. С., Бударина Т. А. знакомство детей с русским народным творчеством. СП. :Детство- пресс,2001.
9. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
10. Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,
11. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Подольская Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3- 7 лет. - Волгоград. : "Учитель", 2010.
13. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет. Конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера,2010.