Получи документы

Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Рукижат Газиметовна
Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 42»

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Подготовил:

воспитатель, 1 кв. к.

Экперова Рукижат Газиметовна

п. Лунево

1919г

Публикация «Долгосрочный проект в старшей группе „Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта :

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Участники проекта : Воспитатель, дети подготовительной к школе группы №5 и их родители.

Срок реализации проекта : сентябрь – май 2019-2020г.

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

Проблема: Работая с детьми подготовительной к школе группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

(Аристотель).

Вид проекта : Практико – ориентированный.

Актуальность:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольниковбудет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Пути реализации:

- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»,

-занятия;

-беседы;

- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;

- дидактические и подвижные игры;

- Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;

- игровые ситуации;

- заучивание стихов на тему «Зима», с привлечением родителей (мнемотехника);

- консультации для родителей;

- составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям;

- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;

- индивидуальные беседы с родителями.

Ожидаемые результаты:

Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Этапы реализации проекта :

Организационный

Оценка уровеня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала. Участие в анкетировании.

Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта : Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Заключительный

Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

План поэтапной реализации проекта :

Дата проведения Работа с детьми Работа с родителями

15.01.2018 Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице. (приложение 1)

Задачи:

1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.

2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.

3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь- снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок).

4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).

16.01.2018 Заучивание стихотворения Р. Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники. .(приложение 2)

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.

Развивающие :

1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению

3. Обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха.

4. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти. Воспитательные:

1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

2. Воспитывать любовь к природе.

3. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову. Анкетирование. «Мнемотехника» (приложение 3)

17.01.2018 Работа с мнемодорожками по теме «Знакомство с временем года зима» (приложение 4)

Цель.

Повышение уровня любознательности и речевой активности детей.

Задачи:

Образовательные:

- учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения.

- учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах зимы,

- развитие связной речи.

- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь детей.

Развивающие : Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; Развитие зрительного внимания, памяти, мышления; развивать внимание, память, связную речь детей, умение рассуждать.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.

18.01.2018 Составление загадок с помощью мнемотаблиц. (приложение 5)

Цель:

Развитие связной речи детей.

Задачи:

Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники. Консультация для родителей. (приложение 6)

«Мнемотехника - искусство запоминания».

Задачи;

-развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

-развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

19.01.2018 Заучивание считалочки «Белка-шалунишка» по мнемотаблице. (приложение 7)

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь.

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.

Развивающие :

1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению

3. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

2. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений. Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц (по желанию). (приложение 8)

22.01.2018 Работа с мнемодорожками «Перелетные птицы». (приложение 9)

Задачи:

- закрепить умение внимательно слушать;

- систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах;

- способствовать развитию психологических процессов: мышления, памяти,

внимания, воображения, мелкой моторики;

- развивать интонационную выразительную речь;

- развивать слуховое восприятие.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к живой природе;

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- закрепить умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в

коллективном разговоре.

23.01.2018 Работа с мнемоквадратами «Пословицы и поговорки».(приложение 10)

Задачи:

- системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

- введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова. Консультация для педагогов. (приложение 11)

24.01.2018 Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице. (приложение 12)

Задачи:

1. Обучать детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы, выразительно передавая диалоги персонажей.

2. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать интерес к сказкам, любознательность

25.01.2018 • Составление рассказа по мнемотаблице «Как зимуют звери».(приложение 13)

Цель: Создавать условия для развития связной речи детей посредством мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные. Учить детей подбирать однородные определения к слова, составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления. Рассказывать связно, используя для описания животного образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Развивающие. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас детей. Выставка работ. (приложение 14)

26.01.2018 Открытое занятие. (приложение 15)

Результативность:

-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.

-Появился интерес к заучиванию стихов;

-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения.

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Развитие связной.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольниковИспользование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Краткосрочные образовательные практики в развитии речи дошкольников. МнемотехникаКраткосрочные образовательные практики в развитии речи дошкольников. Мнемотехника Конспект краткосрочной образовательной практики: «Заучивание стихотворения по мнемотаблицам».[/b] Старшая группа №4. Подготовила и провела:.

Мастер — класс «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель – повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях.

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Пояснительная запискаОдной из главных задач воспитания и обучения детей.

Проект «Дидактические игры с использованием мнемотехники в развитии связной речи детей» в старшей группе по теме «Домашние и дикие животные» Вид проекта: творческий. Продолжительность: две недели Сроки проведения: 12.11.2018г. по 29.11.2018.

Опыт работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 21:51
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД