Папки-передвижки

Профилактика буллинга в образовательном учреждении

Саргсян Кристина Валикоевна
Профилактика буллинга в образовательном учреждении

Периоды повышения риска буллинга

1. Начало обучения в первом классе.

2. Переход в среднюю школу.

3. Появление новых учеников в классе.

4. Уход кого-то из учеников из класса.

5. Смена классного руководителя.

Виды буллинга

Прямой Косвенный

ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (удары, пинки, побои,

нанесение иных телесных повреждений, щипание,

запугивания, обзывательства, жестокие шутки, при-

теснения через социальный статус, религию, расу,

прикосновения сексуального характера)

Распространение слухов и ложной ин-

формации о жертве

Публикация «Профилактика буллинга в образовательном учреждении» размещена в разделах

ВЕРБАЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ (издевательства или

запугивания с помощью жестоких слов: постоянные

оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о

внешнем виде, религии, этнической принадлежности,

инвалидности и т. д.)

КИБЕРБУЛЛИНГ — совокупность

агрессивных действий в адрес конкретного

человека через унижение с помощью

мобильных телефонов, сети Интернет

и иных электронных устройств

СОЦИАЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ/ ИЗОЛЯЦИИ (жертва

умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется

частью учеников или всем классом, детским

коллективом)

• негативные разговоры о ком-то за его за спиной;

• распространение слухов и лживых сведений;

• обзывание и придумывание обидных прозвищ;

• выставление в смешном виде;

• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;

• передразнивание;

• объявление глупым («дураком», оскорбление;

• изоляция от остального классного сообщества (бойкот);

• отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей, личных вещей;

• необоснованные обвинения;

• пинки, удары, подножки, толчки;

• шантаж, вымогательство;

• сексуальные домогательства.

Акты буллинга

Причины возникновения буллинга

Не выработаны социально-приемлемые правила группы

У некоторых сформировались и закрепились негативные навыки поведения

и самовыражения

Нет чувства ответственности

Коммуникативная и социальная компетенции у большинства не развиты

Цель буллинга

За агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

Главное - затравить жертву, вызвать страх, унизить.

Буллинг-структура

РЕБЕНОК-

АГРЕССОР/БУЛЛИ

лидирующий,

нападающий в детском

коллективе

• уверенны в том, что добиться своих целей можно посредством подчинения;

• не умеют сочувствовать своим жертвам;

физически сильные дети: легко возбудимые и очень импульсивные;

• проявляют резкое и даже агрессивное поведение

ДЕТИ,

УЧАСТВУЮЩИЕ В

ТРАВЛЕ

(«агрессята»)

следующие за

поведением лидера,

присоединившиеся к

травле

• несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих,

безынициативные дети;

• дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень

прилежные и законопослушные);

• дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще

всего считают виноватыми других);

• часто подверженные жесткому контролю со стороны старших дети (их

родители очень требовательны и склонны применять физические наказания);

• эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто

говорят: «Я и не подумал об этом»);

• не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со

стороны лидеров класса;

• трусливые и озлобленные дети

Буллинг-структура

РЕБЕНОК-«ЖЕРТВА»

объект травли

Совершенно любой может оказаться на месте «жертвы»

СВИДЕТЕЛИ

поддерживающие — одобряющие,

подбадривающие;

наблюдатели —смотрят и / или избегают

ситуаций травли, не занимая ничью сторону;

сочувствующие — хотят заступиться за

жертву травли, но боятся

Наличие большого числа детей-свидетелей говорит о

закреплении формы поведения на соответствующее

поведение в аналогичных ситуациях, что в последующем

станет причиной появления в обществе равнодушных

свидетелей агрессии

ЗАЩИТНИКИ

занимают очевидную позицию против травли,

либо активно противодействуют нападающим

и предпринимают действия для прекращения

издевательств, либо успокаивают и

поддерживают жертву

При наличии защитников буллинг заканчивается, не успев

начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это

«становится хорошей почвой для дальнейшей травли —

дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая

другого ребенка»

Проявления буллинга

Внешние проявления

• испорченные вещи

• следы побоев

Скрытые проявления

• нежелание ходить в школу

• отсутствие друзей

• частые жалобы на плохое самочувствие

• отсутствие общения с ровесниками, в том числе в социальных сетях

• депрессии, угнетенное состояние

• категоричное отрицание факта буллинга

• Запросы на дополнительные деньги

Психологические портреты участников

буллинга :

Часто буллерами становятся :

Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;

Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;

Дети из властных и авторитарных семей;

Дети из конфликтных семей;

Дети с низкой устойчивостью к стрессу;

Дети с низкой успеваемостью.

Буллеры – это :

активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную

жертву;

дети, стремящиеся быть в центре внимания;

дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является

результатом соответствующего семейного воспитания);

максималисты, не желающие идти на компромиссы;

дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя

ответственность за свое поведение;

дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т. е. не

воспитанные.

Для буллеров характерны :

импульсивность;

раздражительность;

эмоциональная неустойчивость;

завышенная самооценка;

агрессивность;

отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении

общепринятых норм и правил;

склонность ко лжи или жульничеству;

на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при

получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ.

Ответственность за травлю

до 14 лет с 14 лет с 16 лет

Ответственность за детей

несут родители (законные

представители).

Статья 5.35 КоАП РФ

«Неисполнение родителями

или иными законными

представителями

несовершеннолетних

обязанностей по

содержанию и воспитанию

несовершеннолетних»

Наступает его личная

ответственность по

некоторым пунктам

уголовного кодекса.

УК РФ Статья 111

«Умышленное причинение

тяжкого вреда»

(психическое здоровье тоже

относится)

УК РФ Статья 158 «Кража»

УК РФ Статья 163

«Вымогательство»

Наступает полная

ответственность.

УК РФ Статья 282

«Возбуждение ненависти,

унижение человеческого

достоинства (кибербуллинг)»

УК РФ Статья 128.1

«Клевета»

УК РФ Статья 117

«Причинение физических или

психических страданий»

Согласно закону «Об образовании», если вред ученику нанесен в стенах школы,

она несет за это ответственность (ч. 1ст. 51 Закон об образовании)

Профилактика буллинга. Что делать?

1. Создание условий недопущения буллинга. В школьном кабинете повесить

правила класса (провести обсуждение их вместе с детьми на классном часе).

2. Обязательно нужно пресекать травлю. У педагога должна быть четкая

позиция. Я против буллинга!

Фразы: «Я запрещаю тебе так говорить или делать. ты нарушаешь правила

класса.»

3. Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой». Провести

доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять

его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха,

обиды, вины).

4. Проведение совместных мероприятий, классных часов на сплочение,

взаимовыручку, просмотры фильмов и др.

5. Для выявления буллинга, можно провести анонимное анкетирование.

6. При возникновении буллинга – подключать всех участников

образовательного процесса. В одиночку буллинг не победить!

Важно!

Педагогам необходимо:

воспринять случай или рассказ потерпевшего «жертвы» серьезно;

принять меры как можно скорее;

подбодрить потерпевшего, предложить конкретную помощь, совет и

поддержку;

сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;

постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

ясно объяснить наказание обидчику и почему оно назначается;

скажите ребенку, подвергшемуся насилию (жертве) : «Я тебе верю». «Мне

жаль, что с тобой это случилось». «Это не твоя вина». «Хорошо, что ты мне

об этом сказал».

Фильм «ШУМ»

Вывод

Случай с проявлением травли может считаться завершенным после

того, как всем участникам оказана помощь, в отношении обидчика приняты

воспитательные меры, обстановка в классе нормализовалась и повторных

проявлений травли нет в течение 3 – 4 недель.

Электронная почта

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика буллинга в образовательном учреждении
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 17:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД