Получи документы

Программа дополнительного образования для «Радужные фантазии»

Татьяна Попова
Программа дополнительного образования для «Радужные фантазии»

Направленность: художественно- эстетическая.

Уровень программы : ознакомительный.

Возраст детей 5-7 лет.

Автор: педагог дополнительного образования

Попова Татьяна Михайловна.

Пояснительная записка.

Законодательная база, регламентирующая работу по организации дополнительного образования по программе дополнительного образования «Радужные фантазии».

Публикация «Программа дополнительного образования для „Радужные фантазии“» размещена в разделах

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст. 9. Закона «Об образовании» констатирует, что программы ДОО делятся на основные и дополнительные;

Ст. 14. п. 6 Закона «Об образовании» разрешает реализацию дополнительной программы); Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990г.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2 013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 3049-13

• Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» №65/23 – 16 от 14.03.2000г.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Каким будет мир вокруг, зависит от нас и от того, что мы заложили в сознании наших детей. Что определяет человека и характеризует его в обществе? Его культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира: как мыслит, чувствует мир и красоту вокруг. Главная цель художественного воспитания детей – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром.

Актуальность программы.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. В силу того, что во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественно-творческих способностей дошкольников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Новизна дополнительной образовательной программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощенно работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Педагогическая целесообразность.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи : передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. В программе особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного, так и для декоративного рисования

Принцип тематического планирования в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе. Все это делает программу педагогически целесообразной.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей обучающихся, способного к творческому самовыражению посредством изобразительной деятельности.

Задачи.

Образовательные :

1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3. Знакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные:

1. Воспитывать художественного вкус и чувство гармонии.

2. Закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения.

3. Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца.

4. Воспитывать культуру поведения: поддерживать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, сопереживать.

Развивающие:

Развивать:

- эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

- художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;

-мелкую моторику.

Отличительная особенность программы - заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися.

Структура программы.

Основы рисования.

Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.

Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.

Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.

Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа.

Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).

Композиция.

Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии, учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.

Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.

Азбука народного искусства

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков.

Виды заданий по изобразительной деятельности :

рисунок;

живопись;

аппликация;

мозаика;

витраж;

коллаж;

конструирование;

оригами;

лепка;

бумажная пластика;

декоративно- прикладное искусство;

дизайн.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора на основании заявления родителей

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Возрастные особенности детей.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

Старший дошкольный возраст (6-7 лет).

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Формы и режим занятий.

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

- работа в парах;

- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).

Занятия кружка по изобразительной деятельности «Радужные фантазии» организуются для детей старшего дошкольного возраста и не дублируют содержание основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Учебный план кружка по рисованию «Радужные фантазии».

Программа включает в себя 32 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, - 2-3 мин).

Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 7 до 14 человек.

Для работы в парах или при создании коллективной работы с множеством деталей разной сложности возможно объединение в группу 14 детей.

Если планируется объяснение нового материала с выполнением практических заданий высокого уровня сложности, то необходимо делить детей на две подгруппы по 7 человек.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу обучения по программе дети должны уметь :

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- получать простые оттенки (от основного к более светлому);

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

- название материалов и инструментов и их назначение;

- правила безопасности и личной гигиены.

Учебно-тематический план изостудии на учебный год.

№ Тема занятия Вид изобразительной деятельности. Колич. часов.

1 Жил резной кленовый лист. Оригами-1

2 Роспись кленового листа Живопись-1

3 Городской парк. Пейзаж. Коллаж – живопись -1

4 Украсим шляпку для феи Осени. Рисунок- аппликация.

Индивидуально- коллективная-1

5 Коллаж из газеты «Вечерняя прогулка». Аппликация, рисунок-1

6 Осенний ветер. Живопись - 1

7 Цирковые лошадки. Конструирование из бумаги, аппликация, рисунок. 1

8 Белоснежные стволы. Живопись, аппликация - 1

9 Лепка петушка из соленого теста. Лепка-1

10 Роспись петушка из соленого теста. Роспись в народном стиле - 1

11 Новогодний натюрморт. Рисунок, декупаж, живопись -1

12 Танец ёлок. Рисунок, живопись, квиллинг -1

Содержание программы.

Тема 1. «Краска и цвет» (5 часов)

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

- рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;

- смешивать чистые краски с водой у себя на палитре; - работать жидкой краской на листе бумаги; - смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой; - пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;

- изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;

- работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Тема 2. «Работа с линией» (4 часа)

Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

Научить: - как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;

- заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;

- обыгрывать пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт; - рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 3. «Работаем с формой» (4 часа)

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами, научить изображать эти формы на листе.

Научить:

- изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни; - работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;

- строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;

- фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 4. «Композиция» (2 часа)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

- об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);

- о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;

- об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 5. «Развивающее задание» (4 часа)

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание). Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Тема 6. «Работаем с ритмом» (4 часа)

Показать детям, откуда берется ритм. Научить: чередовать различные формы и цвета в заданном ритме; изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.

Тема 7. «Делаем вместе» (6 часов)

Учить работать в коллективе, отвечая за свое задание. Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции, продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.

Тема 8. «Подводим итоги» (3 часа)

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности : аппликация, конструирование, ручной труд.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методика организации теоретических и практических занятий

На занятиях дети знакомятся с различными изобразительными материалами и техниками.

Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности.

Закономерности использования различных изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.

Обучение по данной программе ведется на основе традиционных, а также инновационных техник, таких как монотипия, диатипия, граттаж, различные печатные техники.

Используются следующие дидактические материалы:

- наглядные пособия;

- репродукции картин известных художников;

- фотографии;

- дидактические карточки;

- видео и аудиозаписи;

- педагогические рисунки.

Для реализации программы используются следующие формы занятий:

Беседа об изобразительном искусстве – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Рисование по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-викторина – определение по карточкам работ известных художников, видов росписей или других изделий народных промыслов.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж).

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Материально-техническое обеспечение:

• помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

• оборудование (мебель, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

Материал:

• акварельные краски, гуашь;

• восковые и масляные мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролоновые печатки;

• коктельные трубочки;

• палочки или старые стержни для процарапывания;

• матерчатые салфетки;

• стаканы для воды;

• подставки под кисти; кисти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.

4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.

18. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

19. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007. - 96с.

20. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.

21. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

22. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.

24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования для «Радужные фантазии»
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 09:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД