МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование»

Оксана Шанина
Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ STEM – образования.

«LEGO - конструирование»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 4 месяца

2021 – 2022 учебный год

Программа разработана :

Шаниной Оксаной Дмитриевной

2021 год

Содержание

1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка 3

Публикация «Программа дополнительного образования „LEGO-конструирование“» размещена в разделах

1.2 Цель и задачи программы 6

1.3 Учебно-тематический план 6

1.4 Содержание образовательной программы 7

2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 8

2.1 Календарный учебный график 8

2.2 Условия реализации программы 11

2.3 Планируемые результаты освоения Программы 12

2.4 Формы аттестации 12

2.5 Оценочные материалы 13

2.6 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 13

2.7 Список используемой литературы 15

2.8 Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей 15

1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка.

Программа «STEM-образование для детей дошкольного и школьного возраста» является программой, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Закон «Об образовании РФ», стандарт дошкольного образования, госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в России : создание механизма ее устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. Особый статус дошкольного образования подразумевает закладку фундаментальных компонентов становления личности и ребенка и основ познавательного развития.

Благодаря STEM- подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и само презентации, которые в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

LEGO – одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя они воплощают в жизнь свои идеи.

Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребенка во всем его многообразии : любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения.

Направленность программы «LEGO - конструирование» по содержанию является познавательно-технической.

Форма организации – кружковая, очная.

По уровню усвоения программа является стартово-базовой (предполагает разноуровневое обучение).

По времени реализации – 4 месяца

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «LEGO - конструирование» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Локальные акты Центра: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Срок реализации данной программы – 4 месяца, и предполагает разноуровневый подход.

Адресат программы : Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста(5-6 лет).

Для развития интеллектуальных способностей наиболее благоприятным является возраст от 3 до 12 лет (т. е. дошкольный и младший школьный возраст). Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналико- синтетической деятельности (перцепция – это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира). Новое содержание приобретает и перцептивные образы, относящие к форме предметов. Помимо контура, выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношение частей. Перцептивные действия формируются и в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищающих выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На третьем этапе перцептивные действия становятся более скрытыми, сокращенными; их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка.

Формирование перцептивных действий обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение деятельности, адаптацию в новой обстановке. В возрасте 5-7 лет знания о предметах и их свойствах расширяются, восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным и анализирующим, ребенок приобретает свой личный опыт и одновременно усваивает опыт общественный.

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и развиваются далее только те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение и мышление, необходимость которых связана с поступлением в школу.

Программа «LEGO-конструирования» является разноуровневой, модульной и модефецированной. Так как предусматривает стартовый и базовый уровени. А модефецированной потому что создана на основе авторских программ : парциально модульная программа Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» и парциальная программа «LEGO в детском саду» В. А. Маркова, Н. Ю. Житнякова.

Форма обучения. Форма обучения – очная.

Форма занятий: Занятия проводятся по группам.

Срок освоения программы – 4 месяца

В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Достижение поставленной цели осуществляется с помощью игры, конструирования, научно – технического творчества, дизайна. Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми. Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

Формы организации конструирования

- по образцу

- по условиям

- по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

На каждом занятии решаются не только познавательные, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Режим занятий.

Занятия проводятся с детьми 5 лет, 1раз в неделю, 4 раза в месяц, по вторникам

Количество человек в группе 10

Продолжительность занятий-25 минут.

1.2 Цели и задачи реализации Программы.

Цель программы : Развитие познавательного интереса, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством конструкторской деятельности.

Задачи программы :

1. Развивать способности к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей;

2. Создавать условия для свободного экспериментирования с деталями конструктора, создания оригинальных конструкций и моделей;

3. Стимулировать речевое планирование и речевое комментирование процесса и результата собственной деятельности;

4. Способствовать развитию умений сериации, классификации предметов по одному или нескольким признакам;

5. Формировать умения акцентирования, схематизации, типизации;

6. Помогать овладению универсальными знаковыми системами (символами);

7. Развивать социально-коммуникативные навыки (обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, совместное их усовершенствование и преобразование для последующей игры).

1.3 Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятия Количество

Октябрь

1 «История и путешествие по стране LEGO», ознакомительное 1

2 «Моя первая история» 1

3 «Домики» 1

4 Коллективная работа «Город» 1

Ноябрь

5 «Грузовая машина» 1

6 «Бульдозер» 1

7 «Подъемный кран» 1

8 Конструирование по замыслу 1

Декабрь

9 «Автозаправка» 1

10 «Автобус» 1

11 «Полицейская машина» 1

12 «Общественный и муниципальный транспорт» 1

Январь

13 «Космический корабль» 1

14 «Самолет» 1

15 «Луноход» 1

16 Коллективная работа «Космическое путешествие» 1

1.4 Содержание образовательной программы

Тема 1 : «История и путешествие по стране LEGO» ознакомительное

Цель: Познакомить с конструктором LEGO, с основными деталями: балка, пластина, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень, штифт. Познакомить с историей создания. Игровая деятельность с конструктором LEGO.

Тема 2: «Моя первая история»

Цель: Учить создавать постройку своей придуманной истории из LEGO- конструктора. Учить правильно соединять детали и создавать общую композицию.

Тема 3: «Домики»

Цель: Учить строить домики разной величины и длинны. Формировать умение выделять основные части постройки, определять их название. Формировать умение создавать конструкцию по схеме.

Тема 4 Коллективная работа «Город»

Цель: Закрепить представления детей об архитектуре, зданиях и сооружениях, о достопримечательностях родного города. Формировать навыки пространственной ориентации, учить создавать художественный образ посредством макетирования.

Тема 5: «Строительные машины»

Цель: Формировать представление о разных видах транспорта, через один из способов конструирования. Умение создавать объект из LEGO – конструктора в соответствии со схемой.

Тема 6: «Бульдозер»

Цель: Совершенствовать умение в конструктивной деятельности, развитие самостоятельности, инициативы при решении конструктивных задач. Закрепить знания о строительной технике, уметь создавать конструкцию по схеме.

Тема 7: «Подъемный кран»

Цель: Формирование способности детей к конструированию по предложенному образцу (инструкции) с помощью деталей конструктора LEGO DUPLO.

Тема 8: «Конструирование по замыслу»

Цель: Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять умение работать коллективно.

Тема 9 «Автозаправка»

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через LEGO– конструктор.

Тема 10: «Автобус»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе конструирования.

Тема 11: «Полицейская машина»

Цель: Закрепить у детей умение строить из строительного материала простейшие модели транспорта, знание деталей конструктора и их величины. Закрепить представление о геометрических фигурах. Продолжать развивать глазомер детей.

Тема 12: «Общественный и муниципальный транспорт»

Цель: «Развивать интерес к созданию вариативных конструкций из LEGO-материала. Актуализировать представления о разных видах транспорта, умение систематизировать объекты по разным основаниям.

Тема 13: «Космический корабль»

Цель: Формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.) Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Тема 14: «Самолет»

Цель: Учить детей идентифицировать детали конструктора LEGO по образцу, соединять их в конструктивную модель самолёта.

Тема 15: «Луноход»

Цель: Развивать способности детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – луноход.

Тема 16: Коллективная работа «Космическое путешествие»

Цель: Расширять знания детей о космосе через конструирование модели ракеты с помощью «LEGO». Учить работать в коллективе дружно.

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение. Программа имеет необходимую для работы материально-техническую базу, состоящую из перечисленного ниже оборудования:

№ Оборудование Кол-во

1 столы 6

2 стулья 12

3 стол воспитателя 1

4 доска 1

5 компьютер для педагога 1

6 струйный принтер. 1

7 телевизор 1

8 стеллажи для хранения конструктора 8

9 демонстрационные подиумы 1

10 мультимедийное оборудование 1

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

1 Наглядно-демонстрационный

2 Карточки со схемами сборки конструкций

3 Презентации и учебные фильмы (по темам занятий)

4 Схемы «Мозаика»

Информационное обеспечение. Для реализации дополнительной образовательной программы используется следующее техническое обеспечение:

№ Техническое обеспечение

1 LEGO DUPLO «Первые механизмы» 5+

2 LEGO DUPLO «Строительные машины» 3-6 лет

3 LEGO DUPLO «Наш родной город» 3-5 лет

4 LEGO DUPLO «Космос и аэропорт» 4+

5 LEGO DUPLO «Общественный и муниципальный транспорт» 4+

6 LEGO «Декорации» 4+

2.3 Планируемые результаты освоения Программы

Целью программы «SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» является развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем».

В результате освоения Программы обучающиеся будут :

знать:

основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности);

простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

уметь:

осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету).

конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкции;

анализировать и планировать предстоящую практическую работу;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

реализовывать творческий замысел.

2.4 Формы аттестации

Для оценки уровня освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «LEGO-конструирование» используются различные способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов.

Формы выявления результатов: журнал посещаемости, беседа, опрос, наблюдение, мониторинг, выставка конструкций, итоговое занятие «Космическое путешествие», диагностические игры.

Формы фиксации результатов: фиксация результатов мониторинга, готовые работы детей (фотоматериалы с занятий, отзывы (детей и родителей)

Формы предъявления результатов: выставки работ детей, итоговое занятие «Космическое путешествие», открытые занятия и мероприятия, приглашение родителей ; (размещение фото на сайтах, видео.)

Виды контроля включают:

1. входной контроль проводится в начале учебного года (октябрь). Ведётся для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений, навыков;

2. итоговый контроль (январь, проводится в конце освоения Программы, оценить результативность работы педагога за учебный год.

2.5 Оценочные материалы.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в выполнении практических заданий и в играх:

- низкий уровень развития - ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого;

- средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская ошибку, неточность, при помощи взрослого исправляет ошибку;

- высокий уровень - ребенок без затруднений, самостоятельно выполняет задания.

2.6 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы обучения: словесные (беседы, дискуссии, диалог, объяснение); наглядные (виртуальные экскурсии, показ, демонстрация и т. д.); практические (выполнение практических занятий; практические работа с дидактическим материалом, использование тренажеров и т. д.).

Формы организации образовательного процесса : фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, парные.

Формы организации учебного занятия: беседа, игра.

Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы :

Технологии развивающего обучения (образовательная программа «Информатика для малышей» направлена на развитие ребёнка в сфере компьютерной грамотности, начиная с дошкольного возраста);

Технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности компьютерного кружка являются знания и навыки при работе на компьютере, а также детские творческие работы-шедевры, выполненные в графическом редакторе Paint);

Технологии игрового обучения (в практике часто используются мультимедийные диски с компьютерными развивающими играми, соответствующие возрастным особенностям детей);

Технологии коллективного взаимообучения;

Здоровьесберегающие технологии. Большое внимание уделяется сохранению физического здоровья детей, используются различные приёмы здоровьесберегающих технологий в виде физкультминуток, подвижных игр, гимнастик для глаз.

Информационно-коммуникационные технологии. Работа учебного курса основана на применении в практике компьютеров и данной технологии.

Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология и т. д.

2.7 Список используемой литературы

1. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциональная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М. : Гардарики, 2008.

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

4. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007.

5. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. -Всерос. уч. -метод. центр образов. Робототехники. -М. :Изд. -полиграф. центр «маска».-2013.

6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. С. 52-54.

Публикации по теме:

LEGO-конструктор в детском саду в качестве дополнительного образования. Часть перваяLEGO-конструктор в детском саду в качестве дополнительного образования. Часть первая .

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование»
Опубликовано: 29 марта 2022 в 05:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД