Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Сундучок сказок» по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы

Ольга Кораблёва
Программа дополнительного образования «Сундучок сказок» по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Сундучок сказок»,

программа по ознакомлению с художественной литературой детей среднего дошкольного возраста.

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Публикация «Программа дополнительного образования „Сундучок сказок“ по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы» размещена в разделах

Для изучения отобраны произведения, представляющие наиболее доступный для детей

дошкольного возраста жанр литературного творчества – сказку.

Основные разделы программы включают сказки, составляющие золотой фонд детской

литературы.

Направленность программы – речевое развитие.

Уровень программы – ознакомительный

Актуальность программы - Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность

к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации.

У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Возникает вопрос: как сформировать духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства?

1

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольника является сказка.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который может пригодиться нам в течение всей жизни

Основная цель программы : Развитие речи детей среднего дошкольного возраста,

формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к сказке.

Новизна программы состоит в том, что в основе программы кружка лежит методика

О. А. Новиковской, заключающаяся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно.

Это значит - научить детей умению рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

Педагогическая целесообразность Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей.

Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.

2

Отличительной особенностью данной программы является то, что знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.

Цель и задачи программы кружка является Развитие речи детей среднего возраста, формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к сказке

Цель программы – Задачи :

1. Повышение интереса к сказке через использование нетрадиционной методики работы со сказочным материалом.

2. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, уважения к книге как источнику культуры и информации.

3. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

4. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

5. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Данная ДООП опирается на общедидактические принципы образовательного процесса :

1. Принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип наглядности – основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

3

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает,что усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

4. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

5. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

6. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

7. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы, с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

8. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Программа предусматривает следующую организацию образовательного процесса : групповые занятия, продолжительность 20 минут в неделю.

Форма организации обучения: очная

Возраст: программа рассчитана на детей 4 – 5 лет.

Срок освоения: 1 год.

Объем программы и режим работы :

Срок реализации программы : общая продолжительность образовательного процесса, количество учебных часов

Год обучения Количество человек Возраст Режим занятий

2022-2023 год обучения не менее10 человек 4-5 лет 20 минут в неделю;

итого в год 10час. 40 мин.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером не более 30 мин.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– очная

групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы –18 человек)

Режим занятий:

на 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут

Планируемые результаты реализации программы результаты освоения ДООП

«Сундучок сказок»

результате 1 года обучения обучающийся будет

Знать:

Детских писателей, их произведения.

Литературные жанры (сказки, виды сказок. Народный фольклор- потешки)

5

Уметь:

Слушать и воспринимать литературное произведение.

Рассказывать сказки, пересказывать сказки.

Участвовать в инсценировке произведений.

Правильно и по возможности четко произносить слова, с нужной интонацией.

Пользоваться основами сказочного языка.

В результате прохождения программного материала кружка у детей формируются основные духовно-нравственные качества

повышается интерес к сказке, формируется позиция активного читателя

уважительное отношение к книге

развивается память, внимание,

основные познавательные и речевые умения дошкольников.

Результативность изучения программы «Сундучок сказок» определяется:

Педагогическое тестирование конкурсы, викторины, инсценировка и показ спектакля по сказкам.

Предполагаемые результаты:

Получат знания о народных и литературных сказках.

Будут уметь слушать и воспринимать литературное произведение.

Рассказывать сказки, пересказывать сказки.

Участвовать в инсценировке произведений.

Правильно и по возможности четко произносить слова, с нужной интонацией.

Пользоваться основами сказочного языка

6

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

1 год обучения

№ п/п Дата Наименование разделов и тем Кол – во часов Формы контроля

Октябрь.

3 1 неделя Прослушивание сказки «Пузырь соломинка и лапоть» с показом сказки

Рассматривание иллюстраций,

Словарная работа. П /игра «Пузырь» 20 мин. Беседа по прочитанному

Д/игра

«Закончи фразу»

4 2 неделя Инсценировка сказки

«Пузырь, соломинка и лапоть»

20 мин. Инсценировка сказки.

Д/игра

«Запомни и повтори»

5 3 неделя Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»

Словарная работа по сказке.

Рассматривание иллюстраций. 20 мин Беседа по прочитанному.

Д/игра «Где кувшин»

6 4 неделя Рассказываем и показываем сказку

«Кувшин и лиса» 20 мин Пересказ, с показом сказки.

Д/игра «Узнай по звуку»

П/игра «Сноп, колос»

Ноябрь.

7 1 неделя Прослушивание сказки «Мужик и медведь»

Рассматривание иллюстраций 20 мин Беседа по прочитанному

8 2 неделя Рассказываем сказку «Мужик и медведь» Д/игра «Вершки и корешки» П/игра «Съедобное – несъедобное» 20 мин. Совместный пересказ.

9 3 неделя Показываем сказку «Мужик и медведь»

Психогимнастика. 20 мин Инсценировка сказки

10 4 неделя Чтение и заучивание потешек 20 мин Опрос

Декабрь.

11 1 неделя Прослушиваем сказку «Заюшкина избушка»

Словарная работа. 20 мин. Опрос

12 2 неделя Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Загадывание загадок

П/ игра «Зайка серенький сидит» 20 мин. Совместный пересказ.

Д/игра «Изобрази героя сказки»

13 3 неделя Перчаточный театр по сказке

«Заюшкина избушка» 20 мин Инсценировка сказки

«Заюшкина избушка»

14 4 неделя Прослушиваем сказку «Заяц – хваста»

П/игра «Будь внимателен» Загадки. 20 мин. Опрос.

Д/ игра

«Подумай и ответь»

Январь.

15 2 неделя Рассказываем сказку «Заяц –хваста»

Д/игра «Скажи наоборот» 20 мин Совместный пересказ.

16 3 неделя Показываем сказку «Заяц – хваста»

Артикуляционная гимнастика. 20 мин. Инсценировка сказки.

17 4 неделя Чтение и заучивание потешек.

Словарная работа. 20 мин. Опрос.

Февраль.

18 1 неделя Прослушиваем сказку «Смоляной бычок» Словарная работа.

П/игра «Коровы и волк»

20 мин. Опрос.

Д/игра «Подумай и ответь»

19 2 неделя Рассказываем сказку «Смоляной бычок»

П/игра «Будь внимателен» 20 мин Совместный пересказ.

20 3 неделя Показываем сказку «Смоляной бычок»

Артикуляционная гимнастика. 20 мин. Инсценировка сказки.

21 4 неделя Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Д/ игра «Отгадай сказку

Д/ игра «Отгадай сказку» 20 мин.. Викторина

Ряжение.

Март.

22 1 неделя Знакомство с творчеством

К. И Чуковского. 20 мин. Беседа,

Рассматривание иллюстраций

23 2 неделя Чтение сказки «Телефон»

Словарная работа. 20 мин. Рассматривание иллюстраций.

Опрос по прочитанному

24 3 неделя Чтение сказки «Тараканище»

Словарная работа 20 мин. Рассматривание иллюстраций.

Опрос по прочитанному

25 4 неделя Чтение сказки «Айболит»

Упражнение (эмоции)

Словарная работа. 20 мин. Рассматривание иллюстраций.

Опрос по прочитанному

Апрель.

26 1 неделя Чтение сказки «Мойдодыр»

Словарная работа.

Заучивание отрывка. из сказки.

20 мин. Опрос по прочитанному.

Д/ игра «Подумай и ответь»

27 2 неделя Чтение сказки «Федорино горе»

Словарная работа

Заучивание отрывка из сказки. 20 мин.. Опрос по прочитанному.

Д/ игра «Подумай и ответь»

28 3 неделя Чтение сказки «Путаница»

Словарная работа

Инсценировка отрывка из сказки 20 мин. Опрос. Игровое упражнение «Кто как кричит»

29 4 неделя Д. /и «Угадай героя сказки по картинке». 20 мин. Викторина

Май

30 1 неделя Прослушиваем сказку «Муха – Цокотуха»

Словарная работа. 20 мин. Опрос

Д/ игра «Подумай и ответь»

31 2 неделя Заучиваем сказку по ролям

Игровое упражнение «Изобрази героя сказки» 20 мин. Опрос

32 3 неделя Инсценировка сказки 20 мин. Опрос

33 4 неделя Фото репортаж по страницам наших сказок

Спектакль по сказке «Муха –Цокотуха» 20 мин. Оформление фотовыставки.

Показ спектакля.

Итого 11 ч.

– промежуточный контроль (формы контрольных занятий в течение учебного года);

– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).

Критерии оценки учебных результатов программы : …

Способы фиксации учебных результатов программы : …

Методы выявления результатов воспитания: …

Методы выявления результатов развития: …

Формы подведения итогов реализации программы : … (формы публичной презентации образовательных результатов программы).

10

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, включая материалы доступные в МЭШ.

При проведении занятий используются:

вербальные методы обучения: Чтение, объяснения, беседы;

наглядные методы обучения: наглядные пособия, интерактивные учебные пособия, видеоматериалы;

Материально-техническое обеспечение программы

Требования к помещению (ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса кружка «Сундучок сказок»

Требования к мебели: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14

Требования к оборудованию учебного процесса: СанПиН 2.4.4.3172-14

Требования к оснащению учебного процесса: СанПиН 2.4.4.3172-14

11

Список литературы

1. «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова- М. : Мозаика синтез, 2008 г;

2. «Материал к занятиям по развитию речи» Т. И. Подрезова

М. : Айрис-пресс, 2007 г;

3. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет»

О. А. Новиковская Санкт – Петербург: «Паритет»,2010г.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Сундучок сказок» по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы
Опубликовано: 20 января 2023 в 16:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД