Лучший педагог года

Программа кружка «Тестопластика» для средней группы

Ирина Кирикова
Программа кружка «Тестопластика» для средней группы

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Тестопластика» в средней группе ДОУ № 127

Разработчик: воспитатель высшей категории Кирикова Ирина Юрьевна

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Публикация «Программа кружка „Тестопластика“ для средней группы» размещена в разделах

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Волкова Н. А

В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Деятельность тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами и т. д.). Тестопластика - как деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.

Занятия в мастерской тестопластики даст уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Образовательные:

- овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;

- обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства

– лепка из теста;

- формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

- овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;

- развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;

- воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.

1.3. Принципы построения программы

В основу программы положены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

1.4. Особенности организации образовательного процесса

Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 4-5 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.

1.4.1. Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:

- постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;

- процессами психического развития ребёнка;

- объёмом материалов;

- групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.

1.4.2. Организация учебного процесса

Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 20 минут.

1.4.3. Методические приемы:

- показ технологических приемов;

- рассматривание игрушек, скульптуры и т. д. ;

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д. ;

- игровые приемы (приход героя и др.);

- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).

1.4.4. Форма работы:

Совместная деятельность с педагогом.

1.4.5. Принципы построения работы

- от простого к сложному,

- связь знаний, умений с жизнью, с практикой,

- доступность,

- системность знаний,

- воспитывающая и развивающая направленность,

- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков,

- активность и самостоятельность,

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

1.5. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-5 лет.

Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольников «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.5.1. Возрастные особенности детей

(Средняя группа – 4-5 лет).

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

1.6. Пути реализации программы

В работе с детьми:

- внедрение новых форм и методов в организацию занятий;

- организация индивидуальной работы с детьми вне занятий;

- создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий;

В работе со взрослыми:

- осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы;

- создание предметно – развивающей и пространственной среды;

- проведение бесед – консультаций с родителями;

- привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду.

В работе педагогов:

- расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов;

- обзор новой методической литературы;

- накопление материалов – образцов для использования на занятиях.

Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:

- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»;

- занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;

- подобраны все необходимые материалы и пособия;

- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки;

- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.

1.7. Этапы реализации программы

Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:

1. Подготовительный:

- знакомить со свойствами теста, способом его приготовления;

- освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;

- освоить приёмы вдавливания;

- освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;

- освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста;

- научиться работать на ограниченном пространстве.

2. Основной:

- научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый);

- научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой;

- научиться соединять части теста с помощью воды и кисти;

- научиться раскрашивать работу гуашью;

- научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы;

- научиться участвовать в выполнении коллективной работы.

- научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию;

- научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

3. Итоговый:

- самостоятельно решать творческие задачи;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Влияние занятий декоративной лепкой (тестопластикой) на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

- расширение кругозора;

- развитие мелкой моторики;

- создание целостного образа;

- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

- развитие игры с правилами;

- расширение словарного запаса;

- развитие умение взаимодействовать, делового и общения; - развитие познавательных процессов;

- позитивное влияние на психологическое и физическое здоровье.

1.8. Планируемые результаты

Дошкольники к концу учебного года должны знать:

1. Историю возникновения лепки из солёного теста;

2. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;

3. Приёмы работы с соленым тестом;

4. Способы сушки готовых изделий;

5. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;

6. Правила техники безопасности;

7. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.

8. Историю возникновения многих вещей, разные народные промыслы, их историю, традиции и обычаи русского народа.

А так же у детей:

9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.

11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формировании и активизации словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Условия реализации программы

Занятия по программе кружка «Волшебный комочек» проводятся в группе, во второй половине дня.

Материально- техническое оборудование:

- мука пшеничная, ржаная, соль;

- пищевые красители.

- дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…

- бросовый материал;

- природный материал;

- материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер…

- клеёнки, досточки для лепки;

- картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;

- стеки разной формы, тычки;

- формы для выдавливания;

- салфетки для рук;

- стаканчики для воды;

- цветная гуашь;

- кисточки разной толщины;

- муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

Основные приемы лепки

Разминание

- надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста

Отщипывание

- отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

Шлепанье

- энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. Сплющивание

- сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Разминание

В руки я комок возьму,

Хорошо его помну,

Чтоб он теплым, мягким стал,

Но к рукам не прилипал.

Скатывание

На него я посмотрю,

Что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю,

С ним немножко поиграю.

Раскатывание

Шарик в руки я возьму

И раскатывать начну –

Вот и столбик получился,

Столбик в жгутик превратился…

Скручивание

Жгутик я в спираль скручу

И ракушку получу.

Сплющивание

Чтобы с ней случилось что-то, Сплющить мне ее охота.

Ну и что же получилось?

Она в блинчик превратилась.

Прищипывание

Блинчик в трубочку сверну

И прищипывать начну.

Вдавливание

Можно снова шар скатать,

Чтобы пальцем протыкать.

Вытягивание

Я кусочек прищипну,

И вытягивать начну.

Хвостик длинный получился,

Шарик в репку превратился

Основные правила лепки

1. Перед лепкой подготовьте рабочее место и разомните пластичный материал, чтобы он стал эластичным, «послушным».

2. Изготовление поделки начните с лепки ее основной части, самой крупной, затем лепите менее крупные и соедините их между собой. Самые мелкие элементы можно лепить по мере оформления игрушки (глаза, нос, рот и другие).

3. Для присоединения мелких элементов воспользуйтесь стекой, в этом случае соединение будет аккуратнее и прочнее (например: на голове делать углубления, вставить в них глаза, уши и т. п. детали, затем прижимать пальцами или стекой).

4. При конструировании игрушки из отдельных крупных элементов надо плотно прижимать их и замазывать место скрепления, чтобы игрушка была прочной.

5. По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть руки с мылом и тщательно вытереть их полотенцем.

2.2 Формы отчётности образовательных результатов

При посещении кружка «Волшебный комочек» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педсовете предоставляется аналитическая справка о проделанной работе по кружку.

2.3 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Открытое занятие для родителей в конце учебного года.

Изготовление подарков к праздникам (по русскому народному календарю и государственным)

Выставки детских работ в группе, для родителей. (2- е полугодие)

Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.

Фотовыставка работы кружка и поделок «Мукосолька» - конец года.

2.4 Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста.

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

- ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

- умеет самостоятельно достигать цель;

- проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

- ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

- недостаточная самостоятельность;

- замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

- ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;

- отсутствует самостоятельность, интерес;

- замысел не реализован, работа не доведена до конца.

Список литературы

1. Гильмутдинова, О. А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - 74с.

2. Жадько, Е., Давыдова, Л. Поделки и аксессуары из соленого теста. - Ростов - на -Дону: «Феникс», 2006 г. - 217с.

3. Зимина, Н. В. «Шедевры из соленого теста». - ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010 г.

4. Кискальт, И. Соленое тесто. - М. : «Аст -пресс», 2002 - 142с.

5. Комарова, Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.

6. Корчинова, О. В. Детское прикладное творчество. - Ростов - на- Дону: «Феникс», 2005 – 316 с.

7. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли. - ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г.

8. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. «Вкусная лепка для детей» - Издательский дом «Цветной мир»: Москва, 2014 г.

9. Рубцова, Е. В. Фантазии из соленого теста. - 2010 г.

10. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. :«Просвещение», 1982 – 2005 с.

11. Синеглазова, М. О. «Удивительное соленое тесто». - Москва, Издательский дом МСП – 2007 г.

12. Скребцова, Т. О., Данильченко, Л. А. Лепим поделки и сувениры. - Ростов – на – Дону:«Феникс», 2009 - 250 с.

13. Фирсова, А. В. Чудеса из соленого теста. - М. : Айрис-пресс, 2008. -32 с.

14. «Фигурки из соленого теста». - Москва «АСТ ПРЕСС книга», 2010 г. /серия мастер – класс на дому.

15. Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. -2008 г.

16. Хананова, И. Н. «Соленое тесто» - М., «Аст-пресс», 2006 г. – 104с.

17. Хоменко, В. А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007 г.

18. Хоменко, В. А. Лучшее поделки. Шаг за шагом. - Харьков, 2009 г.

19. Чаянова, Г. Н. Соленое тесто. - М., 2012 г.

Интернет-ресурсы:

1. https://infourok.ru

2. www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnoe-tesо dlja-detei-2-mladshei-grupy.html

3. www.detsadclub.ru

4. doshkolnik.ru/solenoe-testo.html

Публикации по теме:

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Программа кружка по футболу для учащихся средней школы МКОУ СОШ № 16 Утверждаю: Директор школы ___ Л. А. Концевая Руководитель Денибеков Ахмед Алиевич 2018 год.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Тестопластика» для средней группы
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 04:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД