Папки-передвижки

Программа опытно-экспериментальной деятельности «Любознайка»

Евгения Андреевна Лавникова
Программа опытно-экспериментальной деятельности «Любознайка»

Дополнительная образовательная программа

по опытно-экспериментальной деятельности

кружка «Любознайка».

Возрастная категория детей: 4 – 5 лет

Руководитель: Лавникова Е. А., воспитатель

Пояснительная записка

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?». Ребенок стремиться познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитее речи.

Публикация «Программа опытно-экспериментальной деятельности „Любознайка“» размещена в разделах

Познавательное развитие дошкольников 4 – 5 лет становиться более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно. Дошкольникам средней группы можно давать 2 – 3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать отдельные формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки-схемы.

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4 – 5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опята детей; установление связей и взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями, приводящее к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.

Цели познавательно-исследовательской деятельности:

1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.

2. Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

3. Поддерживать стремление к самостоятельному писку проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

1. Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке, длительность – 15 – 20 мин.

2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельной действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.

3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; учить формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.

Для поддержания интереса к экспериментированию образовательную деятельность рекомендуется объединить общей историей: на вводном занятии педагог предлагает детям почувствовать себя сыщиками, которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. «Сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой. Исследования осуществляются при помощи увеличительного стекла – лупы, которая выдается каждому ребенку в начале эксперимента.

Рекомендации по использованию технологических карт

В таблицах приведены этапы экспериментальной деятельности, работа педагога по каждому этапу и предлагаемая результативность этапов (чего должны достичь педагог и дошкольники по завершении каждого этапа). Обратная сторона карты представляет собой лист педагогического участия (каждый педагог заполняет самостоятельно, разделенный на три колонки. В первой учитель указывает, какие дополнительные виды деятельности были включены в ход эксперимента, во второй отмечается достигнутый результат (что удалось получить в ходе эксперимента, реализовалась ли поставленная цель, как дошкольники усвоили изученный материал). В третьей колонке педагог указывает, в каких видах деятельности был закреплен пройденный материал – игровой, продуктивной, самостоятельной.

В зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников группы педагог может упростить или усложнить предлагаемый материал.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

А также:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани" "Бумага", "Пуговицы"

- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Материалы для организации экспериментирования (средний дошкольный возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Календарно – тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности на 2019 – 2020 год

Сентябрь

1. История воды и воздуха

Тема: Что растворяется в воде?

Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий

2. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Рыхлая и твердая почва.

Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования, развивать интерес к практическим действия

3. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Пройдем по ужам?

Цели: познакомить со свойством резины – непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия

4. Четыре сезона (природные явления) Тема: Листопад

Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья, умение обобщать полученные знания; формулируя выводы; развивать познавательный интерес

5. Тайны живой природы: (мир растений и животных) Тема: Листочки к солнышку

Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья, умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес

6. Что мы знаем о себе (организм человека) Тема: Что может нос?

Цели: развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности, умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы

Октябрь

1. История воды и воздуха Тема: Испарение (1 часть)

Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий развивать познавательный интерес

2. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Почему осенью бывает грязно?

Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение)

3. История воды и воздуха Тема: Испарение (2 часть)

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

4. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Магнитная задачка

Цели: познакомить с магнитом, его саойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способом исследования различных объектов; азвивать интерес к исследованиям

5. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего растениям плоды?

Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослым практическим, познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Ноябрь

1. История воды и воздуха Тема: Чем пахнет вода?

Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослым действиям экспериментального характера

2. Что на поверхности? Тема: Превращения песка и глины

Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водонепроницаемость песка и водопроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

3. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Картон

Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

4. Четыре сезона (природные явления) Тема: Спокойной ночи, солнышко!

Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

5. Тайны живой природы Тема: Почему животным тепло зимой?

Цели: познакомить с особенностям приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

Декабрь

1. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Стекло

Цели: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

2. История воды и воздуха Тема: Гололедица

Цели: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое – твердое); учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы, формировать выводы в ходе совершения практических действий

3. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Как служит корень?

Цель: формировать у детей понятие и значении корня для роста и развития растения; закрепление умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

4. Четыре сезона (сезонные изменения) Тема: Свет повсюду

Цели: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные – изготовлены людьми (лампа, фонарик, свеча)

5. Что на поверхности? Тема: Каждому камешку свой домик

Цели: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностей поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Январь

1. История воды и воздуха Тема: Какой бывает вода?

Цели: закрепление знаний детей о свойствах воды, формирование понятия «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная», «фильтрация»; обучение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность

2. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Свет и тень

Цели: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

3. История воды и воздуха Тема: Замершая вода

Цели: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды

4. История воды и воздуха Тема: Тающий лед

Цели: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также приимает форму емкости, в которой находиться.

5. Предметы с секретом Тема: Разноцветные шарики

Цели: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Февраль

1. Предметы с секретом Тема: Какие разные игрушки

Цели: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении; закрепление умения самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

2. Предметы с секретом Тема: Таинственные картинки

Цели: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

3. Предметы с секретом Тема: Все увидим, все узнаем

Цели: познакомить с прибором – помощником – лупой и ее назначением

4. Что на поверхности Тема: Песочная страна

Цели: выделять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка на песке

5. История воды и воздухи Тема: Где вода?

Цели: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость

Март

1. История воды и воздуха Тема: Водяная мельница

Цели: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

2. История воды и воздуха Тема: Звенящая вода

Цели: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук

3. Что на поверхности? Тема: Угадай-ка

Цели: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала

4. Предметы с секретом Тема: Ловись, рыбка, и мала, и велика

Цели: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы

Апрель

1. Предметы с секретом Тема: Фокусы с магнитом

Цели: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом

2. Предметы с секретом Тема: Солнечные зайчики

Цели: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

3. История воды и воздуха Тема: Что растворяется в воде?

Цели: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Предметы с секретом Тема: Что отражается в зеркале?

Цели: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать

Май

1. Что на поверхности? Тема: Волшебное сито

Цели: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

2. Предметы с секретом Тема: Цветной песок

Цели: познакомить детей со способом получения цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой

3. Что на поверхности? Тема: Игры с песком

Цели: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения

4. История воды и воздуха Тема: Фонтанчики

Цели: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Автор публикации:
Программа опытно-экспериментальной деятельности «Любознайка»
Опубликовано: 13 марта 2021 в 22:21
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД