МААМ-картинки

Программа профориентационной работы «Выбери свое будущее» на учебный год

Федосеева Светлана
Программа профориентационной работы «Выбери свое будущее» на учебный год

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, сказывается на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне - специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Публикация «Программа профориентационной работы „Выбери свое будущее“ на учебный год» размещена в разделах

Подготовка подрастающего поколении к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.

Программа по профориентации «Первые шаги» определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных решение основных задач в области самоопределения обучающихся.

В школе обучаются дети с ОВЗ. Программа предусматривает работу с детьми этой категории. Она заключается в выявлении их профессиональных интересов, в определении будущей сферы их деятельности, знакомства с перечнем профессий, отвечающих интересам, склонностям, возможностям и состоянию здоровья каждого из них. Профоринтационная работа заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.

Цель Программы :

Помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

Задачи Программы :

1. Создание системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность;

2. Осознание своих желаний и возможностей;

3. Исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

4. Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

5. Знакомство с особенностями современного рынка труда;

помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

6. Помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;

7. Создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

8. Формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

Принципы в выборе профессии, заложенные в Программу :

«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессииинтересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессиихарактеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.»

Виды деятельности:

1. Просвещение через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения представлений обучающихся о рынке труда;

2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;

3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ;

4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройства молодежи.

Профессиональное просвещение

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление

психолого-педагогических характеристик учащихся. Формы работы могут быть следующие: профориентационные уроки; уроки «Профмастерства», онлайн уроки «ПроеКТОрия», профессиональные пробы, уроки профессионального мастерства в рамках Фестиваля проекта «Билет в будущее»; экскурсии; классный час по профориентации; встречи со специалистами; родительские собрания по профориентационной тематике и т. д.

Участники реализации Программы

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь,, педагог-организатор.

Ответственные за механизм реализации Программы

Руководство за реализацией Программы осуществляет методический совет школы.

Ответственный координатор: заместитель директора по УВР

Ответственный за ресурсное обеспечение: директор школы.

Ответственный за методическое обеспечение: заместитель директора по УВР и ВР.

Ответственный за социально-психологическое сопровождение: педагог-психолог.

Ответственный за информационное обеспечение: заместитель директора по УВР.

Контроль за выполнением Программы

1. Включение в план ВШК и мониторингов вопросов организации и отслеживания результатов работы по профориентации и профдиагностики;

2. Отчёты по реализации Программы на педагогических советах, совещаниях при директоре.

Раздел II. Сроки, этапы и предполагаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы «Выбери свое будущее»рассчитана на 5 лет – 2020-2025 годы.

Специфика содержания:

Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, прфессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Участники программы :

• Учащиеся 1 -11 классов

• Учителя – предметники

• Классные руководители

• Социальный педагог

• Педагог-психолог

• Родители (законные представители)

Ожидаемые результаты:

• Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требовании к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся;Повышение мотивации обучающихся к труду;

• Возможность оказания адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;

• Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Раздел III. Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе :

1 - 4 классы:

-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы:

-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики : технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы:

-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Формы работы определяются с возрастными и индивидуальными особенностями:

Этап Возрастные особенности Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы Повышенная чувствительность к внешним взаимодействиям.

Ведущая деятельность – учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Тематические классные часы:

Мастерим мы – мастерят родители (1 класс)

Профессии моего села (2 класс)

Трудовая родословная моей семьи (3 класс)

Известные люди нашего села, города Барабинска (4 класс)

Беседа:

«Кто работает в нашей школе, «Как правильно организовать свое рабочее место(практическая минутка,

«Твои трудовые обязанности в школе и дома», «Мое любимое занятие в свободное время»,

Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. Методика «Кем быть»(Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись)

Профпросвещение :

- встреча детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

-показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок.

- сочинение на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме

Поисково-зондирующий

5-7 классы Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН. Тематические классные часы:

- Мир профессий (5 класс)

- Всякий труд надо уважать (6 класс)

- Я и моя будущая профессия (7 класс)

Встречи с интересными людьми (профессионалами)

Ролевые игры.

Экскурсии.

Творческие конкурсы.

Практическая, трудовая, общественно-значимая работа.

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы Формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

Период уточнения социально-профессионального статуса. Тематические классные часы:

1. Дороги, которые мы выбираем.

2. Профессиональное самоопределение.

3. Форма успеха – труд по призванию.

4. Проблемы профессионального самоопределения учащихся.

5. Информация о профессиях, народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства.

Знакомство с правилами выбора профессии.

Формирование умение адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Период уточнения социально-профессионального статуса.

10-11 классы Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения. Для юношей актуальна служба в армии. Тематические классные часы:

Дороги, которые мы выбираем.

Профессиональное самоопределение.

Встречи с бывшими выпускниками-медалистами школы:

Дороги, которые мы выбрали.

День допризывника.

Встреча с военными.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т. д.)

Раздел IV. Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»

№ п/п Содержание сроки ответственный

1. Информационно-аналитическая деятельность

1. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9-11 классов Сентябрь Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

2. Проведение социологического опроса выпускников школы, с целью выявления профессиональных намерений и их реализации 2 раза в год сентябрь март Социальный педагог,

педагог-психолог

3. Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии. В течение уч. года Кл. руководители

4. Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями Март-апрель Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Кл. руководители

5. Проведение социологического опроса профессиональных предпочтений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с целью дальнейшего определения сентябрь Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Кл. руководители

педагог-психолог

2. Организационно-методическая работа

1. Подготовка плана работы по профориентации на учебный год. май Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

2. Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями (внешкольные учреждения, профессиональные учебные заведения) май Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

3. Обновление информационного стенда, раздела «Профориентация» на сайте ОУ: профессиограммы (описание профессий);

Справочники об учебных заведениях (ПТУ, ВУЗы);

Методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников. В течение года Социальный педагог

4. Использование ИКТ технологий в организации профориентационной работы в школе (онлайн тестирование, удаленное консультирование, порталы профориентации)

5. Взаимодействие с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования и иными образовательными учреждениями (ГКУ НСО ЦЗН Барабинского района, Военный комиссариат г. Барабинск, Барабинского и Здвинского района НСО, Управление Роспотребнодзора по НСО в Барабинском районе и д. р. : дни открытых дверей, мастер-классы, Ярмарки вакансий уч. мест. В течение года согласно плану УО Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

3. Работа с педагогическими кадрами

1. Семинар для педагогов «Организация профориентации с учащимися - важнейшее условие успешной социализации ученика» Октябрь Администрация школы

2. Открытые классные часы для родителей профориентационной тематики В течение года Классные часы

3. Семинар: «Распространение опыта профориентационной работы с обучающимися по АООП для учащихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями) В течение года Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

4. Функционирование раздела «Профориентация» на сайте школы В течение года Социальный педагог

Администратор сайта

5. Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с целью дальнейшего определения. В течение года Социальный педагог

Классные руководители

6. Распространение опыта профориентационной работы с обучающимися, обучающимися по АООП для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В течение года Заместитель директора по УВР Социальный педагог

Классные руководители

7. Формирование и пополнение банка тематическими профориентационными фильмами, видеоматериалами, презентациями, буклетными изданиями. В течение года Социальный педагог

Классные руководители

8. Информационное обеспечение выпускников, их родителей (законных представителей) и курирование деятельности по вопросу целевого обучения. В течение года Социальный педагог

Классные руководители

9. Мониторинг поступления выпускников 9 и 11 классов в учреждения педагогического образования по направлениям подготовки с целью планирования профицита или дефицита педагогических кадров в Барабинском районе Ежегодно, октябрь Социальный педагог

Классные руководители

4. Работа с родителями

1. Проведение родительских собраний профориентационной тематики. 1 раз в год Социальный педагог

Классные руководители

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации Постоянно Классные руководители

3. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) Постоянно Классные руководители

4. Организация для родителей встреч со специалистами (представителями учебных заведений) 1 раз в год Администрация ОУ

5. Работа с учащимися

1. Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики В течение года Педагог-психолог

Классные руководители

2. Профориентация учащихся на уроках В течение года Учителя предметники

3. Профоринтационная работа с учащимися ОВЗ : В течение года Педагог-психолог

Классные руководители

4. Участие в сетевом проекте по развитию системы профориентации «Zасобой» В течение года Социальный педагог

5. Участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых интерактивной цифровой платформой «ПроеКТОриЯ» для профориентации обучающихся В течение года Социальный педагог

Классные руководители

6. Участие в мероприятиях, связанных с популяризацией IT-профессий В течение года Социальный педагог

Классные руководители

7. В соответствии с паспортом регионального проекта «Успех каждого ребенка» участие в проекте по ранней профориентационной работе среди учащихся 6-11 классов ОО «Билет в будущее» В течение года Социальный педагог

Классные руководители

8. Профессиональные пробы, уроки профессионального мастерства в рамках Фестиваля проекта «Билет в будущее» В течение года Социальный педагог

Классные руководители

9. Участие в проекте президентской платформы «Россия – страна возможностей» участие обучающихся во всероссийском конкурсе «Большая перемена» В течение года Социальный педагог

Классные руководители

10. В целях популяризации профессии «Педагог» участие в общешкольной акции «Стань учителем на 1 день», посвященной Дню учителя Ежегодно, октябрь Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Кл. руководители

Активисты РДШ

11. Конкурс презентаций «Я – будущий педагог» Ежегодно, ноябрь-январь Классные руководители,

Социальный педагог

12. Вовлечение в общественную полезную деятельность обучающихся «группы риска», проведения адресной профориентационной работы с обучающимися «группы риска» В течение года Классные руководители,

Социальный педагог

13. Сотрудничество с предприятиями Барабинского района в рамках профориентационных экскурсий и просветительских мероприятий. В течение года Социальный педагог

Классные руководители

14. Трудоустройство обучающихся в свободное от учебы время Апрель-август Заместитель директора по ВР

15. Работа старшеклассников вожатыми в лагере при школе Летний период Начальник лагеря

Публикации по теме:

Анализ работы библиотеки за 2014–2015 учебный год В 2014-2015 учебном году работа школьной библиотеки была направлена на достижение следующих задач: 1. Работа по привитию навыков культуры.

Конкурсные работы ко Дню Победы в рамках в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть IIIКонкурсные работы ко Дню Победы в рамках в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть III 9 мая – это важное событие для огромной многонациональной России. Великий День Победы, в честь окончания войны в 1945 году. В память о героических.

Мастер-класс по созданию коллективной работы «Мы — твое будущее, Россия!»Мастер-класс по созданию коллективной работы «Мы — твое будущее, Россия!» Знают люди все на свете, Что богатство наше – дети. Дети… Родные доченьки и сыночки…Вы – наше будущее! И будущее всей нашей страны! Вы.

Отчёт работы подготовительной группы за 2017–18 учебный год Шапошникова Татьяна Валерьевна воспитатель высшей категории Тема по самообразованию: «Эмоционально- личностное развитие детей дошкольного.

План мероприятий профориентационной деятельности в ДОУ План мероприятий профориентационной деятельности в МБДОУ «Детский сад №.» на 2020-2021 учебный год Цель: Выстраивание целенаправленной,.

План работы с родителями на 2018–2019 учебный год План работы с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы на 2018-2019 учебный год. Сентябрь: Родительское.

Программа по патриотическому воспитанию «Каменск-Уральский: из прошлого в будущее» Программа «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» Проблема нравственно-патриотического воспитания детей - сегодня одна из актуальных.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профориентационной работы «Выбери свое будущее» на учебный год
Опубликовано: 3 марта 2022 в 18:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД