Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Елена Емельянова
Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Программа внеурочной деятельности "Тренируем пальчики - развиваем речь""

1 класс

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

В соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики – развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики – развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Программа рассчитана для учащихся 1 класса на 4 часа в неделю,. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия – 30 минут.

Срок реализации программы 1 год.

Программаопирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся, увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.

Основные задачи:

Развивать речевую активность, фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.

Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.

Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).

Развивать мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

Новизна программы: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Предполагаемая результативность курса:

Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

понимать смысл инструкции учителя;

осуществлять взаимный контроль;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

устанавливать причинно-следственные связи;

выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

искать, анализировать информацию;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;

обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающийся получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;

под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания;

контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности;

принимать другое мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

знать основные артикуляционные упражнения;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

делать звуковой разбор слова;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

точно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Содержание курса внеурочной деятельности

В данной программеиспользуются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика., Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики.

Содержание Формы организации и видов деятельности

Предлагаемая система внеурочной деятельностивключает в себя следующие упражнения:

«Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения».

«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (необходимого для выработки красивого почерка).

«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.

«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изображение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.

«Раскрась только.» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.

«Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».

«Назови четвёртое слово».

«Назови все звуки в слове по порядку».

Сделай «Звуковой разбор слова».

Подбери «Однокоренные слова».

Для развитиямоторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты). Форма занятий - групповая.Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу).

Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.

Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.

Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятий Кол-во часов Форма контроля

1 Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка». 1 Входной

2 Грибы. Дыхательная гимнастика. 1 Текущий

3 Овощи. Дыхательная гимнастика. 1 Текущий

4 Фрукты. Самомассаж пальцев. 1 Текущий

5 Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев. 1 Текущий

6 Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки». 1 Текущий

7 Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают». 1 Текущий

8 Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки». 1 Текущий

9 Перелетные птицы. Самомассаж прищепками. 1 Текущий

10 Зимующие птицы. Упражнение «Тесто». 1 Текущий

11 Домашние животные. Упражнение «Клювы». 1 Текущий

12 Домашние птицы. Игры с мячом. 1 Текущий

13 Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом. 1 Текущий

14 Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом. 1 Текущий

15 Части тела. Игры с мячом. 1 Текущий

16 Транспорт. Упражнение «Фокусник». 1 Текущий

17 Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик». 1 Текущий

18 Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

19 Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

20 Времена года. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

21 Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

22 Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками. 1 Текущий

23 Весна в природе. Игры с гласными звуками. 1 Текущий

24 Труд людей весной. Игры с гласными звуками. 1 Текущий

25 Космос. Изотонические упражнения. 1 Текущий

26 Насекомые и пауки. Изотонические упражнения. 1 Текущий

27 Посуда. Продукты. Изотонические упражнения 1 Текущий

28 Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры». 1 Текущий

29 Город. Игра «Веселые фигуры». 1 Текущий

30 Игры с Веселым Лесовичком. 1 Текущий

31 Игры с Веселым Лесовичком. 1 Текущий

32 Подведем итоги. 1 Итоговый

Список литературы

1. Абрамова Л. П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

2. Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

3. Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

4. Бардышева Т. Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз. 1999.

5. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. – СПб.: ИД «Литера», 2008.

6. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: ИД «Литера», 2009.

8. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: ИД «Литера», 2009.

9. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб.: ИД «Литера», 2009.

10. Разенкова Ю. А., Одинокова Г. Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004.

11. «Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т. В. –Ярославль: Академия развития, 2002.

12. Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с. 22 – 28.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Библиотека изображений:
  • Дидактические игры для детей
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»
Опубликовано: 18 октября 2021 в 08:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 декабря. 100 дней с начала учебного года

Отмечаем оригинальный юбилей, бывающий лишь один раз в году: прошло 100 дней с Дня знаний, с начала очередного учебного года. Почему бы не воспользоваться такой круглой датой и не закрепить с ребятами...

8 декабря. Международный день художника

Сегодня живописцы всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Этот день празднуют не только художники, но и все, кто любит рисовать или считает себя ценителем изобразительного искусства.


Горячие темочки