МААМ-картинки

Простые речевые упражнения для развития связной речи

Аргунова Евдокия Егоровна
Простые речевые упражнения для развития связной речи

Простые речевые упражнения для развития связной речи

Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Какой?

Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Публикация «Простые речевые упражнения для развития связной речи» размещена в разделах

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? - большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? - белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т. д.

Что могут делать?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? - лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры: Попросите ребё нка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето - зима, твердый - мягкий, нашёл - потерял.

Слова-товарищи

Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например, Холодный - ледяной, морозный, студёный. Умный - мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один - много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: «Мы волшебники немного: был один, а станет много».

Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Пример:

стол - столы кусок - куски

стул - стулья день - дни

гора - горы прыжок - прыжки

лист - листья двор - дворы

дом - дома перо - перья

крыло - крылья глаз - глаза

сон - сны гусёнок - гусята

пальто - пальто лоб - лбы

тигрёнок - тигрята нога - ноги

дыра - дыры носок - носки

Объясни

Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.

Ход игры: Взрослый даёт задание ребё нку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?

Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: Взрослый называет предмет или животное, ребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Пример:

Цыплёнок - яйцом Шкаф - доской

Лошадь - жеребёнком Велосипед - железом

Корова - телёнком Дуб - жёлудем

Рубашка - тканью Дом - кирпичом

Бабочка - гусеницей Сильный - слабым

Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Пример:

Взрослый: овощи

Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Взрослый: Ягоды

Дети: малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

Взрослый: Деревья

Дети: берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Взрослый: Домашние животные

Дети: корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака

Взрослый: Перелётные птицы

Дети: стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль

Взрослый: Зимующие птицы

Дети: голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова

Взрослый: Мебель

Дети: стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа

Взрослый: Посуда

Дети: тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце

Взрослый: Одежда

Дети: пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы

Взрослый: Обувь

Дети: туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Взрослый: Игрушки

Дети: кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Взрослый: Дикие животные

Дети: тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

Взрослый: Фрукты

Дети: яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Взрослый: Инструменты

Дети: пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы

Взрослый: Транспорт

Дети: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети - обобщающие слова.

Взрослый: Огурец, помидор

Дети: Овощи.

Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1.

у тигра – тигрёнок у лисы – лисёнок

у льва – львёнок у лося – лосёнок

у слона – слонёнок у оленя – оленёнок

Группа 2.

у медведя – медвежонок у кролика – крольчонок

у верблюда – верблюжонок у белки – бельчонок

у зайца – зайчонок

Группа 3

у коровы – телёнок у овцы – ягнёнок

у лошади – жеребёнок у курицы – цыплёнок

у свиньи – поросёнок у собаки – щенок

Скажи ласково

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры: Взрослый называет первое слово (например, шар, а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Пример:

стол – столик белка – белочка

ключ – ключик ложка – ложечка

шапка – шапочка картина – картинка

книга – книжечка зеркало – зеркальце

голова – головка свёкла – свёколка

мыло – мыльце коса – косичка

кукла – куколка жук – жучок

вода – водичка дуб – дубок

вишня – вишенка башня – башенка

Что происходит в природе?

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Взрослый: Солнце – что делает?

Дети: Светит, греет

Взрослый: Ручьи – что делают?

Дети: Бегут, журчат

Взрослый: Снег – что делает?

Дети: Темнеет, тает

Взрослый: Птицы – что делают?

Дети: Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни

Хорошо - плохо

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры: Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,

полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Веселые рифмы

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.

Ход игры: Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -, печка, трубы -, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т. д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например,

Я надела сапоги

Принесла вам пироги.

Кто больше?

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.

Ход игры: Один из игроков загадывает любую букву - это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву - 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.

Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.

Цепочка слов

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования

Ход игры: Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т. д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.

В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог - груша - арбуз – слива и т. д.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Простые речевые упражнения для развития связной речи
Опубликовано: 21 мая 2021 в 17:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД