Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта в условиях ДОУ

Юлия Компаниец
Психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта в условиях ДОУ

УДК

: 37

Компаниец Юлия Владимировна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФГБОУ ВО «ТОГУ» г. Хабаровск

studneva1993@mail.ru

Аннотация

В представленной статье описывается программа психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности детей в условиях МБДОУ №15 «Ургалочка» Хабаровского края Верхнебуреинского района рп. Новый Ургал.

Ключевые слова

Нарушения интеллекта, детский сад, досуговая деятельность, мотивация, успех.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта в условиях ДОУ» размещена в разделах

В современное время все чаще стали выявляться интеллектуальные нарушения у детей детского сада. Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности во взаимодействии с окружающими людьми (сверстники, родственники, воспитатели); в социализации и общении им требуется постоянное психолого-педагогическое и коррекционное сопровождение. Воспитанникам с особыми образовательными потребностями свойственно испытывать страх, неадекватность поведения, агрессию; зачастую дети «уходят от общения» даже с родными людьми, интерес к пониманию окружающей действительности отсутствует.

Для преодоления имеющихся трудностей в части психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности воспитанников с нарушениями интеллекта, а также для оказания коррекционной помощи детям и их родителям (законным представителям) на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» Хабаровского края Верхнебуреинского района рп. Ургал нами была разработана и апробирована программа развития, которая отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (далее - ФГОС ДО) [3].

В качестве основной направленности данной программы развития выступает содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности воспитанника детского сада с нарушением интеллекта; становление и проявление его индивидуальности; накоплению опыта участия в части индивидуальной и коллективной досуговой деятельности.

Досуговая деятельность как один из приоритетных элементов в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ включается в его индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, а также в адаптивную образовательную программу (АОП).

В досуговой деятельности в условиях ДОУ реализуются такие направления как «Оригами», «Арт-терапия», «Пескотерапия», «Театральная студия». Данная деятельность объединяет в себе общую физическую подготовку воспитанников и комплекс мероприятий лечебно-оздоровительной направленности (массаж, диетотерапия и др.)

Психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности детей направлено на гармонизацию общего психологического развития, социализацию, формирование чувства «успеха», укрепление общего здоровья воспитанников. Занятия с детьми в рамках досуговой деятельности проводятся специалистами образовательного учреждения (воспитатель, логопед-дефектолог, музыкальный педагог, медицинский работник детского сада). Максимальная продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.

Оценка результативности сопровождения досуговой деятельности осуществляется путем мониторинга показателей, которые обозначены в данной программе как целевые индикаторы [1]. Индивидуальная шкала оценки результатов и успехов ориентирована как на непосредственный результат деятельности, так и на уровень затраченных усилий, старание, степень мотивационной готовности. В результате итоговые показатели достижений детей фиксируются в личных портфолио, после анализа которых ставятся новые цели и задачи в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ; также определяются причины, по которым поставленные ранее цели и задачи не были достигнуты.

В течение года воспитанники участвуют в различных досуговых мероприятиях («Преодолей себя!», «Хочу все знать» и пр.) представляя свои достижения. Это также способствует повышению мотивации детей. Ежегодно, в мае месяце итоги работы по психолого-педагогическому сопровождению досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта представляются на педагогическом совете, в котором участвуют все сотрудники образовательного учреждения.

Определяют занятия в рамках досуговой деятельности сами родители (законные представители, исходя из интересов и потребностей своих детей, учитывая рекомендации педагогов ДОУ. К примеру, такое направление в программе сопровождения досуговой деятельности как «Оригами» выбрано не случайно, так как оно способствует решению таких коррекционно-развивающих задач, как установление контакта со взрослыми и сверстниками через предметно-практическую деятельность, стимулирует психическую активность детей с нарушениями интеллекта, формирует навык начального технического конструирования, развивает мелкую моторику, формирует мотивацию успеха у ребенка и пр.

Направление «Оригами» помогает детям с нарушениями интеллекта познать радость самореализации.

«Арт-терапия» и «Театральная студия» включены в духовно-нравственное и общекультурное направления досуговой деятельности. Решаются следующие задачи: воспитывается доброжелательность, доверие и внимание к окружающим людям, формируется готовность к взаимопомощи и дружбе, развивается чувство прекрасного, появляются начальные впечатления о различных видах искусства [3].

Программа развития, реализуемая на базе детского сада №15 «Ургалочка», подразумевает также и участие родителей воспитанников, которые являются активными участниками всех программных мероприятий. Они совместно с детьми занимаются творчеством, посещают физкультурно-оздоровительные занятия, ходят на прогулки. Данная программа способствует развитию толерантного отношения к детям с нарушениями интеллекта, и к их родителям.

Все участники программы сопровождения психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта, а также родители воспитанников детского сада, позитивно отзываются о процессе обучения и развития. Очень радует и мотивирует на дальнейший труд успешность (естественно, в силу способностей и возможностей детей) воспитанников МБДОУ №15 «Ургалочка», которую они наглядно демонстрируют в общих мероприятиях досуговой направленности.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что в современном детском саду важны актуальные программы развития, современное оборудование, а также высококвалифицированные педагоги и неравнодушные участники (родители, волонтеры, социальные партнеры). И если данные условия будут выполнены и соблюдены, каждый ребенок сможет достичь результатов в обучении и развитии, а в дальнейшем, более подготовленным отправиться в школу, где он не станет «лишним» в силу своих особенностей в развитии.

Список использованной литературы

1. Попов В. В., Попова Ф. Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. 176 с. ;

2. Шмаков С. А. Игра и дети. М. : Знание, 1968. 64 с. ;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - электронный ресурс https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Праздники Планирование культурно - досуговой деятельности. Праздники. 1. «Осенние чудеса». Праздник Осени в группе раннего возраста. 13.10.17 Цель.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 января 2022 в 02:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД