МААМ-картинки

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ «Чудесная сенсорика с использованием Монтессори-материала»

Наталья Баева
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ «Чудесная сенсорика с использованием Монтессори-материала»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА «ДЕТСКИЙ САД № 54 «СМОРОДИНКА»

Дополнительная образовательная программа

по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

«ЧУДЕСНАЯ СЕНСОРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА».

Срок реализации программы 3 года.

Содержание:

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ „Чудесная сенсорика с использованием Монтессори-материала“» размещена в разделах

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

1.2. Основные психолого-педагогические принципы системы Монтессори.

1.3. Цели и задачи программы «Чудесная сенсорика».

2. Категория учащихся.

3. Срок реализации программы, формы организации, режим занятий.

3.1. Срок реализации программы.

3.2. Формы организации образовательной деятельности.

3.3. Режим занятий.

4. Планируемые результаты освоения программы «Чудесная сенсорика».

4.1. По окончании первого года обучения.

4.2. По окончании второго года обучения.

4.3. По окончании третьего года обучения.

5. Содержание дополнительной образовательной программы «Чудесная сенсорика». Учебно-тематический план.

6. Используемая литература.

7. Приложения.

1.1 Актуальность.

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Современное медиа пространство мало подходит для получения сенсорного образования, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, изготовления поделок, повторении движений за учителем физкультуры, танцев и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Развитие сенсорики начинается с того, что малыш изучает особенности разных предметов. К 5 годам ребенок должен научиться сравнивать свойства одного или нескольких предметов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:

*цвета;

*формы;

*величины;

*слуха;

*вкуса;

*запаха.

Основная задача сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

1.2. Основные психолого-педагогические принципы системы Монтессори.

Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, т. к. ребенок практически все в этом мире познает через игру. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, О. Декроли, Е. И. Тихеева, М. Монтессори и др.) разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Одним из методов, способствующим развитию ребенка, является уникальный метод Монтессори.

Мария Монтессори – выдающийся итальянский ученый, педагог и психолог, доктор-антрополог. В её честь и названа методика. В 1906 году впервые была применена на практике, и с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.

Методика Марии Монтессори – это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней, приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить пути ее достижения. Развитие мелкой и крупной моторики с помощью Монтессори-материалов влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Важнейшим элементом Монтессори-педагогики является развивающая среда, в которой ребенок мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления. Образовательная деятельность дошкольников в такой среде отвечает возрастным и сенситивным периодам и наиболее полно отвечает жизненно необходимым условиям для развития детей.

Суть методики М. Монтессори состоит в том, чтобы направить ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию; задача же взрослого – помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Основной лозунг М. Монтессори : «Помоги мне это сделать самому!».

1.3. Цели и задачи программы «Чудесная сенсорика».

Основная цель реализации программы – обогащение сенсорного опыта детей. Развитие и совершенствование сенсорных процессов с использованием методики М. Монтессори.

Задачи:

Обучающие:

- формировать сенсорные представления о цвете, величине предметов, положения их в пространстве,

- знакомить с дидактическими играми и их правилами;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами; устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать моторику рук, координацию движений;

- развивать осязание и обоняние, слуховую память;

- развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) и творческие способности;

- способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;

- расширять представление об окружающем;

- создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- формировать у ребенка интерес к работе с различным материалом;

- усвоение социальных норм поведения4

- развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.

2. Категория учащихся.

Программа «Чудесная сенсорика» предназначена для детей 3-7 лет. К освоению программы допускаются дошкольники указанного возраста без предъявления требований к уровню образования.

3. Реализация программы «Чудесная сенсорика».

3.1. Срок реализации программы – 3 года.

3.2. Формы организации образовательной деятельности : коллективные занятия в кругу; свободная работа детей с Монтессори-материалом; индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом; трехступенчатый урок – введение понятий. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал.

3.3. Режим занятий.

Занятия проводятся в группе во вторую половину дня после сна с учетом здоровьесберегающих технологий 2 раза в неделю.

В младшей группе – 15 минут;

В средней группе – 20 минут;

В старшей группе – 25-30 минут.

4. Планируемые результаты освоения программы «Чудесная сенсорика».

4.1. По окончании первого года обучения:

- собирать предметы по принципу увеличения-уменьшения;

- называть основные цвета и некоторые оттенки;

- различать шершавые и гладкие поверхности;

- называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб;

- различать вес (тяжелый-легкий);

- различать шумы (громкий-тихий);

- различать и систематизировать геометрические формы, сравнивать форму с контуром, находить пары;

- уметь выстраивать числовой ряд от 1 до 10;

- узнавать и называть цифры от 1 до 10;

- знать, что такое вода и ее свойства.

4.2. По окончании второго года обучения:

- пересыпать и переливать сыпучие предметы и жидкости;

- расстегивать и застегивать застежки разных видов;

- уметь ходить, соблюдая тишину и неподвижность;

- собирать предметы по принципу увеличения-уменьшения (по нарастающей);

- называть основные цвета и некоторые оттенки;

- различать шершавые и гладкие поверхности;

- называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, конус;

- различать вес (тяжелый-легкий, тяжелее-легче);

- различать шумы (громкий-тихий, громче-тише);

- различать и систематизировать геометрические формы, сравнивать форму с контуром, находить пары;

- уметь выстраивать числовой ряд от 1 до 10;

- устанавливать взаимосвязь между количеством и символом;

- рисовать буквы и цифры на манке или карандашом, сравнивая с образцом;

- знать определение воды и ее свойства;

- осваивать психологические качества: уверенность в себе, высокую познавательную мотивацию, способность концентрироваться на работе, умение общаться, трудолюбие.

4.3. По окончании третьего года обучения:

- называть основные цвета и оттенки;

- называть куб, шар, конус, цилиндр, пирамида, призма, многоугольник, трапеция, ромб;

- различать вес (легкий-тяжелый, тяжелее-легче);

- различать шумы (громкий-тихий, громче-тише);

- работать с трафаретами;

- знать десятичную систему исчисления;

- знать буквы;

- составлять слово с помощью подвижного алфавита;

- осваивать психологические качества: уверенность в себе; позитивная самооценка; самостоятельность; высокая реальных потребностей; способность концентрироваться на работе; умение общаться; трудолюбие; внутренняя мотивация к познавательная мотивация; умение делать выбор, исходя из своих обучению.

5. Содержание дополнительной образовательной программы «Чудесная сенсорика» для детей младшего возраста.

Учебно-тематический план:

Октябрь 1-2 нед. Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

Консультация в родительский уголок «Сенсорное развитие детей младшего возраста».

3 нед. «Собери пирамидку». «С какого дерева яблоко?» Упражнять детей в нанизывании колец пирамидки на стержень от большого до маленького. Развивать координацию движений рук, умения узнавать и называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Анкетирование «Сенсорное развитие и воспитание дошкольников».

(Приложение №1).

4 нед. «Геометрический куб». «Посади бабочку на цветок». Развивать умения детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Закреплять умение детей соотносить предмет по цвету, называть цвета.

Ноябрь 1 нед. «Шумящие коробочки». «Угощение для Зайки». Развитие слухового восприятия. Учить находить парные шумящие коробочки.

Закреплять умение группировать и соотносить однородные предметы по величине (зайчики и морковки разных размеров).

2 нед. «Забавные прищепки». «Найди предмет такой же формы». Развитие мелкой моторики рук. Умение выполнять задание по образцу. Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные фигуры. Формировать умение находить их в окружающей действительности.

Папка-передвижка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 3 лет по сенсорному развитию?».

3 нед. «Шнуровка «Дерево»». «Счетные палочки». Развитие мелкой моторики рук, глазомер. Научить ребенка подбирать фрукты и шнурки, вставлять их в отверстия. Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигуры по образцу.

Консультация в родительский уголок «Сделать за ребенка или помочь ему?».

4 нед. «Золушка». «Чудесный мешочек». Обучать детей сортировать зернышки (фасоль, горох) по цвету, форме. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать умение определять предмет на ощупь (шарики, кубики, фигуры треугольной формы). Закреплять знания детей о форме.

Декабрь. 1 нед. «Пересыпание зернышек ложкой» (фасоль, горох).

«Ткани». Развивать мускулатуру пальцев рук. Формировать умение ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Воспитывать аккуратность.

Познакомить детей с тканью. Развивать осязание. Научить находить пары тканей, одинаковые на ощупь.

2 нед. «Строим башню». «Тройные вкладыши». Развивать умение строить башню, состоящую из 4х кубиков (по возрастанию). Закреплять умение работать по образцу.

Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Умение находить подходящие фигуры.

Консультация в родительский уголок «Организация сенсорных игр дома».

3 нед. «Цветные капли». «Подбери по форме». (Блоки-вкладыши). Развивать умение детей разводить краску в воде, образуя нужный оттенок. Формировать представление об оттенках цветов (светлый, темный).

Закреплять знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); развивать умения правильно определять нужное отверстие.

4 нед. «Укрась ёлку». «Разрезные картинки». Закреплять знания о цвете; упражнять в пространственной ориентировке; развивать мелкую моторику рук. Способствовать восприятию целостности предметов.

Консультация в родительский уголок «Мария Монтессори-выдающийся педагог».

Январь. 2 нед. Пальчиковый театр «Колобок». «Веселая гусеница». Расширение и обогащение словарного запаса; кругозора ребенка. Развитие мелкой моторики рук, координации движений. Формировать умение выполнять действие по образцу. Закреплять название основных цветов.

3 нед. «Угадай, что звучит». «Рисование на манке». Развитие слухового восприятия, воображения, фантазии; координации движений. Обогащение словарного запаса. Воспитание аккуратности в работе.

Памятка для родителей «Я с сенсорикой дружу.

4 нед. «Башня из кубиков». «Чей малыш?». Формировать умения детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Формировать представление детей о домашних животных. Обогащение словарного запаса.

Февраль 1 нед. «Пересыпание гороха в разные ёмкости». «Разложи в домики» (цветные шарики в стаканчики подходящего цвета). Развивать мелкую и общую моторику кистей рук; координацию движений цветового восприятия; закрепление названия цветов. Воспитывать аккуратность в работе.

2 нед. «Бусы для куклы». «Разноцветные палочки». Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов; развивать точность и координацию движений; глазомер; усидчивость; эстетическое восприятие.

Упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета; развивать зрительное восприятие; мелкую моторику.

Консультация в родительский уголок «Роль сенсорики в становлении речи ребенка».

3 нед. «Большие и маленькие пуговицы». «Подбери крышку к банке». Воспитывать умение группировать предметы по величине. Тренировать координацию глаз и рук; двигательные навыки; координацию внимания.

Консультация в родительский уголок «Методика М. Монтессори».

4 нед. «Наматывание веревочки на катушку». «Складывание салфетки». Развивать сосредоточенность; координацию движений руки; зрительный контроль. Тренировка пальцев рук; воспитание эстетического восприятия; аккуратности в работе.

Практические советы родителям «Домашняя школа Монтессори».

Март. 1 нед. «Завяжи шнурки на кроссовках». «Найди игрушку» (в песке, в гречке). Развитие мелкой моторики рук; умения правильно завязывать шнурки; работать согласно порядку действий. Развитие глазомера; тактильного восприятия; концентрации внимания; координации движений.

2 нед. «Веселый садовод». «Разложи бусинки». Развитие зрительной памяти; координации внимания, глазомера; усидчивости.

3 нед. «Цветные прищепки». «Найди пару». Развивать мелкую моторику рук; координацию движений; концентрацию внимания. Закреплять названия цветов; подготовка руки к письму.

4 нед. «Рыбалка» (сухой бассейн). «Бусы из макарон». Развивать у детей координацию движений; глазомер; моторику кистей рук. Воспитание аккуратности в работе.

Папка-передвижка в родительский уголок «Знакомство с сенсорными эталонами».

Апрель. 1 нед. «Разложи пинцетом» (резиночки). «Тактильные мешочки».

Развивать у детей глазомер; внимание; координацию движений, тактильные ощущения; мелкую моторику рук; восприятие. Воспитывать аккуратность в работе.

2 нед. «Волшебные резинки» (с декоративными кнопками). «Весёлые капли» (переливание воды губкой, шприцом без иглы, пипеткой). Развитие у детей математических и творческих навыков; мелкой моторики рук; координации движений; воображения; пространственного мышления.

Развитие сообразительности, внимания, самостоятельности, глазомера. Знакомство со свойствами воды.

3 нед. «Бусы из трубочек» (ребенок самостоятельно разрезает трубочку).

«Помоги перебрать зернышки» (рис, фасоль, горох). Формировать умение ребенка пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук; воображение; эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать умение детей классифицировать зерна; глазомер; координацию движений.

4 нед. «Цветные камушки». «Рыбалка» (с водой). Развивать мелкую моторику рук; воображение; творческие способности; упражнять в счете; закреплять знания о геометрических фигурах. Формировать умение детей вылавливать рыбок сачком и перекладывать в ведерко. Развивать координацию движений; глазомер. Воспитывать аккуратность в работе.

Май. 1 нед. «Найди окошко». «В тишине». Формировать умение детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Развивать глазомер, координацию движений, усидчивость. Формировать умение ребенка владеть собой, слышать отдельные шумы и звуки; развивать слуховое восприятие.

2 нед. «Угадай, что съел». «Математическая пицца». Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.

Закрепление названий геометрических фигур; обогащение словарного запаса.

3 нед. Пальчиковый театр «Теремок». «Выкалывание». Развитие мелкой моторики рук, глазомера, координации движений, воображения, фантазии, усидчивости. Обогащение словарного запаса, развитие кругозора.

4 нед. «Укрась бабочку». «Шнуровки». Учить детей группировать предметы по цвету; закреплять знания о геометрических фигурах; о понятиях «один-много», «большой-маленький». Развивать мелкую моторику рук, утончение движения пальцев, концентрации внимания, глазомера.

Литература:

1) «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер / под редакцией Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1988

2) Методическое пособие. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Творческий центр Сфера – М., 2012

Интернет-ресурсы.

3) Сорокова М. Г. «Математика по методу Монтессори для дошкольников».

4) Е. А. Хилтунен «Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие». (ФГОС)

М. Монтессори «Школа Монтессори».

5) Н. И. Кулакова «Развитие ребенка. Третий год жизни. : советы Монтессори-педагога».

6) Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

7) Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют». / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002

8) Т. В. Высокова «Сенсорное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т. В. Высокова – Волгоград.

9) М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому!».

10) Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» Пособие для воспитателя детского сада – М: Просвещение,1982.

Приложение №1.

АНКЕТА

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников».

Уважаемые родители!

В рамках реализации программы кружка «Чудесная сенсорика» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребёнка в дошкольном возрасте?

• Да;

• Нет;

• Не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте?

• Считаю нужным;

• Не считаю нужным;

• Затрудняюсь ответить.

3. Знакомы ли вы с педагогикой (системой) Марии Монтессори?

• Да;

• Нет;

• Немного.

4. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?

• Да;

• Нет;

• Не знаю.

5. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании?

• Информация отсутствует;

• Есть, но воспитатель не обращает на неё внимания;

• Я не обращаю внимания на информацию;

• Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• Наглядная информация интересна и полезна для меня.

6. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия?

• Высокий;

• Средний;

• Низкий.

7. Есть ли у вас дома игры по сенсорному развитию?

• Да;

• Нет;

• Не знаю.

8. В какую игру по сенсорному развитию чаще всего ваш ребенок играет дома?

9. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

10. Готовы ли вы сотрудничать с нами, принимать участие в беседах, конкурсах, мастер-классах, фотовыставках?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение № 2.

Мониторинг освоения знаний по сенсорному развитию ребенка.

Задание 1.

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок».

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же-не такой», называть их (красный, желтый, синий, зеленый).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек – красные, желтые, синие, зеленые.

Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок. После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок и т. д.».

Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не назвал. 1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью воспитателя исправляет ошибку.

Задание 2.

Дидактическая игра «Геометрический куб».

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шар, куб).

Пособия: Куб – ящик с отверстиями разной формы (квадратной, круглой, треугольной формы); фигуры – кубик, шарик, фигура треугольной формы.

Инструкция: Рассмотреть с ребенком кубик, шарик, фигуру треугольной формы, называя их. Показать «домики», в которых они живут и «двери», в которые они «заходят» (показ воспитателя). Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил все задания самостоятельно, называя фигуру. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры ен назвал. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправил ошибку.

Задание 3.

Дидактическая игра «Собери пирамидку».

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький, больше-меньше, различать понятия «один-много».

Пособия: Пирамидки из 4х колечек разной величины.

Инструкция: 1) Воспитатель разбирает пирамидку, проговаривая : «Много колечек». 2) Воспитатель собирает пирамидку, сопровождая словами: «Сначала надеваю самое большое кольцо, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна». 3) Самостоятельная деятельность ребенка.

Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу воспитателя. 2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но не сопровождал свои действия словами. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью воспитателя исправляет ошибки.

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

Высокий уровень – 3 балла;

Средний уровень – 2 балла;

Низкий уровень – 1 балл;

Умение не сформировано – 0 баллов.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ «Чудесная сенсорика с использованием Монтессори-материала»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 20:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД