Получи документы

Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки» (продолжение)

Татьяна Сапрыкина
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки» (продолжение)

Результаты деятельности кружка «Волшебные Шашки»

Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:

- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,

- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,

- принятие правил этикета в игре – уважение противника,

- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)

Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Волшебные шашки“ (продолжение)» размещена в разделах

- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,

- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.

Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:

- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,

- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.

Тематическое планирование

№ п. п. Тема Содержание Кол-во часов

1 Сказка начинается «Королевство шашек». Познакомить с историей шашек. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». 1

2 «Путешествуем с Зайкой» - «Шашечная доска и шашки. Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки» 1

3 «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т. д., найдите отличие от вертикали, расположение на шашечной доске. 1

4 «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». 1

5 Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Познакомить с понятиями: ходы шашек, тихий ход, ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность : «Королевство шашек»- выставка работ 1

6 «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами. С начала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. 1

7 «В гостях у знатока шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту 1

8. Там на невиданных дорожках -Диагональ. Познакомить с понятием диагональ 1

9 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту на ограничение подвижности. Тренировочные упражнения по закреплению знаний. 1

10 «Лесная школа умного зайца» - Центр Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний. 1

11 «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h : a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. 1

12 «Лесная школа умного зайца» - «Дамка».

Дамочные поля Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. 1

13 «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».Познакомить с правилами «Хода». Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала. 1

14 «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. 1

15 «Лесная школа умного зайца» - Основные приё мы борьбы на шашечной доске Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. 1

16 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных, так и ударным. Ход и бой Дамкой. 1

17 «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры Познакомить с правилами поведения во время игры

Смотри приложение №1 1

18 «Как справится с задачей?» Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. 1

19 «Веселый бой» Стихотворение Юровскй Е. М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит шашки». Игра «Взятие шашки» 1

20. Викторина «Королевство шашек» Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске шашки», «Ловушки». Закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. 1

2 «Лесной турнир»Практическое закрепление материала. 1

22 Как начинать партию? Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»1

23 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение художественной литературы - Юровский Е,М, 1

24 «Знакомство с таблицей шашечного турнира». Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов.

Тренировочные упражнения. 1

25 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске 1

26 Турнир «Белочки- медвежата». Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» Юровский Е. М. «Цейтнот» 1

27 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке шашек. 1

28 «Умники и умницы». Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся» 1

29 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»1

30 «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровский Е. М «Зайкин сон» Игра 1

31 «Конкурс на призы от Зайки». Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. 1

32 «Победитель - это я» Развлечение. Практическое закрепление материала. 1

33 «Зайкина задачка». Работа с диаграммами - Шашечный этюд. Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке шашек. 1

34-35 Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших». Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности шашек. Тренировочные упражнения по закреплению знаний. 2

36 Дружеские встречи с участием родителей. Соревнования между игроками (семейные пары) Подведение итогов года. 1

Итого: 36

Мониторинг

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,имя ребенка Расставляет шашки на поле Начало игры Ход шашек Бой шашек соперника Решение диаграмм Дамка Доводит игру до конца Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Литература

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)

2. Шашки для детей/ В. К. Погребной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, переработанное. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137

3. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. Просвещение, 2009.

4. Погребной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.

5. Егоров А. П., «Как научить играть в шашки, - М. : Чистые пруды, 2005.

6. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Лениздат, 1969. – 128 с.

7. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.

8. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982.

9. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

10. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М. : Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

11. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

12. Юровский Е. М. Кондратьева Л. П. Зайкины шашки : Книжка-игра для маленьких. -СПб. : Издательский дом «Литера» : 2001.-64с. : ил.

13. Internet ресурсы, сайты

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки» (продолжение)
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 12:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД