МААМ-картинки

Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет

Татьяна Морозова
Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97 комбинированного вида» г. о. Саранск

Принято «УТВЕРЖДАЮ»

Решением педагогического Заведующая МДОУ

совета №6 от ___ «Детский сад №97»

___Т. А. Комкова

Протокол №_ от ___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«УЗНАВАЙ-КА»

Возраст детей : 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Морозова Т. В.

Публикация «Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Саранск 2016-2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3

2. Пояснительная записка 4

3. Учебно-тематический план 7

4. Содержание изучаемого курса 8

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 16

6. Список литературы 17

7 Приложения 19

Приложение 1 Работа с родителями 20

Приложение 2 Работа с воспитателями 21

Приложение 3 Комплекс занятий 22

Приложение 4 Картотека игр 26

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Образовательная программа «Узнавай-ка» (программа дополнительного образования кружка по сенсорному развитию посредством изобразительной деятельности для детей 3-4 лет, 1 год

Руководитель программы Воспитатель высшей квалификационной категории.

Морозова Татьяна Викторовна

Организация-исполнитель

Адрес организации

исполнителя

Цели программы МДОУ «Детский сад №97 комбинированного вида»

г. Саранск ул. Гожувская д. 26 тел.

Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.

Направленность программы Познавательно-исследовательское, художественно-эстетическое развитие детей

Срок реализации программы - 1 года обучения

Вид программы

Уровень реализации программы адаптированная

дошкольное образование

Основание для разработки программы • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ

• Закон «Об образовании» ст. 26

• п. 1 «Обеспечениеправ воспитанников на получение дополнительного образования»;

• Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26

• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Устав дошкольного учреждения

Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;

• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, при помощи изобразительной деятельности передавать форму, размер и цвет;

• различать предметы по форме;

• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур;

• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.

Новизна данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.

Актуальность. В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей на начало учебного года во второй младшей группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-исследовательская» и «Художественно-эстетическое развитие», так как успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует сенсорному развитию детей. Поэтому необходимо развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.

Отличительные особенности учебно-воспитательный процесс осуществляется через использование изобразительных видов деятельности: рисование, аппликация, лепка; происходит совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о цвете, форме, размере, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, все это способствует развитию сенсорных способностей у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы :

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами изобразительной деятельности детей

Четвертый принцип индивидуальности, работа индивидуально с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

Пятый принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Цель программы : обогащение сенсорного опыта детей 3-4 лет, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.

Задачи программы :

- Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

- Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.

- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

Программа «Узнавай-ка» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года. Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы :

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Форма детского образовательного объединения кружок.

Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Узнавай-ка» проводится во вторую половину дня 1 раз в две недели, каждая вторая и четвертая среда месяца, 2 раз – в месяц.

Продолжительность образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;

- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);

- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

Мониторинг достижений детьми планируемых

результатов освоения программы :

Ф. И. ребенка Различает и

называет основные

цвета Различает

и называет

простейшие

геометрические

формы и

фигуры Различает и

называет

большой-

маленький

предмет Осуществляет

классификацию по одному

признаку

или свойству Итого

н к н к н к н к н к

Критерии уровня знаний детей :

3 балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно;

2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого;

1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами.

высокий уровень – 10-12 баллов;

средний уровень – 6-9 баллов;

низкий уровень – 4-5 баллов.

Высокий уровень – умеет сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия. Сравнивает 2 группы предметов по величине. Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Различает и называет цвет предметов.

Средний уровень – различает и называет величину предметов. Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Различает и называет цвета.

Низкий уровень - различает и называет форму предмета: круг, квадрат.

Форма подведения итогов

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, мониторинг личностного роста.

Учебно-тематический план

№ Наименование тем Количество часов

Теория

(минут) Практика

(минут) Кол-во

минут Кол-во

занятий

1 Мониторинг 2

1.1 Мониторинг на начало года 5 10 15 1

1.2 Мониторинг на конец года 5 10 15 1

2 Цвет предметов (изобразительная деятельность на различение и соотнесение предметов по цвету) 6

2.1 Поможем клоуну Клепе 5 10 15 1

2.2 Нарисуй, что бывает желтым, зеленым, синим… 5 10 15 1

2.3 Разноцветные мячики 5 10 15 1

2.4 Украсим елочку разноцветными шарами 5 10 15 1

2.5 Все цвета радуги 5 10 15 1

2.6 Нарядное платье 5 10 15 1

3 Форма предметов (изобразительная деятельность на различение и соотнесение предметов по форме) 4

3.1 Фигуры человечки в гостях у ребят 5 10 15 1

3.2 Фигуры-человечки заблудились 5 10 15 1

3.3 Порадуем бабушек красивой салфеткой 5 10 15 1

3.4 Чудесный мешочек 5 10 15 1

4 Величина предметов (изобразительная деятельность на различение и соотнесение предметов по размеру) 4

4.1 Бусинки большие и маленькие 5 10 15 1

4.2 Пирамидка для малышей 5 10 15 1

4.3 Достроим домики 5 10 15 1

4.4 Яблочко на тарелочке 5 10 15 1

Итого в год 16

Содержание изучаемого курса

Месяц Тема Программное содержание Материалы и оборудование Методы и приемы Работа с родителями

Сентябрь Мониторинг Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорики. Беседа, индивидуальная работа, рассматривание. Индивидуальные беседы по результатам диагностики

Октябрь «Поможем клоуну Клепе» Знакомство детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

Воспитывать желание приходить на помощь игровому персонажу. Демонстрационный: фланелеграф, ниточки шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см) Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. Клей, кисть, салфетка, клееночка. Игровой прием, вопросы к детям, рассматривание, объяснение, индивидуальная помощь, поощрение. Анкетирование "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников"

«Бусинки большие и маленькие» Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».

Развивать словарь.

Закрепить знания цветов.

Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Кукла, круги разных цветов и размеров, листы с изображением ниточки на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки.

Сюрпризный момент, рассматривание, подвижная игра «Каравай», вопросы к детям, прием наложения, индивидуальная помощь, подведение итогов.

Ноябрь «Яблочко на тарелочке» Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине с отвлечением от цвета. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию. Яблоки-образцы (вырезанные из картона) трех величин - большие, поменьше, маленькие; три тарелочки - большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 0,5 см, на каждого ребенка клей, кисточки, салфетки. Показ, рассматривание, вопросы к детям, объяснение, игровой прием, использование художественного слова, прием наложения, самостоятельная работа детей, подведение итогов. Семинар–практикум

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Разноцветные мячики. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Развивать чувство цвета.

Воспитывать интерес к работе с красками. Две большие банки - на одной светло-красная наклейка, на второй - темно-красная. У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными контурами кругов, по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка. Рассказ воспитателя, показ, экспериментирование с водой, работа детей, индивидуальная помощь, итог.

Декабрь Фигуры -человечки в гостях у ребят Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания Развивать представление об эталонах формы. Картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами – фигурки «человечки». Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках. Клей, кисточки, салфетки. Игровой прием, показ, вопросы к детям, прием обведения и накладывания, подведение итогов. Фотовыставка

«Мы играем»

Украсим елочку

(коллективная работа) Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Развивать словарь детей.

Воспитывать желание работать в коллективе. Планшет (3050 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги. Клей, кисточки, салфетки. Беседа, песня – игра «Ёлочки – пенёчки», использование художественного слова, рассматривание, подведение итогов.

Январь «Нарядное платье» Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

Воспитывать желание приходить на помощь игровому персонажу. Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: силуэты платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета. Игровой прием, постановка проблемной ситуации, рассматривание, задания на анализ и синтез, динамическая пауза «Пляска», дид. игра, выполнение практического задания, подведение итогов, оценивание. Папка-передвижка

«Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Пирамидка для малышей Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета.

Развитие мелкой моторикой пальцев рук.

Воспитывать желание делать приятное малышам. Демонстрационный: пирамидка из четырех колец разной величины. Раздаточный: на каждого ребенка четыре овала разной величины, клей, кисточки, салфетки. Игры детей с пирамидками, рассматривание, выполнение задания, индивидуальная помощь, подведение итогов, оценивание.

Февраль Достроим домики Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине. Демонстрационный: набор матрешек одинаково окрашенных, но разных по размеру, вырезанные из картона домики. Раздаточный: 3 вырезанных домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, окон, клей, кисточки, салфетки. Постановка проблемной ситуации, рассматривание, задания на анализ и синтез, динамическая пауза «Матрешечки», выполнение практического задания, подведение итогов, оценивание. День открытых дверей

Показ работы кружка

Фигуры – человечки заблудились Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Развивать глазомер.

Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами – фигурки «человечки». Раздаточный: листы бумаги «домики» с контурным изображением пяти геометрических фигур, геометрические фигуры разных цветов и размеров. Клей, кисточки, салфетки. Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, игровой прием, использование художественного слова, прием наложения, самостоятельная работа детей, подведение итогов.

Март Порадуем бабушку красивой салфеткой Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Развивать чувства прекрасного.

Воспитывать желание радовать, делать приятное своим близких. Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные круги). Раздаточный: листы бумаги; вырезанные из картона четыре красных и четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых квадрата Беседа, песня – игра «Бабушка любимая», использование художественного слова, рассматривание, выполнение задания, подведение итогов. Консультация

«Значение сенсорного воспитания»

Нарисуем что бывает желтым, зеленым, синим. Выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.

Развивать чувство цвета, творчества.

Воспитывать умение доводить начатое до конца Краски восьми цветов (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная, белая, листы бумаги, кисти, розетки.

Использование художественного слова, беседа, рассматривание, выполнение задания, обсуждение, итог

Апрель Все цвета радуги Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.

Развивать умение различать и называть цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) .

Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы. Презентация (солнышко, тучка, радуга, аудиозапись «шум дождя», толстые фломастеры, листы бумаги с контурным изображение радуги. Показ, рассматривание, вопросы к детям, объяснение, под. игра «Солнышко и дождик», использование художественного слова, подведение итогов. Презентация

«Сенсорное развитие детей 3-4 лет»»

Отчет о работе кружка

Чудесный мешочек Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Развитие внимания и наблюдательности. Пополнение словарного запаса.

Воспитывать самостоятельность и творчество. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы). Цветные карандаши Игровой прием, обследование, вопросы к детям, рассматривание, объяснение, индивидуальная помощь, поощрение.

Май Мониторинг Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорики. Беседа, индивидуальная работа, рассматривание. Индивидуальные беседы по результатам диагностики

Методическое обеспечение программ

Формы занятий

Подгрупповая.

Индивидуальная.

Приемы и методы организации

Наглядный - наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Словесный - краткое описание, объяснение.

Игровой – использование дидактических игр.

Практический - показ способов действия с предметами, способов изображения, эксперимент.

Информационно-рецептивный - совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный - воспроизведение действий по образцу.

Эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.

Социальный создание ситуации взаимопомощи.

Дидактический материал.

Дидактические игры: «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», Лото «Цвет», «Кто где спит?», «Гости» и т. д.

Материал: Вода, баночки, гуашь, кисти, салфетки; цветной картон, цветная бумага, альбомные листы, клей, кисти для клея, баночки для клея, подставки для клея, клееночки; пластилин, дощечка для лепки, стека;

Игрушки: шнурки, бусинки, разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор, геометрические фигуры Блоки Дьенеша.

Техническое оснащение занятий.

Телевизор.

Магнитофон.

Компьютер.

Колонки.

Флешка.

Аудиозапись: «шум дождя», песня «Цирк».

Диск: Дидактические игры и упражнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Венгер, Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет. сада /

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Диагностика умственного развития дошкольников / под редакцией

Л. А. Венгера и В. В. Холмовской (Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР). – М. : Педагогика, 1978. – 248 с.

3. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий / составители Л. Н. Павлова, И. В. Маврина, Л. А. Малышева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.

4. Комарова, Т. С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. Учебное пособие / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – Издательство : Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

5. Конторщикова, Т. Н. Обогащение сенсорного опыта обучающихся в контексте обеспечения качества дошкольного образования России [Электронный ресурс] / Т. Н. Конторщикова // Студенческий научный форум - 2015: VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - [Б. м. ], 2015. - URL : https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12826.pdf (24.02.2016).

6. Кудрявцева, Е. А. Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения (+CD) / Е. А. Кудрявцева,

М. А. Пермякова. Издательство: Учитель, 2014. – 40 с.

7. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие / под редакцией И. В. Петровой, Т. И. Лихановой,

С. А. Присяжнюк. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка «Краеведы» Утверждаю Зав. МБДОУ ДС № 15 ___Т. М. Денисенко __ ___ 2015 г Рабочая программа кружка «Краеведы» на 2015-2017 учебный год.

Рабочая программа кружка «Моя малая Родина» Рабочая программа кружка «Мая малая Родина» Срок реализации: 3 год Возраст детей 4- 7 лет Автор: Комиссарова Д. А. Содержание 1. Целевой.

Рабочая программа кружка по ИЗО деятельности «Весёлые ладошки» (приобщение детей к нетрадиционным техникам) Рабочая программа кружка по изо деятельности «Весёлые ладошки» (приобщение детей к нетрадиционным техникам изобразительного искусства) Пояснительная.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Рабочая программа кружка «Сундучок со сказками» Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного.

Рабочая программа кружка «Экологическое окно» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Данная программа кружка «Экологическое окно» охватывает три основных направления образования, тесно связанных между.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.

Рабочая программа театрального кружка «Сказочный мир» (для детей 5–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад» УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет
Опубликовано: 29 августа 2016 в 19:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Морозова (УИ 504729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД