МААМ-картинки

Ранний детский аутизм. Норма или патология?

Валентина Мезенцева
Ранний детский аутизм. Норма или патология?

«Аутичность (от греческого - «сам») - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний».

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Это особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром.

Публикация «Ранний детский аутизм, Норма или патология?» размещена в разделах

Основными клиническими признаками аутизма являются :

1. Трудности в общении и социализации.

2. Побочные реакции на сенсорные раздражители.

3. Нарушения развития речи.

4. Стереотипность поведения.

Выделяют 4 группы раннего детского аутизма (РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1 группа. Полная отрешённость от происходящего вокруг.

Для детей этой группы характерно:

- при попытках взаимодействия с ребёнком наблюдается проявление крайнего дискомфорта;

- отсутствие социальной активности (даже близким трудно добиться от ребё нка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда);

- избегание различных телесных контактов, тяжело переносят взгляд глаза в глаза;

- не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых;

- наихудший прогноз развития.

2 группа. Активное отвержение окружающей среды.

Ребенку свойственно:

- тщательная избирательность в контактах с внешним миром;

- общается с ограниченным кругом людей (зачастую это родители, близкие люди);

- повышенная избирательность в еде, одежде;

- сильная аффективная реакции при любом нарушении привычного ритма жизни;

- чувство страха, на который он реагирует агрессивно (бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии).

- развитие более благоприятно (при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе).

3 группа. Захваченность аутистическими интересами.

Детям этой группы свойственно:

- укрыться от окружающего мира в своих интересах (их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера);

- увлечения их имеют цикличный характер (ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх);

- интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

4 группа. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой (сверхтормозимость).

Наиболее легкий вариант проявления аутизма, характеризуется:

- повышенной ранимостью (робкие, пугливые);

- уязвимостью (неуверенные в себе);

- избеганием отношений (если чувствует какую-либо преграду);

- чувствительностью к чужой оценке;

- стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов (который облегчает их адаптацию в коллективе);

- могут учиться в массовой школе (иногда даже без специальной подготовки).

По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике в школе, педагоги, как правило, сталкиваются с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек, но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение с когнитивными нарушениями.

Причины возникновения аутизма до конца не исследованы. Существенную роль играют генетические факторы, так в семьях, страдающих аутизмом, заболевание встречается чаще. Аутизм в какой-то мере связан с органическим мозговым расстройством. Нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства могут быть причинами появления детей, страдающих РДА.

У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. Эти расстройства включают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, дислексию (трудности с чтением) и диспраксию (трудности с управлением своими движениями).

У детей с РДА могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.

В период раннего детства у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.

В дошкольном возрасте у таких детей проявляются необычные интересы (увлечение дорожными знаками, печатными рекламами, номерами телефонов, словами на иностранных языках). При этом дети много фантазируют.

Публикации по теме:

Аутизм и его признаки Аутизм- это психическое расстройство, возникающее из-за нарушений в головном мозге наблюдается дефицит общения, а также ограничением социального.

Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.

Конференция «Аутизм. Маршруты помощи»Конференция «Аутизм. Маршруты помощи» Восьмого декабря в Воронеже состоялась конференция на тему «Аутизм. Маршруты помощи». еред педагогами Воронежской области выступили доктор.

Конспект НОД «Моя игрушка» (ранний возраст) Конспект НОД по теме «Моя игрушка». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное.

Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность в течение дня с ребенком (синдром Дауна, аутизм) Цель: поиск способов взаимодействия и преодоление трудностей общения Задачи: 1) наладить эмоциональный контакт, используя телесные прикосновения,.

Проект «Мир насекомых» (ранний возраст) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ЗВЁЗДОЧКА» ПРОЕКТ «МИР НАСЕКОМЫХ» (ранний возраст).

Ранний возраст Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.

Социально-коммуникативный проект «Мы пришли в детский сад» (ранний возраст) Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова Елена Гурьевна. Актуальность : процесс привыкания ребенка к детскому саду – важный, значимый.

Консультация для родителей «Ранний возраст» Показатели познавательного развития ребёнка в 2 года 6 месяцев Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы Ориентируется.

Тематическое планирование по личностному развитию для 3 класса детей с ОВЗ (норма) № п/п Раздел Кол-во часов Краткое содержание раздела (темы). Обязательный мини-мум ЗУН. Примеча-ние. I. Режим дня. Адрес. 4 ч. Режим дня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранний детский аутизм. Норма или патология?
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 13:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД