МААМ-картинки

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов»

Татьяна Полякова
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов»

Тема «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»

Цели урока :

- Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные, а также закрепить правописные навыки узнавания, анализа и выбора соответствующей буквы.

Публикация «Конспект урока русского языка в 10 классе по теме „Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов“» размещена в разделах

- Развивать умение видеть и находить, правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

- Включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока : урок-практикум

Оборудование: дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», учебник «Русский язык. 10-11 классы : Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС». Авторы : Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин и др.

Ход урока.

I.Орг. момент.

II. Подготовка к повторению и систематизации изученного материала.

А) Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

Б) Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях.

Гласные

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся

(подобрать проверочное слово) (запомнить) (запомнить причину чередования)

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

- А вот правописанию корней с чередующимися гласными мы и посвятим большую часть нашего урока.

- Существует 4 причины чередования гласных в корнях (Работа со справочным материалом)

1) написание зависит от ударения в слове;

2) написание зависит от согласной в корне;

3) написание зависит от суффикса -а, следующего за корнем;

4) написание зависит от лексического значения слова.

(Обратите внимание на слова-исключения. Часто именно они включены в задания ЕГЭ)

III. Тренировочные упражнения.

1. Распределить слова по группам, вставить пропущенные буквы и подобрать, если это необходимо, проверочные слова. В корнях с чередованием графически объяснить выбор гласной. (Коллективная работа)

Безударные гласные корня,

проверяемые ударением чередующиеся не проверяемые ударением

глота’ть – гло’тка убирать кастрюля

Слова для справок : гл. тать, уб. рать, к. стрюля, д. ректор, х. лодный, заг. рать, р. сток, в. кзал, г. довалый, оц. нить, предл. гать, апп. рат.

2. Распределите слова в две колонки : в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

С чередующимися гласными в корнях С проверяемыми гласными корня

Слова для выбора

Соб. ру ко. екцию, сп_шу на работу, зап. вать водой, пост. лить простыню, раст. реть в порош. к, бл. стеть на со?нце, выб. раю ка. ету, выт. реть п. тно, изб. рательная к. мпания, бл. стящий ответ, ум. рать от нет. рпения, прим. рять к. стюм, прим. рить поссорившихся друзей, соб. ратель марок, зап. вать песню, сп. шу задачу, ч. стота пульса, ч. стота комнаты, посв. тить фонарем, посв. тить стихи маме, разв. вать память, разв. ваться на ветру, быть ст. рожилом, ст. рожить дачу, ув. дал Петю, ув. дал цветок, ст. ранные дж. нсы, зап. реть в кл. довке, зап_вать л_карство, зап. рать на ключ, зам. реть от ужаса, соб. рать грибы, бл. снуть умом, мета. ическая заж. галка, ож. г руку, расст_лать постель, ож. г руки, ст. лить ц. новку, выт. райте ноги, поп. рчить суп, п. ровать на свежем воздухе, вып. рает лопатка, какая-то неразб. риха, скр. петь зубами, скр. пить подписью, выж. чь знак, выж. гание по дереву.

3. Дифференцированные задания.

Вариант I (для слабых учеников) : неосложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II : осложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

IV. Выполните тесты (2 варианта.). Самопроверка.

V. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

Выводы. Рефлексия.

Домашнее задание.

1. Создать лингвистическую сказку. / Презентация «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)» (на выбор)

2. Подобрать текст, в котором встречаются орфограммы «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)». (К тексту подобрать задания аналогичные заданиям в демоверсии).

3. Упр. № 107 (учебник) + &19-20.

Приложения.

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были братья -близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар, загореть, жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

«Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень –ГАР - гони подальше».

Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе, и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как). Как быть?

- Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся) Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему? (Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)

- Вывод: какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?

1)прикоснуться к стеклу,

2) косой взгляд,

3) касаться горячей плиты,

4) касаться этого вопроса,

5) острая коса,

6) коснуться ногами дна реки,

7) касательная линия,

8) неосторожные прикосновения,

9) русая коса,

10) лучи, касавшиеся деревьев

10 класс Тест по форме ЕГЭ (А13) Вариант I

А.

1) В. рсистый, ут. пический, м. рзлота.

2) Б. сиком,ок. ймлять, приг. реть.

3) Ав. нтюра, м. ндариновый, благораспол. жение.

4) Компр. мисс, соприк. снувись, обог. щение.

Б.

1) Бл. годенствие, прин. ровиться, пол. гаться.

2) Мот. вировать, благосл. вение, б. зироваться.

3) Оз. боченный, раск. лоть, р. сточек.

4) Заб. левание, обр. зцовый, уд. стоен.

В.

1) Пон. мание, пров. рять, уд. влетворительно.

2) Мат. риалистический, выт. реть, упр. щение.

3) Осм. леть, п. строватый, разл. нованный.

4) Бл. снуть, од. брительный, к. мпромисс.

Г.

1) Подв. ргать, к. личество, фр. гментарный.

2) н. вация, озн. комиться, зам. рли.

3) ист. рический, перефр. зировать, оп. сение.

4) Инф. рмационный, с. стема, ж. лать.

10 класс Тест по форме ЕГЭ (А13) Вариант II

А.

1) д_лголетие, п_йзаж, рассм_треть

2) р_систый, разб_влять, д_ление

3) г_лосование, п_норама, разб_раться

4) б_снословный, к_ридор, осв_щать

Б.

1) г_рбарий, раст_рать, засл_нять

2) р_скошный, см_риться, отп_лить

3) оз_рить, препод_ватель, к_личество

4) созн_ние, зав_ршать, в_негрет

В.

1) бл_годенствие, прин_ровиться, пол_гаться

2) интелл_ктуальный, зак_зать, распор_диться

3) озаб_ченный, раск_лоть, р_сточек

4) заб_левание, обр_зцовый, уд_стоен

Г.

1) упр_влять, заг_релый, к_рифей

2) распол_житься, прик_снуться, д_лёкий

3) в_ренье, п_ролон, доск_нально

4) одр_хлеть, разр_дить (обстановку, осв_тить (прожектором)

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного учителем

Поляковой Т. А. в 10 классе.

Тема урока «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»

Цели:

Обучающая цель:

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные, а также закрепить правописные навыки узнавания, анализа и выбора соответствующей буквы.

Развивающая цель:

Развивать умение видеть и находить, правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Воспитывающая цель:

Включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока : урок - практикум.

Цели урока реализовывались

1. Воспитательная.

Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в паре учит работать в коллективе.

2. Развивающая :

Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, рецензирование, ответы на вопросы). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы, когда выполнялась работа с текстом, тестовыми заданиями.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы :

Текстоориентированный. Работа с текстом ; монологический ответ, рецензия.

Функциональный: закрепляли знания по выбору гласной в корне слова, работа с тестом для подготовки к ЕГЭ.

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы, практической работы.

Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу с тестом (подготовка к ЕГЭ). На следующем уроке каждый учащийся получит тест с тем, чтобы корректировать свои пробелы по теме.

Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Соблюдены были структурные компоненты урока :

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2. Устный опрос (повторение теоретического материала);

3. Коллективная работа.

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся; тест.

5. Дано домашнее задание.

6. Итоги урока были подведены учащимися.

Метод обучения, использованный на уроке, частично-поисковый.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

Учебная работа на уроке была разнообразна : индивидуальная, работа с дидактическим материалом, взятом из текстов к ЕГЭ, работа в паре, индивидуальные задания. Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

Темп работы был несколько ускоренный, но учащиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов»
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 21:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД