Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Лика Багаева
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Актуальность заключается в том, что согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) среди целевых ориентиров в сфере физического развития отмечается развитие крупной и мелкой моторики ребенка [4].

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

Проблема развития мелкой моторики представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Итак, мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой [1, с. 46 – 47].

По мнению И. М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращается внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству [3].

В работе с нетрадиционными техниками рисования дети экспериментируют, исследуют, играя с самыми разнообразными материалами: краской, мелками, воском, карандашами, камешками, щепками, бумагой, опилками и пр. Можно сказать, что маленький ребенок «говорит» руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно.

Для развития творческих потенциальных возможностей ребенка можно предложить рисование на стекле, кальке, ткани при этом использовать гуашь, восковые мелки, гусиные перья, поролоновые тампоны.

Рисование руками снимает с ребенка неуверенность в себе, страх, что у него не получится рисунок. А с помощью «пальцевой живописи» он может научиться, с одного раза, рисовать зверюшек, птиц, волшебных персонажей и будет доволен собой. А на следующем занятии он спокойно возьмет тампон из поролона и нарисует что-то свое, новое, необычное.

Ребенка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях и в повседневной жизни учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.

Вот примерный их перечень:

1. Одной из простейших графических техник считается монотипия. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название – монотипия (от греческого monos – один, единый и tipos – отпечаток). Количество красок в монотипии – любое.

2. Диатипия (от греческого dia – сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисовать картину прямо на кальке. Последнюю положить поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и оттиск готов.

3. Техника акватуши или акватипии. Развести гуашь и крупно, широкими мазками нарисовать на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека – что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).

А затем проявить рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь – лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

4. Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от французского gratter – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапанья.

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом – скребком, ножом, вязальной спицей – процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

5. Печать-клише. В качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой, чтобы его удобно было взять в руку. Одну сторону бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а на картон – узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а, например, из веревки. Накатываем краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани.

При помощи печати-клише легко украсить косынку, носовой платок. Сюжетов много: изображения цветов, листьев, птиц, животных, человеческих фигурок, ваши инициалы. Несложно выполнить в этой технике небольшой коврик, салфетку, отпечатав узор на куске мешковины или на любой плотной ткани.

5. Водяная печать. Подробно разработала приемы работы в технике водяной печати Линда Маркус. Она наливает краску на воду, а сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название «водяная печать», так как печатанье происходит прямо с водяной поверхности. Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью или золотой или серебряной краской.

6. Рисование жесткой полусухой кистью. Материалы и инструменты: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.

На кисть набирается краска (вода практически не используется, и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

7. Рисование пальчиками («пальчики-палитра»). Материалы и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами – рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

8. Рисование ладошкой. Материалы и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

9. Оттиск печатками из картофеля («печатки»). Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы). Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

10. Оттиск поролоном. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

11. Оттиск смятой бумагой. Материалы и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

12. Восковые мелки (свеча) + акварель. Материалы и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

13. Кляксография обычная. Материалы и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и больше). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

14. Кляксография с трубочкой. Материалы и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и более, трубочка (соломинка для напитков). Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку, или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая.

Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

15. Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»). Материалы и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа. Ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа, прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.

16. Набрызг. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка. Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, – краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

17. Отпечатки листьев. Материалы и инструменты: листья разных деревьев (опавшие, гуашь, кисти. Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью [2].

Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на занятиях : в его начале педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.

Во второй младшей группе занятия с различными техниками рисования, включены в непрерывную образовательную деятельность три раза в неделю в первую половину дня по пятнадцать минут.

Блоки занятий направлены на развитие творческих способностей, мелкой моторики рук детей, которые осуществляются через различные виды продуктивной деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания через освоенные нетрадиционные техники.

В непосредственно-образовательной деятельности используются различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.

Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.

Дети очень любят рисовать пальцами. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Например, в непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию (пальчиками) «Пятнышки для жирафа» дети стараются отвечать на вопросы воспитателя, эмоционально откликаться на показ игрушки животного, проявляют интерес к рисованию пальчиками. Развивалась техника рисования, которая включала развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Весело проходит рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Обучаются дети и такой технике как тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Детям нравится делать отпечатки листьями. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. В непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию (отпечатки листьев) «Листопад» дети знакомятся с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»; закрепляют умение аккуратно использовать краску при работе; у детей развивается фантазия, творческие способности; мелкая моторика рук; чувство композиции, цветовосприятия; формируются эстетический и художественный вкус; воспитывается интерес к осенним явлениям природы, эмоциональная отзывчивость на красоту осени; интерес к процессу рисования.

Делать аппликацию из манки могут дети 3 – 4 лет. Детям по силам нарисовать понравившийся им рисунок клеем, а затем засыпать его манной крошкой. В процессе непосредственно образовательной деятельности «Деревья в снегу» у детей расширяются представления о природном явлении снегопаде. Дети учатся наносить «снежные шапки» на приготовленных заранее ветках деревьев. Формируются зрительно-двигательные связи, развивается мелкая моторика, движения пальцев становятся более уверенными.

В ходе использования нетрадиционных техник в работе с детьми 3 – 4 лет, у них совершенствуется координация движения рук, зрительно-двигательная координация, идет развитие мелкой моторики. У детей формируются изобразительные умения и навыки, наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость.

Список литературы

1. Лобанова Н. А., Соловьёв А. Г. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у лиц пожилого возраста / Материалы XX Международной научно-практической конференции «Пожилой больной. Качество жизни» // Клиническая геронтология. 2015. № 9 – 10. С. 46 – 47.

2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. : Каро, 2016. 96 с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М. : Знание, 2007. 168 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 01:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД