МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру

Позднякова Анна Анатольевна
Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО "ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ"

Говорченко А. А

МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» В. А Черниченко

Аннотация. В статье дается характеристика понятия «познавательный интерес»; описывается методика развития познавательного интереса у дошкольников на занятиях «окружающего мира». Предлагаются методические рекомендации и технологии реализации данной методики.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру» размещена в разделах

Всем известно, что ФГОС НОО перед учителем или воспитателем ставит цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческие способности, интерес к учению, формирование желания и умения учиться. Но многие дети со временем могут потерять интерес, а он в свою очередь выступает ведущим фактором построения учебного процесса. Еще на заре развития педагогики ведущие ученые признавали необходимость интереса для эффективности обучения в целом. Именно поэтому на протяжении всего обучения надо развивать познавательный интерес у дошкольников.

Познавательный интерес – это особая значимая область общего феномена «интерес». Сферу познавательного интереса включает процессы приобретения дошкольником знания, овладения знаниями, а также процесс учения в целом, которые дает возможность приобретения необходимых способов познания и определяет постоянное поступательное движение вверх воспитывающегося. Именно благодаря познавательному интересу ребенок должен овладевать знаниями, представленными в дошкольных занятиях. Именно познавательный интерес играет ведущую роль в формировании личности, так как познавательная деятельность способна активизировать психические процессы личности, приносить ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, а также содействовать эмоциональному подъему.

Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод [2, с. 209].

Для того что бы развивать познавательный интерес у дошкольников на уроках окружающего мира, необходимо использовать дидактическую игру. Ведь ее роль в начальном звене еще достаточно высока, но уже трансформируется как содержание, так и направленность самой игры. Однако необходимо помнить, что игра и учение выступают двумя разными видами деятельности, различия между этими двумя понятиями фиксируются на качественном уровне. Переходными формами в данной ситуации могут выступать дидактические игры, которые специально создаются для процесса обучения.

Дидактические игры, а также игровые приемы обучения позволяют реализовать важную цель: за счет внедрения в учебный процесс значительно облегчается переход к учебным занятиям, он становится постепенным и легким для усвоения ребенком. А если ребенку все понятно и доступно у него начинает проявляться познавательный интерес.

Дидактическая игра реализует ряд функций:

- позволяет формировать устойчивый интерес к учению, а также снимать напряжение в учебном процессе;

- формирует определенные психические новообразования и собственно-учебную деятельность;

- формирует учебную самостоятельность, самоконтроль и самооценку;

- формирует адекватные взаимоотношения и социальные роли.

Структура дидактических игр представлена:

1) дидактической задачей, где определяются цели обучения;

2) игровой задачей, при которой определяются игровые действия;

3) игровыми действия, где решаются познавательные, а также игровые задачи;

4) правилами игры, включающими комплекс учебных норм и нравственных требований к выполнению задания;

5) результатом игры, когда подводятся основные итоги.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на [1, с. 23] : словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.

На занятиях окружающего мира лучше всего использовать словесно - предметные и настольно-печатные дидактические игры для развития познавательного интереса.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Словесные игры помогут активизировать познавательный интерес детей. Несомненно, повысится активизация процесса мышления, а сложности, связанные с умственной работой, легко будут преодолеваться у детей.

Примером словесных игр может быть игра «Узнай, кто это», которую можно провести на первых уроках знакомства с воспитателем и друг с другом.

Цель игры: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Ведущий (ребенок или воспитатель) описывает кого-то из воспитанников, а остальные все отгадывают, кто это. Например: «У нас в группе есть девочка с кудрявыми волосами, которая очень любит смеяться».

Другим примером может послужить дидактическая игра «Домашние и дикие животные».

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Воспитатель показывает изображение животного, а ребенок говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова) и т. д

Настольно-печатные игры - это целенаправленные, ограниченные правилами игровые действия со специально изготовленным художественно - оформленным игровым материалом.

Такие игры бывают с парными картинками, с фишками, со звуковыми схемами слов, также всегда относится лото, домино и прочее. Рассмотрим некоторые из них:

а) подбор картинок по парам: самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; потом задания могут усложняться: воспитанник объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу;

б) подбор (классификация) картинок по общему признаку: здесь требуется обобщение, установление связи между предметами (картинками);

в) запоминание состава, количества и расположения картинок: этот вид игр направлен развитие памяти, запоминание и припоминание; на закрепление знаний о количественном и порядковом счете; на установление пространственных отношений (справа, слева, вверху и т. д.); на развитие речи дошкольников;

г) составление разрезных картинок: задача этого вида игры - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет; усложнением в этих играх может быть увеличение качества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок;

д) описание, рассказ по картинке с показом действий, движений: в таких играх учитель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество; в этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Это не все дидактические игры, которые можно использовать на занятии окружающего мира, можно так же применять в обучении следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ

В подготовку к дидактической игре входит:

1) отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

2) установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3) определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

4) выбор места для игры;

5) определение количества играющих;

6) подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

7) подготовка к игре самого педагога;

8) подготовка к игре детей.

Проведение дидактических игр включает:

1) ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

2) объяснение правил и хода игры;

3) показ игровых действий;

4) определение роли педагога в игре;

5) подведение итогов игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В результате работы с дидактической игрой у ребенка проявляется интерес - стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство - стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность - желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления - способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз.

Целенаправленно применяя дидактические игры в учебном процессе, педагог повышает мотивацию обучения дошкольников. Дети с удовольствием идут в детский сад, так как учебный процесс для них становится окрашенным положительными эмоциями. За счёт дидактических игр происходит повышение эффективности развития речи ребенка, а его познавательный интерес к обучению растёт от занятия к занятию.

Литература

1. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко – М., 2012.- 254с.

2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М. : Карапуз, 1998 г. - 218 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 лет Ко Дню домашних птиц на МААМ. Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом»Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом» Программные задачи: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении. Учить устанавливать влажность почвы, пригодную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру
Опубликовано: 25 августа 2020 в 10:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД