Лилия Артемьева
Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на углубленную тему: Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью (слайд 1).
Задачи и цели углублённой работы по развитию речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью : (слайд 2)
Цель: использование продуктивной деятельности как одного из условий активизации речи и развитие полноценной личности детей-логопатов
Задачи:
> Активизация словаря.
> Создание эмоционально-положительного настроения.
Публикация «Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.
> Знакомство с сенсорными эталонами.
> Развитие мелкой моторики рук.
> Развитие умений по продуктивной деятельности.
Преимущества и важность применение в работе с детьми-логопатами продуктивной деятельности с позиции развития речи : (слайд 3) :
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность.
Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями.
В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему.
Способы и приемы, применяемые для активизации детей в продуктивной деятельности (слайд 4) :
Проектная деятельность
Игровые приемы
Наблюдение детьми за процессом создания объекта
Игровые упражнения
Образовательные ситуации
Органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.)
Целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес
Экспериментирование и опыт и т. д.
В своей работе с детьми-логопатами придерживаюсь индивидуального подхода в процессе продуктивной деятельности (слайд 5)
Разрешение рисованных проблемных ситуаций (слайд 6)
Я рассказываю детям короткую историю с простым сюжетом. Герои рассказов сталкиваются с различными несложными трудностями. Детям нужно их разрешить, найти выход.
Коммутирование и разбор путаниц (слайд 7)
Путаницы, так же как и рисованные загадки, являются уникальным средством для развития речи. В весёлой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений); их взаимосвязь с окружающей действительностью.
Начинала я с наиболее простых путаниц, типа: картинка, на которой на фоне летнего пейзажа стоит снеговик; мальчик надевает на ноги перчатки; в зимнем лесу дети собирают грибы и т. д. Обычно я сама принимала вид человека, который чего-то недопонимает. Дети с готовностью спешат мне помочь разобраться с хитростями художника.
КЛЯКСОГРАФИЯ (слайд 8)
Этот вид задания очень хорошо развивает фантазию детей, их речь. Причём это упражнение выполняют дети не только с кляксой на бумаге, но и повсюду, что их окружает: облака, пни, лужи. Многие сравнения для меня были совсем необычны, неожиданны.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ РИСУНОК И ОБЪЯСНИ» (слайд 9)
Раздаю детям картинки-рисунки, например, с лесным пейзажем или фруктами.
Дети дорисовывают зверей, грибы, цветы, птиц, солнце и т. д. и объясняют, почему они это нарисовали.
Целенаправленные экскурсии и прогулки на свежем воздухе (слайд 10)
ПРИДУМЫВАНИЕ НОВОЙ СКАЗКИ И РИСОВАНИЕ ОБЩЕЙ КНИЖКИ-РАСКЛАДУШКИ (слайд 11)
Каждый ребенок придумывает свой сюжет с общими героями, а потом рисует это на листе бумаги. Всё это сшиваем и получаются сказки, которые каждый ребенок рассказывает по-своему.
Геометрическая мозаика (аппликация) (слайд 12)
Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги.
наподобие мозаики, на бумаге изображаются схемы предметов, данная методика способствует развитию воображения, мелкой моторики, внимания.
Аппликация увлекает и очень нравится детям (слайд 13)
Применение техники оригами (слайд 14) - складывание листа бумаги в различных направлениях.
Конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание
(слайд 15)
Объемная аппликация (слайд 16)
Использование предметно-развивающей среды для продуктивной деятельности (слайд 17)
Упражнение НАУЧИ МЕНЯ ТОМУ ЧТО УМЕЕШЬ (слайд 18)
Это упражнение я использовала для закрепления навыков и умений детей. Это придаёт детям уверенность в своих силах. Дети изображали то, что считали нужным, затем было совместное обсуждение
Использование мнемотехники в сочетании с продуктивной деятельностью (слайд 19)
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении.
Лепка как основной вид продуктивной деятельности (слайд 20)
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
В процессе всей своей деятельности я работала по развитию у детей способностей, которые я разделила на 4 основные группы (слайд 21)
1 группа: способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций.
Сюда же относится и восприятие картин, иллюстраций, живописи. При этом, восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие образы и чувства.
2 группу составляют двигательные способности, "умелость руки”, включающая в себя и координацию движений руки под контролем зрения.
В 3 группу включены способности, которые можно определить как образное мышление (способность детей самостоятельно анализировать, сравнивать, оценивать).
4 группа: способности воображения, творчества.
В работе использую театрализованную деятельность в интеграции с продуктивной (слайд 22)
Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности :
Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Результаты работы по углубленной теме: Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью : (слайд 23)
Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи. Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования продуктивной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей-логопатов
Благодарю за внимание! (слайд 24)