Получи документы

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушенным зрением с применением игровой методики «Танграм»

Раиса Добрыдина
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушенным зрением с применением игровой методики «Танграм»

Любая зрительная патология отрицательно влияет на качество восприятия представленного игрового и развивающего материала. Чтобы научить ребенка с нарушенным зрением умению анализировать и воспроизводить действия с предметами, игрушками, картинками, нужно, прежде всего, научить его различать цвета, формы и величинные представления.

Публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушенным зрением с применением игровой методики „Танграм“» размещена в разделах

Так как у детей с нарушением зрения недостаточно развито восприятие цвета, формы, величины. Поэтому формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормальновидящих детей.

Также при патологии зрения у детей возникает ряд вторичных нарушений, связанных с ослаблением познавательных процессов (памяти, представления, восприятия, воображения, ощущения, мышления, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов и др., ограничивается овладение социальным опытом. Благодаря сформировавшимся познавательным процессам, ребенок начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Для успешной социальной адаптации у детей с нарушением зрения, необходимо уделять особое внимание формированию сенсорных эталонов.

Усвоение детьми сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами, формами и величинами. Формирование сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины.

Игра «Танграм» является оптимальным средством повышения уровня сенсорного развития детей : с помощью этой игры дети узнают и закрепляют название геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, их свойства, отличительные признаки, овладевают способами обследования форм зрительным и осязательно - двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры, тем самым учат ориентироваться в пространстве.

Игра - головоломка «Танграм» – популярный вид интеллектуальных игр, как у детей, так и у взрослых. Развивающий эффект таких игр обусловлен физиологическими процессами, которые протекают в растущем головном мозге ребенка во время составления силуэтов и фигур, кроме того манипуляция мелкими предметами развивает мелкую моторику рук. Такие игры развивают интеллект столь же эффективно, как и непосредственные умственные нагрузки.

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

Играя в эту игру, ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

В процессе выполнения заданий в ходе игры проводился ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них другой, соотношение фигур по размеру, величине, умение соотносить цвета. Все детали «Танграма» в комплексе составляют единый квадрат, размером 8x8 см. из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезанный на 7 частей.

Как сделать «Танграм»

Танграм можно сделать из двустороннего картона или цветной бумаги. Для того чтобы решить задачу по формированию тактильного восприятия можно фигуры из картона обклеить с двух сторон наждачной бумагой или бархотной, также можно использовать другие виды бумаг. Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Детям будет интереснее работать с магическим квадратом, если раскрасить каждую из семи фигурок в разные цвета. Если за основу был взят цветной картон, то дети могут поставить на своих фигурках метки, печати, узоры, чтобы не перепутать их с фигурками соседа по столику.

Игру можно изготовить по готовому шаблону. Распечатать шаблон и разрезать по линиям. Можно и без шаблона. В квадрате размером 8x8 см. чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

1 этап. С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Затем можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик конфетка.

2 этап.

Через несколько занятий и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

3 этап.

Складывание фигурок по образцу – контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.

Варианты:

• Домик. Здесь основанием может служить большой треугольник или два больших треугольника, а из оставшихся частей собрать крышу, трубу. Домик может быть с окошком, крыльцом, длинной или короткой трубой.

Кораблик. Это может быть и лодочка, и корабль с мачтой, парусами. Основание корабля можно сложить как большое, так и малое, а паруса – огромные, «наполненные ветром», или один небольшой парус. Возможно, кто – то сможет собрать и теплоход с трубой.

• Посуда. Детям можно предложить составить кастрюлю, кружку, вазочку на ножке, чайник.

Другие варианты: человечек, кошка, птица и др.

Получив первые навыки игры, задания для танграма, темы следующих занятий могут предложить и сами дети.

Танграм : сказка с заданиями

Наиболее интересным вариантом занятия с магическим квадратом для детей будет занятие в форме сказки. Можно выбрать любую сказку в соответствии с возрастными интересами дошкольников.

Возьмем, к примеру, мультфильм «Приключения Лунтика и его друзей». Дошкольникам хорошо известны все его персонажи. Можно предложить им собрать образ главного героя – Лунтика, бабу Капу, генерала Шера, Кузю, Пчеленка, Вупсеня и Пупсеня, жабу Клаву и других. Начало сказки, как правило, помнят все дети: «Однажды, на Луне родился малыш…». Далее, в соответствии с сюжетом выбранной серии, герои могут встретиться на цветочной поляне (собираем цветок, поиграть в мяч (собираем мяч, сидеть за столом и пить чай с пирогом (собираем стол, затем посуду, пирог).

В соответствии с возрастными особенностями и интересами дошкольников можно усложнить занятие, внеся соревновательный элемент: мальчики собирают персонажей мужского рода – Лунтика, Кузю, паука Шнюка, а девочки – женского – Милу, бабу Капу, бабочек, жабу Клаву, пиявку и т. д.

Можно также посмотреть с ребятами одну из полюбившихся серий мультфильма и вместе выбрать образы героев и предметов для составления их из фигур танграма.

Сказка по игре «Танграм».

В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на несколько (7) геометрических фигур. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 геометрическую фигуру он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. «А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок. С тех пор с Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей.

А вы, догадайтесь как можно из квадрата получить кораблик, переложив 1 геометрическую фигуру.

Сказка по игре «Танграм».

За семью горами, за семью холмами в королевстве математики жили - не тужили мудрые человечки. Они были весёлыми, добрыми и дружили со сказочными животными и птицами.

Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот,когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. «О» - воскликнул он. «А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Ребята, давайте мы с вами снимем заклятие злого колдуна со сказочного Математического королевства.

Приступаем к работе.

Также с помощью игр в танграм можно обыгрывать русские народные сказки. Например «Теремок»

Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт. Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных).

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Книга в жизни дошкольника с нарушенным зрениемКнига в жизни дошкольника с нарушенным зрением Методические рекомендации. Книга – главный путь развития эмоционально-познавательной деятельности детей с нарушением зрения в работе дошкольного.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушенным зрением с применением игровой методики «Танграм»
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 12:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД