Получи документы

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Тагвиашвили Инна
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Программа обучения детей театральному мастерству

Развитие творческих способностей дошкольников посредством

театрально-игровой деятельности

Руководитель группы с театральной направленностью :

Тагвиашвили И. А.

г. Петропавловск-Камчатский

Содержание:

Пояснительная записка….

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах

1. Особенности обучения детей театральному мастерству в разные возрастные периоды….

2. Особенности этапов работы над

спектаклем (постановкой….

Заключение….

Приложение…

Пояснительная записка

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые, не очень контактные, часто замкнутые…. Но всех их объединяет одна беда - они всё меньше и меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях, способных творить, удивлять и восхищать. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, мы пришли к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников. Важная часть работы воспитателя – научить ребенка видеть прекрасное, научить уважать окружающих, любить свою Родину, быть патриотом.

Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир [2]. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.

Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. [7] Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре ребенок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

На сегодняшний день, когда в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, стремление родителей обусловлено тем, чтобы дать детям только «сухие» знания, ограничив их (детей) в развитии способности чувствовать, сопереживать, творить.

Цель нашей работы – создание благоприятных условий для воспитания социально активной, творческой личности, способной

Для достижения этой цели нами были обозначены следующие задачи:

1. Сформировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней.

2. Научить детей понимать эмоционального состояния других людей и живых существ и развивать умение выражать свое эмоциональное состояние с помощью театральных приемов.

3. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнё рские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

4. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в произведениях.

5. Сформировать у дошкольников бережного отношения к малой Родине, знаний об историческом прошлом края.

6. Привить основы исполнительской, зрительской и общей культуры.

В работе мы используем следующие методы и приё мы:

- показ и объяснение;

- знакомство с правилами игр и их разучивание;

- чтение и воспроизведение художественных произведений;

- беседы;

- опросы;

- заучивание стихов, песен, потешек, скороговорок;

- пальчиковая гимнастика;

- имитация движений и звукоподражание;

- просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д. ;

игры – драматизации;

- упражнения по формированию выразительности, развития мимики, - пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д. ;

- игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации;

- подвижные речевые игры с персонажами сказок;

- элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия);

- музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения.

Время реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года в соответствии с возрастными особенностями каждого периода дошкольного развития с 3 до 7 лет.

В завершении реализации программы ребенок должен:

1. обрести целостную установку по отношению к самому себе;

2. уметь удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в произведениях;

3. знать и применять на практике основы исполнительской, зрительской и общей культуры;

4. увеличить объём представлений, знаний изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё «Я».

5. уметь самостоятельно передавать исполняемый образ;

6. взаимодействовать со сверстниками в организации представлений.

Проблемы, возникающие в ходе реализации программы и способы их решения

Не сразу и не каждый ребёнок согласен выступать в той или иной роли какого-либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения мы выстраиваем работу таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого в группе созданы благоприятные условия: создан уголок театрализованной деятельности. В нё м широко представлены:

- различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр игрушки);

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит);

- книжный уголок.

Творчеству детей способствует контакт педагогов с родителями воспитанников. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их творческой деятельности.

1. Особенности обучения детей театральному мастерству в разные возрастные периоды

В младших группах (3-4 года) дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Практикуется чтение педагогом сценария. А воспроизведения действия на сцене осуществляется детьми. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку, игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры - драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры (настольный театр игрушек, пальчиковый театр). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:

• Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.

• Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)

Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.

В среднем возрасте (4-5 лет) ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. [4] Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. [11] Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

Усложняются театрально - игровые умения детей:

• Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников).

• Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения.

• Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола.

• Умение овладевать качествами оформителя спектакля.

• Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.

В старшей группе (5-6 лет) дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого организуются экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. [10] Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По-новому идёт приобщение детей к театральной культуре : знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж. [5]

Развиваются специальные умения :

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.

«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.

• Дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет). В этом возрасте игра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Развиваются специальные умения :

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты.

«Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.

«Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.

2. Особенности этапов работы над спектаклем (постановкой)

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. Время работы на первом этапе рассчитано на 1-2 недели. В этот период идет формирование заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе играют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробирование ролей. Это позволит наиболее правильно подобрать и распределить роли среди актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок.

Второй этап целиком посвящен подготовке к проведению спектакля и выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

- выразительное чтение литературного произведения;

- знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные);

- знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.);

- художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)

- анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в данных событиях, приняв на себя определенную роль;

- распределение ролей;

- подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки;

- работа над ролью;

- работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке.

Третий этап посвящен организации представления: подготовка костюмов, оповещение родителей и других зрителей о дате и времени проведения спектакля. Оформление группы к представлению, последние репетиции. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Заключение

Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

Слово «творчество» означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё [9]. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям [12].

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

В ходе реализации программы нашими зрителями были не только родители наших воспитанников, но и дети из других групп детского сада. Мы старались, чтобы «маленькие актеры» развивали способность игры для аудитории. Неоднократно, мы принимали участие в различных городских и краевых конкурсах художественного творчества. Одним из таких конкурсов стал краевой экологический марафон «Камчатка-наш дом». На протяжении 4 лет мы выставляли на указанный конкурс спектакли экологической направленности, которые представлены в приложении к данной работе. Высоким результатом нашей деятельности считаем то, что наши постановки занимали 3-е и два 2-х места, а в 2013 году мы стали победителями конкурса «Камчатка – наш дом» со спектаклем «Грустная сказка о корове Стеллера». Игра наших воспитанников была высоко оценена членами жюри конкурса.

Перспективу нашей деятельности мы видим в том, чтобы сформировать у детей чувство причастности к театру, как виду большого искусства, чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобрело свой колорит, свои особенности, индивидуальность, способствовало развитию его духовности. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление привнести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших дошколят интересней и содержательней, наполненной радостью творчества. Мы очень надеемся на то, что искорки творческого мастерства, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий взрослый интерес к творчеству.

Библиография

1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.

2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб. : Союз, 2001.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991.

4. Вместе весело шагать // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.

5. Генов Г. В. Театр для малышей. - М. : Просвещение, 1968.

6. Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. - М. : Госиздат, 1955.

7. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М. : Просвещение, 1982.

8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2001.

9. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.

10. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

11. Немов Р. С. Психология. - М. : ВЛАДОС, 2001.

12. Соловьева Н. Театр кукол. - М. : Госиздат, 1960.

13. Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

14. Сорокина Н. Л., Миланович Л. Г., Мерзлякова С. И., Ермолаева М. В. Театр - творчество - дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.

15. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.

16. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.

17. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1990.

18. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду». М., 2007 г.

19.. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.

20. Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
Опубликовано: 31 марта 2020 в 13:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД