МААМ-картинки

Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Мария Пронина (Береда)
Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ у детей младшего дошкольного возраста путем реализации игры.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка.

Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей (игре) принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Познавательные процессы - это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.

Публикация «Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр» размещена в разделах

1. ВОСПРИЯТИЕ - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

Учить соотносить предметы по величине.

Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Формировать умение составлять из частей целое.

Различать основные признаки разных времен года.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Формирование сенсорных эталонов формы.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры для развития восприятия :

«Чей контур?»

Развивающая игра «Кто или что, где находится?» (в разных частях картинки находятся предметы окружающего мира или животные. Ребенку дается вопрос : «Кто,что находится по середине, в правом углу картинки»)

2. ВНИМАНИЕ – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольников:

Часто менять формы деятельности.

Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.

Создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения способствующие развитию внимания:

1. "Да и нет не говорите. Белого и черного не носите".

2. Игры – головоломки, загадки

3. "Найди отличия".

4. "Найди два одинаковых предмета".

5. "Будь внимателен" (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

6. "Волшебное слово" (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!").

7. "Угадай,что пропало", (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

8. "Назови, что ты видишь" (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

3. ПАМЯТЬ. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок 3-4 лет легче запоминает то,что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

Рекомендации по развитию памяти (данные методы не требуют специальной подготовки.):

Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.

Обучение культуре запоминания.

Учить ребенка вспоминать последовательность событий.

Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.

Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Игры и упражнения способствующие развитию внимания:

«Игра в слова». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить:

слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

«Я положил в мешок». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

4. Речь. Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.

Рекомендации по развитию речи дошкольника.

Проводить с детьми артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».

Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.

Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)

Обогащать пассивный и активный словарный запас: учить называть предметы ближайшего окружения;

Знакомить со значением слов, обозначающих: основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); форму предметов (круглый, квадратный, овальный); параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий); различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);

Обозначать словами свои и чужие действия.

Игры и упражнения, способствующие развитию речи:

«Скажи какой» (учить выделять и называть признаки предмета);

«Чей голос?» (учить различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша);

“Один — много” (один кот,много- котов и т. д)

“Какой суп, если он из гороха?- Ответ: гороховый и т. д.

“Кто больше увидит и назовет”(выделять и обозначать словом внешние признаки предмета);

“Что напутал Буратино?” (учить находить ошибки в описании и исправлять их);

“Исправь ошибку” (учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их).

Пальчиковые игры («Это пальчик дедушка.», «Мы делили апельсин.», «1,2,3,4, мы с тобой снежок слепили.» и т. д.)

5. Мышление. МЫШЛЕНИЕ высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Рекомендации для работы с детьми по развитию мышления:

Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.

Составлять группу из отдельных предметов.

Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.

Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

Учить сравнивать предметы.

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

"Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).

«Доскажи словечко" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

"Антонимы" (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).

"Уникуб", "Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.

Загадки.

Публикации по теме:

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр
Опубликовано: 26 марта 2020 в 21:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр» (включая файлы) размещена пользователем Мария Пронина (Береда) (УИ 264288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД