Папки-передвижки

Развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3–4 лет с помощью дидактической игры

Людмила Кондрашкина
Развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3–4 лет с помощью дидактической игры

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Рассмотрено влияние дидактической игры как эффективного средства развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет. Описан механизм и результаты обследования уровней развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены и обоснованы педагогические условия эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольных образовательных организациях. Описано содержание работы формирующего этапа эксперимента. Представлены промежуточные результаты, полученные в процессе экспериментальной работы с детьми младшей группы.

Публикация «Развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3–4 лет с помощью дидактической игры» размещена в разделах

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, дидактическая игра, младший дошкольный возраст.

Дошкольное детство является оптимальным периодом для формирования познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности. Мир, окружающий ребенка дошкольного возраста, представляется ему довольно разнообразным, а свойственная возрасту потребность в новых впечатлениях и знаниях, стимулирует его к познавательной деятельности. Дошкольник задает вопросы, касающиеся доступных и недоступных его непосредственному восприятию предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям окружающего мира. Так, параллельно с познавательной деятельностью у ребенка возникает интерес к деятельности исследовательского характера.

Эти особенности развития детей дошкольного возраста нашли свое отражение в государственных документах, регламентирующих цели и содержание дошкольного образования. Так, в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что реализация программы дошкольного образования должна проходить в специфических для дошкольного возраста формах деятельности : общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) [5].

Проблема познавательной и исследовательской деятельности детей всегда была предметом изучения педагогов и психологов. Ее роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста подчеркивали в своих работах еще А. Дистервег, Я. А. Коменский, М. Монтессори, Й. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель и др. Они отмечали эффективность обучения детей при условии перехода от простого запоминания знаний к их получению на основе познавательно-исследовательской деятельности, которая должна отличаться разнообразием, соответствовать силам и возможностям детей.

М. И. Лисина рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природных явлений, решения проблемных заданий, практически преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения [1].

Л. А. Парамонова считает, что результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям [2]. Один из наиболее известных авторов, изучавших проблему познавательно-исследовательской деятельности детей, А. И. Савенков, раскрывает ее как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих. Ученый описывает алгоритм действий в познавательно-исследовательской деятельности. Он включает: выявление проблемы, которую можно исследовать; выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний; определение цели исследования; определение задач исследования; выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом); составление предварительного плана исследования; проведение эксперимента (опыта, наблюдения, проверка гипотезы, формулирование выводов; указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы [3].

Анализ исследований авторов по проблеме познавательной и исследовательской деятельности личности позволяет сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, позволяет активизировать процесс познания, придавая ему исследовательский, творческий характер. Ее организация на этапе дошкольного детства носит практико-ориентированный характер с учетом интересов и потребностей ребенка.

Среди возможных средств развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста особого внимания заслуживает дидактическая игра. Она одновременно является формой игровой деятельности и реализует цели, задачи познавательно-исследовательской деятельности. Этот вид игр способствует развитию мышления, логики, творческих способностей у детей, позволяет в игровой и наглядной форме продемонстрировать им взаимосвязь между живыми и неживыми объектами в природе, социальными явлениями в обществе и т. п. Познавая окружающий мир, ребенок-дошкольник делает много открытий. Когда он слышит, видит, делает своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Именно дидактическая игра позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте.

В процессе использования дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развивается умение работать самостоятельно и в коллективе сверстников, они учатся определять причины неудач собственной познавательно-исследовательской деятельности, делать элементарные выводы. Дидактические игры способствуют также нравственному воспитанию детей при знакомстве с явлениями или объектами окружающего мира, формируют у них первичные представления о себе и других людях.

Вместе с тем, несмотря на значительный вклад педагогов-практиков в разработку дидактических игр для дошкольников и обширное изучение проблемы формирования познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, не была глубоко исследована проблема развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет. В том числе, широко не изучалось использование дидактических игр с целью формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников, что обусловило наш научный поиск.

Целью исследования стало: проанализировать актуальность и эффективность использования системы дидактических игр в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет.

Объект исследования: познавательно-исследовательская деятельность детей 3-4 лет.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет будет более эффективным, если включить в него систему специально подобранных дидактических игр.

Для проверки ее истинности было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало: выявить начальный уровень развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада №190 «Дюймовочка» г. Тольятти. В экспериментальную группу входило 20 детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента использовали диагностический материал для обследования познавательной сферы детей 3-4 лет из «Диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста» ( авторы-составители: Савченко М. В., Котова Л. Н., Бридько Г. Ф.) [4]. Были проанализированы следующие показатели познавательного развития детей : умение устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями; владение знаниями о явлениях общественной жизни, о некоторых домашних животных; умение определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать конкретный смысл слов «много», «один», «столько же», «ни одного»; умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму; умение группировать предметы по цвету, размеру, форме; понимание смысла обозначений «вверху-внизу», «впереди-сзади», «слева-справа», «над-под»; умение различать понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «зима», «лето».

Обследование позволило выявить следующие результаты: к высокому уровню развития познавательно-исследовательской деятельности были отнесены 5% детей экспериментальной группы, средний уровень выявили у 60% детей, 35% детей было отнесено к низкому уровню развития познавательно-исследовательской деятельности. Такие результаты убедили нас в необходимости проведения работы формирующего характера.

Целью формирующего этапа эксперимента было: эмпирически доказать роль дидактической игры в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Для этого была разработана модель развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет с помощью дидактической игры. Она состояла из трех блоков: целевого, содержательного и технологического. В целевом блоке были выделены задачи и педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Было отмечено, что первостепенными условиями при организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных организациях, являются:

- создание картотеки дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием в данной возрастной группе;

- подбор необходимого дидактического материала, обновление, изменение с учетом образовательных задач и возраста детей;

- создание авторских дидактических игр, картотеки опытов и экспериментов с учетом правил безопасности;

- создание банка атрибутов к словесным дидактическим играм;

- обеспечение наличия дидактических игр различной сложности для индивидуального подхода к развитию каждого ребенка;

- определение установленного времени на познавательно-исследовательскую деятельность как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей;

- создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей проявлению активности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.

В содержательном и технологическом блоке были выделены направления работы по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет, описана система дидактических игр, позволяющих реализовать задачи каждого из направлений, а также особенности организации работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей с помощью дидактической игры.

Указанная система включала дидактические игры по следующим направлениям:

- группирование предметов по заданным признакам («Подбери вагончики к локомотиву», «Подбери бант кукле», «Посади бабочку на свой цветочек», «Матрешки – сестрички», «Три медведя», «Подбери фигуру» «Почему квадрат не катится?»);

- ориентировка в пространстве («Спрячем и найдем», «Кто за кем», «Кукла Маша спряталась»);

- ориентировка во времени, закрепление представлений о частях суток («Наш день», «Когда это бывает», «Разложи по порядку»);

- количественное соотношение двух групп предметов («Возьми столько же», «Помоги цыплятам», «Сколько снежинок у Снегурочки», «Помоги Белочке разделить грибочки», «Два жадных медвежонка»);

- установление простейших связей между воспринимаемыми предметами и явлениями («Парные картинки», «Рассмотри предметы и назови только мебель»);

- элементы ТРИЗ (синектика; «Парные картинки»);

- экспериментирование («Вода, какая она?», «Играем с глиной»);

- изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов («Домик для кукол», «Гараж для машин»).

В рамках реализации педагогических условий, обоснованных в инструментальном блоке модели, в группе был создан центр экспериментирования «Почемучка». Дизайн центра соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Основная тематика – «Опыты и эксперименты с водой и песком». В экспериментальном центре «живет» персонаж кукла Почемучка, которая с помощью игровых заданий, опытов и экспериментов помогает активизировать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. Такие мероприятия побуждают детей к взаимодействию друг с другом и с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в центре «Почемучка» экспонатами и в процессе игры обогащают свой опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит развитие исследовательского типа мышления, мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.

Использование центра экспериментирования «Почемучка» происходило как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

В ходе проведения формирующего этапа эксперимента были получены промежуточные результаты. Наблюдения за детьми в процессе целенаправленной игровой деятельности исследовательского характера указывают на качественные сдвиги, произошедшие в развитии их познавательно-исследовательской деятельности. Младшие дошкольники проявляют живой интерес к деятельности такого характера, проводят много времени в центре экспериментирования, самостоятельно организовывают игры с дидактическими пособиями, разработанными нами. Свое отражение используемые нами дидактические игры нашли в сюжетно-ролевых играх детей. Кроме того, наблюдения за детьми в процессе организованной образовательной деятельности указывают на расширение у них знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, их свойствах, признаках, материалах и формах. Это свидетельствует об эффективности работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Перспективу дальнейшей экспериментальной деятельности видим в проведении контрольного этапа исследования с целью количественной оценки эффективности применения дидактических игр в познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет.

Список литературы

1. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 18-35.

2. Парамонова, Л. А. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО / Л. А. Парамонова. - М. : Истоки, 2018. – 192 с.

3. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение ребенка / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004. – 172 с.

4. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт. -сост. М. В. Савченко, Л. Н. Котова, Н. В. Губанова. – Донецк: Истоки, 2017. - 76 с

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей Нам известно,что дети задают много вопросов,им интересно все что происходит вокруг,они хотят все узнать,все попробовать. Мы организовали.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе» Опыт "Танцующая фольга" Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Оборудование:.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3–4 лет с помощью дидактической игры
Опубликовано: 13 августа 2023 в 14:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД