Александра Михайловна Кузнецова
Рекомендации логопеда педагогам по профилактике речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она включает в себя развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Элементы профилактики речевых нарушений и воспитание звуковой культуры речи являются неотъемлемой частью всего образовательного процесса.
Публикация «Рекомендации логопеда педагогам по профилактике речевых нарушений у детей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Ниже даны рекомендации для разных возрастных групп.
Вторая младшая группа
Отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки
(А, О, У, И, Э, П, Б, М, Ф, В)
Артикуляционная гимнастика
«улыбочка-заборчик-«злой волк»- для губ
«блинчик печем» –шлепаем губами по языку
«полакать, как котенок» - выбрасывание-втягивание расслабленного языка
«чистим зубки, считаем зубки язычком» - кончиком языка проводим за нижними зубами.
«индюк» - движения языка по верхней губе (БЛЛ-БЛЛ)
«лошадка» - цокаем язычком
Развитие речевого дыхания. (сдуваем кусочки ваты- снежинки, перышки и др.) Затем длительное произношение изолированного звука на одном выдохе.
Артикуляция гласных звуков А, О, У, И, Э
Знакомим с артикуляцией, «пропеваем» с акцентом на положение губ на выдохе с разной силой и высотой голоса (как медведь, как зайка, как мышка). Затем проговариваем слова с этими гласными в начале. А ня, О ля, У тюг, И ва и т. д., лучше с опорой на картинку.
Произношение и выделение голосом согласных звуков, доступных детям
(в звукоподражаниях, а затем в словах). Дифференциация звонких и глухих согласных
«надуваем шарик» - «вьюга воет» Ф-В
«паровозик»-«вода бурлит в кастрюльке» П-Б
Проговаривание слов и коротких предложений (из 2-х слов, затем из 3-х,4-х) в спокойном темпе.
Средняя группа
Отрабатываются сначала (Ы,Я,Е,Е,Ю,Й,Т,Д,Н,К,Г,Х, затем более сложные по артикуляции (С,С - ,З,З - ,Ц)
Артикуляционная гимнастика
«улыбочка-заборчик-«злой волк»- для губ
«блинчик печем» –шлепаем губами по языку
«волна»- придвигаем язык к нижним зубам, затем отодвигаем вглубь рта.
«чистим зубки, считаем зубки язычком» - кончиком языка проводим за нижними зубами.
«ступеньки» - язычок поочередно ложится на верхнюю губу, закрывает верхние зубы, прячется за верхними зубами.
«вкусное варенье» - широким язычком облизываем верхнюю губу.
«индюк» - движения языка по верхней губе (БЛЛ-БЛЛ)
«лошадка» - цокаем язычком
Развитие речевого дыхания. (сдуваем кусочки ваты- снежинки, перышки и др.) Затем длительное произношение изолированного звука, отдельных слов на одном выдохе.
Артикуляция гласных Ы, Я, Е, Е, Ю
Вызываем и закрепляем гласные и знакомим с артикуляцией новых звуков, «пропеваем» (Ы, (Я,Е,Е,Ю) произносим звонко и четко с акцентом на положение губ на выдохе с разной силой и высотой голоса
(как медведь, как зайка, как мышка). Затем проговариваем слова с этими гласными в начале. Я ма, Е ва, Ю ля, Е жик и т. д., лучше с опорой на картинку.
Произношение и выделение голосом согласных звуков, доступных детям
(в звукоподражаниях, а затем в словах, фразах). Дифференциация звонких и глухих согласных.
«вагончики стучат»-«барабанщики» -Т-Д
«курочки» (ко-ко-ко) – «гуси» (га-га-га) К-Г
Формирование фонематического слуха. Развиваем умение слышать звук в слове.
«Хлопни на заданный звук», «Назови слова на заданный звук»
Проговаривание слов, фраз и предложений в спокойном темпе.
Старшая группа
Отрабатываются сначала (Ш, Ж, Ч, Щ, затем более сложные по артикуляции
(Л, Л, Р, Р)
Артикуляционная гимнастика
«заборчик-«злой волк»- опускание нижней челюсти
«окошечко»(«колесико») – удерживание губ (видны 8 зубов(4сверху, 4 снизу)
«ступеньки» - язычок поочередно ложится на верхнюю губу, закрывает верхние зубы, прячется за верхними зубами.
«вкусное варенье» - широким язычком облизываем верхнюю губу.
«чашечка» - удерживание широкого переднего края языка в верхнем положении.
«индюк» - движения языка по верхней губе (БЛЛ-БЛЛ)
«лошадка» - цокаем язычком
«маляр» - движения кончиком языка по твердому небу
«качели» -поднимаем-опускаем язычок (за верхние-за нижние зубы)
Развитие речевого дыхания. (сдуваем кусочки ваты- снежинки, перышки и др., с подъемом языка –
«фокус») Затем длительное произношение изолированного звука, отдельных слов и предложений на одном выдохе.
Работа с гласными
Учим определять место гласного звука в слове (начало, середина, конец).
«Какой первый звук слышим в слове АНЯ? Какой звук в конце слова ЯМА?» и т. д.
Внимание! Подбираем короткие слова из 2-3 звуков, которые стоят в четкой позиции, не берем Йотированные гласные (в начале, после гласной и после Ъ и Ь, затем усложняем.
Произнесение и выделение голосом согласных звуков, доступных детям
(в звукоподражаниях, а затем в словах, фразах). Дифференциация звонких и глухих согласных, твердых- мягких, затем близких по акустическим признакам. Произносить слова с данными звуками, придумывать фразы, проговаривать (договаривать чистоговорки).
Формирование фонематического слуха.
Развиваем умение слышать звук в слове.
«Хлопни на заданный звук», «Назови слова на заданный звук», «Исправь меня»,
«Где звук?»
Проговаривание слов, фраз и предложений в спокойном темпе.
Подготовительная группа
Артикуляционная гимнастика
служит для поддержания тонуса мышц артикуляционного аппарата (на усмотрение педагога). Составляется из вышеперечисленных упражнений.
Развитие речевого дыхания. Произношение слов, предложений, скороговорок, коротких четверостиший на одном выдохе.
Работа над четким, ясным произношение всех звуков в различных сочетаниях Развитие фонематического слуха.
Развиваем умение слышать звук в слове, в предложении выделять слово с заданным звуком. «Хлопни на заданный звук», «Назови слова на заданный звук», «Исправь меня»,
«Где звук?»
Развитие звукового анализа слов.
Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки.
Свистящие-шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч, Сь-Щ, звонкие-глухие (В-Ф, З-С, Ж-Ш, Б-П, Д-Т, Г-К, сонорные (Л-Р, твердые и мягкие согласные.
Работа ведется поэтапно (в изолированном произношении, в словах, во фразовой речи) Работа со слоговой структурой слова.
Проговаривание слов, фраз и предложений в спокойном темпе при отработке звука. при правильном произношении всех звуков речи – развивать связную речь (составление коротких рассказов по картинке, пересказ).