Лучший педагог года

Рекомендации по организации РППС в группах раннего возраста

Светлана Владимировна Степанова
Рекомендации по организации РППС в группах раннего возраста

Рекомендации по организации

развивающей предметно-пространственной среды

в группах раннего возраста

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания дошкольников, охраны и укрепления их здоровья. Эта среда должна обеспечивать педагогам возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Публикация «Рекомендации по организации РППС в группах раннего возраста» размещена в разделах

Новые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды предполагают решение следующих задач:

1. Изучать и внедрять в практику инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей благоприятные условия развития качества личности ребенка;

2. Изменять развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, способностей и потребностей;

3. Создавать условия для поддержки индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

4. Совершенствовать игровое пространство ДОУ с учетом требований современного дизайна и компетентности педагогов.

При реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

1. Соответствие образовательной программы ДОУ, а также материально-техническим и социальным условиям пребывания воспитанников в детском саду;

2. Изменяемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

3. Использование различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

4. Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

5. Наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

Личностно ориентированные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

1. Дистанции, позиции при взаимодействии. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок – «снизу». Личностно ориентированная же позиция педагога – партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Она предполагает стремление воспитателя приблизится к позиции ребенка, а также создание условий, при которых дошкольник может подняться до позиции воспитателя;

2. Активности – возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых;

3. Стабильности-динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач;

4. Комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности;

5. Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

6. Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. Открытости-закрытости (по отношению к природе, обществу и т. д.);

8. Учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать:

1. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

2. Построения вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

3. Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

4. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость искусственных ускорения и замедления развития детей);

5. Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в организации, для детей, принадлежащих в разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами. Это повысит активность ребенка, поможет сформировать опыт освоения способов взаимодействия с окружающим миром, общения со взрослыми и сверстниками в соответствии с принципами:

1. Содержательной насыщенности – использование средств обучения, материалов, инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования, обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, их эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

2. Полифункциональности – учет возможности разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

3. Трансформируемости – возможность изменить развивающую предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, в том числе от интересов и возможностей детей;

4. Вариативности – наличие в ДОУ различных пространств, материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5. Доступности – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6. Безопасности – все элементы развивающей предметно-пространственной среды соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, правилам пожарной безопасности.

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности. Эстетически оформленная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у дошкольников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Проектировать развивающую предметно-пространственную среду необходимо с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Характеристика игрушек

При комплектовании игрового оборудования необходимо учитывать педагогическую целесообразность игрушек. Они должны:

Развивать зрение, зрительное восприятие, слух, осязание, сенсомоторику (чувство формы, размера, определения цвета, моторики, зрительно-двигательную координацию, координацию и точность движений, тактильные ощущения, мускулатуру рук, глазомер, логику, фантазию, речь и навыки общения;

Тренировать мелкую моторику, ловкость рук, сноровку;

Формировать слаженность и точность движений;

Учить фокусировать взгляд, понимать взаимосвязь слов и изображений, распознавать и различать разные формы, чувству ритма, фокусировать свое внимание, соединять зрительные образы со слуховыми, видеть связь между своими действиями и их результатами;

Давать как можно больше новых впечатлений (зрительных, звуковых, тактильных);

Стимулировать развитие умственных способностей.

Виды игрушек, которые необходимо иметь в каждой возрастной группе

Сюжетно-образные игрушки

К ним относятся игрушки, отражающие образ человека, животных, транспорта или других предметов. С их помощью можно познакомить ребенка с различными понятиями и ситуациями.

Радиоуправляемые игрушки

Эти игрушки – настоящая радость для любого ребенка, они буквально сами играют с ним, позволяя совершать различные манипуляции.

Спортивные игрушки

Такие игрушки способствуют физическому развитию и подойдут для особо активных детей. Они делятся на несколько подгрупп, которые влияют на разные мышцы. Одни способствуют развитию активных движений, бега, прыжков (каталки, велосипеды и т. п., другие укрепляют мышцы рук, формируют ловкость, координацию движений (мячи, кегли и т. п.). игрушки для спортивных групповых игр помогают не только развивать детей физически, но и учат их общению в коллективе.

Моторные игрушки

Это игрушки, имеющие небольшие детали, например, игрушки-вкладыши, пирамидки и т. д. они особенно полезны для маленьких детей, поскольку способствуют умственному и речевому развитию.

Обучающие игрушки

Обычно это настольные игры. К обучающим играм можно отнести кубики, конструкторы, лото, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и т. д.

Строительные игрушки

К этим игрушкам относят наборы кубиков, конусов и других фигур, позволяющих ребенку проявить свою фантазию. Строительный материал может быть крупного, среднего и мелкого размеров. Крупные и средние детали способствуют большой подвижности детей во время игры, а мелкие вызывают движения только рук. С мелким конструктором ребенку лучше играть, сидя за столом.

Музыкальные игрушки

К этим игрушкам относят имитаторы музыкальных инструментов, а также озвученные игрушки. Они отлично подходят для интересного времяпрепровождения и эстетического воспитания.

Театральные игрушки

Эти игрушки помогают воспроизвести сюжеты различных сказок, что очень полезно для всестороннего развития ребенка. В них задействуют память, внимание, восприятие, речь и т. д.

Игрушки, выражающие эмоции

Игрушки-защитники и игрушки-успокоители. К ним относятся большие плюшевые медведи, львы, тигры, собаки и т. п. эти игрушки можно обнять, они излучают спокойствие, дают опору и защиту.

Игрушки-утешители. Это большие мягкие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением «лица» (зайцы, тюлени, собачки и т. д.). ребенок чувствует, что они понимают и принимают его, сочувствуют ему, они не взрослые, не большие, они – такие же, как он.

Игрушки для проявления заботы. К этой группе относятся куклы-малыши и пупсики. В ходе игры с этими игрушками дети идентифицируют себя с компетентным, сильным, заботящимся взрослым. Их психологическая и гармонизирующая функция состоят в том, чтобы дать пережить заботу и упражняться в эмпатическом понимании.

Игрушки сувениры и талисманы

Как правило, маленькая выразительная игрушка, подаренная любящим и понимающим взрослым или выменянная у друга.

Игрушки для создания социально-культурной ситуации и овладения социальными ролями

К этим игрушкам относятся мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (полицейский, водитель, врач, продавец, футболисты, а также предметы, помогающие ребенку войти в социальную роль (посуда, транспорт, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик и т. д.). Эта игрушка также включает различного рода конструкторы. Их цель – тренировка внимания и пространственного мышления, мелкой моторики. Они также позволяют имитировать сюжеты из социальной жизни (например, Лего).

Игрушки для коллекционирования

К ним относятся фарфоровые куклы, модели машинок, обычные игрушки, превращенные в часть коллекции. В них нельзя играть, но ими можно обладать.

Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Они должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Особенности проектирования

развивающей предметно-пространственной среды

для детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста:

1. Быстрое развитие двигательной активности;

2. Активное освоение окружающего предметного мира;

3. Овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, предметные и игровые отношения со сверстниками;

4. Овладение активной речью;

5. Предметной деятельностью;

6. Появление сюжетно-отобразительной игры.

Игрушки и материалы:

1. Для развития движений;

2. Игровой деятельности;

3. Сенсорного развития;

4. Экспериментирования (центр воды и песка);

5. Детского творчества;

6. Театрализованной деятельности;

7. Развивающие игры и игрушки (сенсорный стол, дидактические игры).

У детей раннего возраста ведущей становится предметная деятельность. Ребенок овладевает соотносящими действиями, цель которых – придание предметами или их частям определенного положения в пространстве: складывание пирамидок и матрешек, постройка «домов» из кубиков, закрывание коробок крышками, использование сборно-разборных игрушек.

Развивающая предметно-пространственная среда

для детей раннего возраста

Центр природы и экспериментирования

1. Живые растения: обильноцветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений. Это комнатные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.

• Фикус,

• Герань,

• Бегония,

• Хлорофитум,

• Бальзамин,

• Кливия,

• Фиалка.

2. Сезонные растительные объекты:

• Яркие, крупные овощи, фрукты (муляжи);

• Шишки (сосна, ель) и др.

3. Временные объекты:

• Осень: букеты осенних цветов в вазах; цветущие растения цветника (астра, хризантема и т. д.).

• Зима: ящики с посадками (лук, овес и т. д.); ветки деревьев и кустарников в вазах.

• Весна: ветки деревьев и кустарников в вазах; ящики с рассадой.

• Лето: букеты цветов в вазах.

4. Простейшие календари: картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

5. Макеты (плоскостные и объемные):

• «Кто живет в лесу» (дикие животные)

• «Во дворе у бабушки» (домашние животные)

6. Музейные и коллекционные материалы:

• Разнообразные причудливые камешки, раковины

• Корзинка «Времена года» (например, овощи – осенние дары природы)

7. Наглядный иллюстрированный материал:

• Картины – пейзажи по временам года

• Набор картинок с изображением птиц: курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь;

• Набор картинок с изображением животных: собака, кошка, лошадь, заяц, лиса, медведь и др. ;

• Книги с иллюстрациями, на которых изображены животные;

• Альбом «Времена года»;

• Дидактические игры;

• Подборка стихов, загадок о природе.

8. Инвентарь:

• Лейки для полива комнатных растений

• Мелкие деревянные лопатки для уборки снега

• Пластмассовые ведерки.

9. Лабораторный материал для экспериментирования:

• Сосуды для воды, сыпучих материалов

• Столик для игр с водой и песком, наборы игрушек к играм

• Зеркальца для игр с солнечным зайчиком

10. Простейшие приборы и приспособления:

• «Ящик ощущений» («Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек»)

• Сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой

• «Шумящие коробочки», внутри которых семена, другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки.

Центр двигательной активности

1. Комплект разноцветных кеглей;

2. Мячи разных размеров, цветов, мячи для метания (мягкие, массажные, пластмассовые малые;

3. Флажки

4. Маски для подвижных игр

5. Ленты разноцветные

6. Султанчики

7. Кольца

8. Обручи

9. Воротики для подлезания

10. Следы и ладошки из линолеума

11. Мягкие модули

12. Массажные коврики

13. Картотека подвижных игр

14. Комплексы утренней гимнастики

15. Предметные картинки (мяч, кегли и др., сюжетные картинки с простым сюжетом (мальчик с мячом и др.)

16. Дидактические игры.

Центр театрализованной деятельности

1. Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, театральные атрибуты и пр.).

2. Карнавальные костюмы: юбки, блузки, накидки, перелинки, шали, косынки, бусы, шляпки, веночки, шапочки-маски и т. д.

3. Различные виды театра: бибабо, настольный, плоскостной, магнитный, пальчиковый, перчаточный.

4. Фланелеграф с набором персонажей и декораций.

5. Аудио- и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

Центр книги

1. Полка с книгами (5-6 прочитанных и 2 новые).

2. Книжки-малышки с картинками (потешки, стишки, прибаутки, песни, сказки, рассказы).

3. Тематические альбомы, иллюстрации.

4. Книжки-рассказы в картинках.

5. Книжки-раскраски.

6. Сюжетные картинки.

Весь материал периодически обновляется. Дидактические и настольные игры могут быть расположены на открытых полках, доступных для детей.

Центр сенсорного развития

1. Пирамидки разной формы и величины, цвета.

2. Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками, матрешки, пазлы, вкладыши.

3. Набор кубиков, кирпичиков.

4. Игрушки для обыгрывания.

5. Игры, связанные с ориентировкой: «Найди такой же».

6. Игры на составление целого из частей (2-3).

7. Игры на сревнение предметов (большой-маленький, много-мало).

8. Игры на составление последовательности (пирамидки)

9. Волшебный мешочек.

10. Развивающие игры: блоки Дьениша, рамки-вкладыши Монтессори.

11. Логические кубики.

12. Шнуровки.

13. Наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов.

14. Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений.

Центр речевого развития

1. Дидактические игры.

2. Настольно-печатные дидактические игры, вкладыши, лото, разрезные картинки, кубики.

3. Картинки (альбомы) по лексическим темам.

4. Картотека дидактических игр.

5. Картотека упражнений артикуляционной гимнастики.

6. Картотека дыхательной гимнастики.

7. Картотека пальчиковых игр.

8. Картотека чистоговорок, стихов, потешек.

9. Картинки с изображением:

• Явлений природы

• Домашнего обихода

• Основными частями транспорта: кабины, руля, окон, дверей, колес

• Труда взрослых: повар готовит, няня убирает, мама шьет

• Детей

• Действий.

Центр музыкального развития

1. Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, треугольник, погремушки, молоточек, колокольчик.

2. Музыкальные игрушки:

• Копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией (домра, балалайка и др.);

• Образные игрушки, нажатием на которые извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.);

• Образные игрушки, «играющие» на музыкальных инструментах;

• Неваляшки;

• Музыкальная юла;

• Образные игрушки со звучащей кнопкой;

• Музыкальный центр;

• Наборы дисков с записями музыкальных произведений.

Центр предметной и игровой деятельности

1. Материал для предметной деятельности:

• Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий;

• Большая напольная пирамидка для совместных игр со сверстниками;

• Матрешки;

• Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски);

• Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.);

• Наборы разнообразных объемных вкладышей;

• Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы;

• Конструкторы;

• Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.);

• Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).

2. Игрушки-персонажи:

• Куклы крупные (35-50 см, 5 шт.);

• Куклы средние (25-35 см, 5 шт.);

• Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см, 8 шт.);

• Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см, 15-20 шт.);

• Звери надувные, крупные (2-3 шт.).

3. Игрушки – предметы оперирования:

• Набор крупной чайной посуды (2-3 шт.);

• Набор крупной кухонной посуды (2-3 шт.);

• Миски или тазики (3 шт.);

• Комплект постельных принадлежностей для кукол (3 шт.);

• Грузовик (2 шт.);

• Крупная тележка-ящик (2 шт.);

• Звери и птицы на колесах или каталки с палочкой или шнурком (5 шт.);

• Автомобили с открытым верхом большого и среднего размера (5 шт.);

• Складные кукольные коляски, соразмерные куклам (2 шт.);

• Конь (другие животные) на колесах или качалка (1 шт.);

• Телефон (2 шт.);

• Ведерки (5 шт.).

4. Маркеры игрового пространства:

• Крупный кукольный стол (1 шт.);

• Крупный кукольный стул (4 шт.);

• Кукольная кровать (2 шт.);

• Кукольный шкафчик для белья (1 шт.);

• Кукольный кухонный шкафчик, соразмерный ребенку (1 шт.);

• Кукольная кухонная плита, соразмерная ребенку (1 шт.);

• Ширма – остов домика (1 шт.);

• Складной остов автобуса (вагончика) с рулем (1 шт.).

5. Полифункциональные материалы:

• Объемные модули: набивные или надувные кубы, валики, параллелепипеды (6 шт.);

• Ящик с мелкими предметами-заместителями (1 шт.).

6. Транспортные игрушки: грузовые, легковые автомобили, автобус, трамвай, самолет, теплоход, лодка (из различного материала крупного, среднего и мелкого размеров: простые, заводные, электрифицированные).

7. Предметы-заместители:

• Веревки, дощечки, пробки, коробочки и т. д. ;

• Пластмассовые конструкторы, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов (один набор из 8-10 модулей).

Центр изобразительной деятельности

1. Материал для рисования:

• Наборы цветных карандашей, 6 цветов (по количеству детей);

• Наборы фломастеров, 6 цветов (по количеству детей);

• Наборы гуаши, 6 цветов (по количеству детей);

• Круглые беличьи, колонковые кисти № 10-14 (по одной кисти разной толщины на каждого ребенка);

• Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л на двоих детей);

• Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15 см, по количеству детей);

• Подставки для кистей (по количеству детей);

• Бумага для рисования (по количеству детей).

2. Материал для лепки:

• Глина для лепки, не липнущая к рукам (0,3 кг на каждого ребенка);

• Доски (20*20 см, по количеству детей);

• Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие (1-2 шт. на каждого ребенка);

• Салфетки из ткани (30*30 см, по количеству детей, хорошо впитывающей воду, для вытирания рук во время лепки).

3. Материал для аппликации:

• Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач (на каждого ребенка);

• Розетки для клея (по количеству детей);

• Подносы для форм и обрезков бумаги (по количеству детей);

• Щетинистые кисти для клея (по количеству детей);

• Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем (по количеству детей) доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом (по одной на каждого ребенка);

• Мольберты (2-3 шт.);

• Фартуки и нарукавники (по количеству детей).

Центр конструирования

1. Пластмассовый строительный материал.

2. Игрушки для обыгрывания построек (фигурки животных).

3. Транспорт (крупный, средний, мелкий).

4. Наборы для конструирования разного размера.

5. Набор кубиков среднего размера «Строитель».

6. Конструкторы «Паровоз», «Трактор», «Лего», «Дом», «Дорога».

Центр безопасности

1. Безопасность на дороге

• Макет улицы

• Наборы транспортных средств

• Картинки с изображением транспортных средств

• Светофор, кружки красного и зеленого цвета

• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки-маски или нагрудные знаки с изображением разных видов транспорта и т. д.)

• Дидактические игры типа «Собери машину», «Поставь машину в гараж», «Светофор» и т. д.

• Художественная литература.

2. Личная безопасность

• Иллюстрации предметов окружающего мира.

• Дидактические игры, направленные на знакомство с понятиями «можно – нельзя», «опасно», с правилами безопасного поведения в играх с песком, водой и т. д.

• Художественная литература.

3. Безопасное поведение в природе

• Иллюстрации животных, растений.

• Дидактические игры

• Демонстрационный материал «Правила поведения в природе».

• Экологические знаки (не подходить к незнакомым животным, не гладь их, не дразни; не рви и не бери в рот растения и т. д.).

Центр краеведения и патриотического воспитания

1. Иллюстрации с видами города (ближайшее окружение):

• Детский сад

• Улица, на которой находится детский сад

• Поликлиника, аптека, магазины, метро, детские игровые площадки и т. д.

2. Иллюстрации «Труд взрослых» (ближайшее окружение): воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, врач)

3. Дидактические игры.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Элементарное экспериментирование с водой в группах раннего возрастаЭлементарное экспериментирование с водой в группах раннего возраста В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Проведение элементарного экспериментирования.

Карта контроля организации РППС в группах Дата: Проверку проводил: ФИО воспитателя: Группа: Вопросы контроля 1. Доступность среды для всех детей, удобное расположение материалов.

Карта оценки организации Рппс в ДОУ в рамках проведения процедуры Всоко ДО Карта оценки организации РППС в ДОУШкала оценивания: соответствует/не соответствует 1. Насыщенность предметно-пространственной развивающей.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по организации РППС в группах раннего возраста
Опубликовано: 29 октября 2023 в 12:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД